Алма Саулебаева: "Внутренний тренер - как состояние души"
На сегодня в компании существуют множество проектов, предложенных и внедренных HR-блоком. Такой темп - это необходимость, ведь система управления персоналом требует постоянного развития и внедрения новых подходов и инструментов. Велением времени постепенно стирается понятие "отдел кадров", классическое видение роли кадровиков лишь в процессах кадрового администрирования, и сегодня уже мы понимаем, что рекрутинг, оценка эффективности работников, управление талантами, обучение и развитие, совокупное вознаграждение и другое - это обязательные процессы корпоративной модели эффективного управления человеческими ресурсами.
В каждом направлении реализуются множество проектов и подпроектов, конечная цель которых - исполнение стратегических задач компании. Есть проекты, приносящие быстрые победы и результаты, а есть и долгосрочные, которые направлены на перспективу, их эффект можно будет получить лишь в будущем.
Как это было...
В 2019 году в компании был осуществлен набор на обучение по внутреннему тренерству. Тогда на первое занятие пришли более 80 работников центрального аппарата, филиалов и дочерних предприятий, дислоцированных в Астане. В течение шести месяцев слушатели постигали секреты андрогогики, пополняли словарный запас новыми терминами, интересным фактами, открывали новые способы передачи знаний.
Обучение оказалось очень креативным и интересным, а самое сложное на тот момент было пройти защиту своей темы для сертификации. Рассказываю от первого лица об этом этапе в деталях, так как сама была в составе слушателей. Все очень волновались и готовились как к защите будущих тренеров дипломной работы. Не все смогли получить сертификат тренера, наверно сказалось волнение или были другие причины, по которым несколько человек получили статус со-тренера. Каждый из нас рвался в бой и горел желанием самостоятельно начать тренерскую деятельность. Мы тогда еще не понимали, насколько это ответственно и не просто стоять перед коллегами и обучать их новым компетенциям. Завершили обучение 36 человек (из 80 слушателей).
Применение ценных навыков
С каждым самостоятельно проведенным тренингом приходил опыт, оттачивалось мастерство, развивался навык импровизации, менялись подходы, пересматривалось и изучалось много материалов. Неизменным остается волнение перед каждым тренингом, беспокойство о передаче полного объема материала и ожидание хорошего настроя слушателей. Каждый тренинг проходит по-разному, не бывает одинаковых, наши коллеги раскрываются на тренингах, с удовольствием участвуют в них и открыты всему новому.
Молва о проводимых тренингах разлетелась быстро, стали поступать запросы на их проведение в структурных подразделениях центрального аппарата, филиалов и дочерних организациях. Мы стали чаще задумываться над тем, как увеличить охват слушателей, поднять уровень компетенций работников компании на линейном уровне.
Навстречу вызовам
Вызовы 2023 года по трансформации компании в транспортно-логистический холдинг предъявляют новые требования к персоналу с широким спектром компетенций. К их числу относятся не только «профессиональные навыки» (hard skills), определяемые спецификой профессиональных задач, но и «гибкие навыки» (soft skills) - личностно-деловые качества, определяемые корпоративной моделью компетенций компании. Все эти компетенции в совокупности напрямую отражаются на повышении качества оказываемых услуг и эффективности производства.
Так и родилась идея нового проекта - "Передвижной школы внутренних тренеров «Білім экспрессі». Ее концепция предполагала проведение выездных тренингов силами внутренних тренеров компании для развития компетенций работников линейного уровня. Она позволяла провести максимальный охват обучением работников структурных подразделений на рабочих местах, дала возможность получения обратной связи по вопросам и проблемам регионов, и через обучение велась работа по профилактике и предупреждению социальной напряженности, развитие культуры саморазвития. Важным фактором была экономия командировочных расходов, ведь направить с каждого региона минимум 100 работников в г.Астана для обучения с выплатой командировочных расходов было бы неподъемной статьей расходов бюджета.
Координатором проекта является филиал АО «НК «ҚТЖ»-«Центр оценки и развития работников на железнодорожном транспорте». Они ведут учет заявок, формируют календарный план, работают с внутренними тренерами, ведут работы по всем организационным вопросам.
Был разработан календарный план проведения выездных тренингов, собраны заявки из регионов и в марте 2023 года «Экспресс знаний» отправился по Казахстану с доброй миссией - повысить личностно-деловые качества работников стальной магистрали. В регионах к данному проекту отнеслись ответственно. Быстро и слаженно решались все организационные моменты.
Знания - в регионы
Коллеги в регионах с первых минут вовлекаются и участвуют в процессе обучения, для них это новый формат и новые темы. Тематика тренингов отбиралась с учетом специфики деятельности компании и современных требований времени. В том числе люди учились стрессоустойчивости, управлению конфликтами, эффективным коммуникациям и клиентоориентированности.
Самое приятное в тренерстве - получение обратной связи от слушателей. Очень важен пример внутренних тренеров, которые являются работниками компании и осознано, ответственно занимаются передачей знаний через тренинги, мастер-классы, наставничество. Они - эксперты и знакомы с задачами отрасли, знают обо всех изменениях, происходящих в ней и самое главное говорят на одном языке с аудиторией. Этим и дорог проект Передвижной школы внутренних тренеров, и конечно - доверием слушателей.
В адрес внутренних тренеров после каждого тренинга от слушателей поступают слова благодарности. Это вдохновляет и воодушевляет. От лица участников тренингов выражаем благодарность Гульнар Катаевой, Аягоз Темировой, Бекзату Каримханову, Меруерт Жумахановой, Айман Есимовой, Карлыгаш Батталовой, Гульжан Кишкентаевой, Алданыш Тулепбековой, Гульмире Шартаевой, Рашиде Айтжановой, Светлане Азиевой, Жазире Жилкибаевой, Жанботе Шакирову, Зауреш Раимбековой, Динар Карыбаевой!
К слову, в этом году «Білім экспрессі» делает «остановки» в областных регионах, а на следующий год планируется расширить и предусмотреть остановки на узловых и отдаленных станциях. Стремление руководства компании сделать обучение важным инструментом мотивации и развивать культуру постоянно самообучающейся организации находит отклики во всех трудовых коллективах, а мы, внутренние тренеры очень горды быть реализаторами такого о начинания.