ИИ внедряют для оптимизирования движения поездов в Казахстане

Новости
11.04.2024, 13:28

Ведущий инженер лаборатории волновых процессов и систем управления Московского физико-технического института Андрей Новиков рассказал в интервью Rail-news.kz, как разработанный учеными МТФИ искусственный интеллект помогает в организации движения поездов.

Работу над проектом начали в 2019 году по заданию группы компаний «1520», внедряющей в Казахстане на железных дорогах свою систему микропроцессорной централизации. За это время специалисты МФТИ разработали алгоритмы, удовлетворяющие по скорости принятия решений, по корректности и оптимальности составления графика движения, а также по возможности расширения функционала.

«Интеллектуальная система управления движением поездов «Прогноз» - один из компонентов системы управления расписанием (СУР). Она предназначена для поддержки принятия решений поездным диспетчером в нештатной ситуации, когда фактор времени принятия решений особо критичен. Соответственно, система «Прогноз» нацелена на помощь поездному диспетчеру, а также для оказания помощи инженеру-графисту службы движения, составляющему нормативный и оперативный графики движения», — рассказал Андрей Новиков.

Разработчики использовали нейросетевой алгоритм оптимальных прецедентов, обученный на имеющихся архивных данных. Параллельно происходит вычисление методом стохастической оптимизации, основанном на теории графов. Комбинация этих двух методов позволяет гарантированно получать оптимальный результат.

Испытания показали, что перерасчет графика при любых изменениях на ближайшие трое суток происходит менее чем за три секунды.

«У поездных диспетчеров есть термин «брошенные поезда». Это поезда, которые не могут попасть в пункт назначения по разным причинам, и их останавливают на какой-либо станции, где есть свободные пути для того, чтобы дождаться, когда будет возможность продолжить путь. Поезда могут «бросить» на час, а могут и на сутки. Все зависит от развития ситуации. Занимая эти пути, ограничивается способность диспетчера для маневра. И когда таких поездов становится много, ситуация становится критической. Тут-то программа помогает найти наиболее оптимальное решение: какие поезда пропустить вперед, а какие придержать.  Прогнозировать ситуацию можно на сутки, двое и даже трое вперед. Однако принятие решения по перестроению остается за человеком», — говорит Андрей Новиков.

Инженер также рассказал о планах по расширению функционала ИИ.

«Во-первых, сейчас идет работа с информационно-вычислительным центром по внедрению стыковки и получению информации от Автоматизированной системы оперативного управления перевозками по формированию, отправлению, проследованию и прибытии поездов по станциям участка. Это позволит более достоверно формировать график исполненного движения поездов, а соответственно делать более точный прогноз развития ситуации. Уже сейчас внедряются замечания и предложения поездных диспетчеров по формированию статистических отчетов, по расширению пометок на графике движения, что позволит расширить перечень ограничений и запретов при расчетах графика. В данный момент система находится в опытной эксплуатации и по итогам внедрения всех замечаний, предложений и рекомендаций будет принято решение о тиражировании ИСУДП «Прогноз» на другие участки», — сказал он.

Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда
Регионы
15.09.2025
Железнодорожники и полиция усилили профилактику травматизма на путях в Павлодаре
Новости
15.09.2025
Систему Express International для международных пассажирских перевозок представили в Санкт-Петербурге
Спорт
15.09.2025
Машинист Асылхан Какимов завоевал золото на международном турнире в Бишкеке
Регионы
15.09.2025
Костанайские железнодорожники более 18 миллионов тонн грузов
Пассажирские перевозки
12.09.2025
Поддержка отечественного производства, долгосрочные контракты и внедрение ИИ: что изменилось в системе закупок КТЖ в 2025 году
Регионы
12.09.2025
Месячник «Автосцепному устройству локомотивов – надежную работу!» проходит в ТЧЭ-22
Новости
12.09.2025
Журналистов ознакомили с производством подвижного состава на предприятиях Трансмашхолдинга (ФОТО)
Регионы
12.09.2025
Грузооборот по станции Алтынколь вырос на 18%
Новости
12.09.2025
Более 1 400 работников КТЖ отмечены государственными и отраслевыми наградами
Новости / Архив
12.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №74 от 12 сентября 2025 года
Пассажирские перевозки
11.09.2025
Более 70 тысяч пассажиров воспользовались спутниковым интернетом в поездах
Новости
11.09.2025
Более 63 тысяч нарушителей наказаны на объектах транспорта
Новости
11.09.2025
ТЭ26 заменит сразу четыре серии тепловозов
Новости
11.09.2025
Транспортная полиция определила задачи на предстоящий период
КТЖ в лицах
11.09.2025
Дежурная Лариса Коломынцева посвятила станции Жайык более 40 лет
Грузовые перевозки
11.09.2025
Перевозку зерна обсудили в КТЖ
Грузовые перевозки
10.09.2025
Более 17 тыс. тонн пшеницы перевезено без смены контейнеров из Казахстана во Вьетнам