Слагаемые успеха
Новости
23.02.2018, 11:01

Благодаря слаженной работе железнодорожной, морской и логистической инфраструктуры, казахстанским транспортникам удалось обеспечить единую технологию и тарифную политику на Транскаспийском международном транспортном коридоре. Это позволило сохранить объем перевалки грузов через прикаспийскую портовую инфраструктуру на стабильном уровне и привлечь в логистическую инфраструктуру дополнительные инвестиции.
Перевалка груза – это, также как и перевозка проектного или негабаритного груза, довольно сложный процесс, требующий наличия современной специализированной техники, а также грамотного персонала, способного разрабатывать рациональные планы по осуществлению заказа и удовлетворению всех потребностей заказчика. В современной транспортной логистике, в которой зачастую сопряжены несколько видов перевозок, именно слаженность действий, качество и скорость определяют ее перспективы и конкурентоспособность. Необходимость процесса перевалки обычно появляется в случаях, когда груз проходит транзитом или отправляется за пределы страны, и в транспортировке участвует несколько видов транспорта, или на пограничных железнодорожных станциях, так как в ряде стран разная ширина железных дорог.
Специалистам хорошо знакомо, что перевалка грузов несет в себе дополнительный риск, потерю некоего процента товара, дополнительные затраты и доставляет транспортникам довольно много хлопот. И с этой точки зрения сохранение объема перевалки через прикаспийскую портовую инфраструктуру практически на уровне 2016 года – 5,8 миллиона тонн (в 2016-м – 5,8, в 2017-м – 5,5), несмотря на рекордно-низкую перевалку нефти через порт Актау (всего 1 434 тыс. тонн вместо прошлогодних 2 320 и максимальной в истории порта перевалки в 2009 году – 11,3 млн тонн), можно считать вполне успешным.
Таких итогов удалось достичь благодаря нескольким составляющим. Так, например, запуск железнодорожного паромного комплекса Курык позволил в 2017 году в два раза увеличить запланированный объем перевалки. А уже к октябрю прошлого года была зафиксирована перевалка первого миллиона тонн грузов с начала операционной деятельности на железнодорожном паромном терминале порта. Основная номенклатура грузов, отгруженных через порт, – нефтепродукты, химические удобрения, товары народного потребления, металлопродукция, машины и оборудование. В нынешнем году железнодорожники планируют удвоить это объем и довести показатель до двух миллионов тонн.
Как отмечают эксперты, преимуществами береговой полосы близ поселка Курык в Каракиянском районе Мангистауской области являются подходящие климатические условия: бухта не замерзает зимой и ее глубина достаточна для грузовых судов. Кроме того, Курык расположен удаленно от крупных населенных пунктов, что дает возможность расширения существующих и создания новых производственных мощностей. На сегодня порт не только обеспечивает мультимодальную транспортировку грузов, но и становится важным звеном Транскаспийского международного транспортного маршрута – одного из перспективных транспортных коридоров Евразии, который проходит из Китая по территории Казахстана, акватории Каспийского моря, Азербайджана и Грузии с последующим выходом к странам Европы.
Так, АО «НК «ҚТЖ» через Каспийскую инфраструктуру при формировании экспортной и транзитной логистики вовлекаются собственные транспортные и терминальные активы и сухогрузный флот, что снижает транспортные издержки грузоотправителей и риск исполнений.
Дополнительный импульс развития Транскаспийских перевозок придал ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс в сентябре 2017 года, что дало возможность не только расширить экспортно-транзитную географию перевозок, но и в перспективе позволит выполнить в 2018 году запланированный объем на уровне 8,5 миллиона тонн.
С подключением нового автомобильного терминала совокупная мощность казахстанских портов на Каспийском море, безусловно, увеличится. Как планируют сами транспортники, к концу 2018 года она достигнет 26 миллионов тонн. И это уже ясный сигнал для партнеров казахстанской стороны по транскаспийскому международному транспортному маршруту к тому, чтобы быть готовым к существенному увеличению объемов перевалки через казахстанские порты. Так, ожидаемый грузопоток сухих и паромных грузов к 2020 году в направлении морских портов Казахстана составит около 13,7 миллиона тонн.
Впрочем, Бакинский порт уже ощутил на себе эту динамику. Так, например, только по итогам 2017 года перевалка паромных грузов по маршруту Баку – Курык – Баку увеличилась на 45,1%. Не меньшие перспективы вырисовываются и в направлении морских портов других стран.
Айжан ГАЗИЗОВА
Инфраструктура
04.07.2025
Новая щебнеочистительная машина пополнила парк КТЖ
Регионы
04.07.2025
Комплексную проверку провели на станции Сары-Озек
Инфраструктура
04.07.2025
Комплекс мероприятий КТЖ обеспечил снижение числа инцидентов
Новости
04.07.2025
Менеджер Департамента инфраструктурного развития Тулеген Утегенов помог спасти жизнь коллеге
Новости
04.07.2025
ТОО «Теміржол жөндеу» капитально отремонтировало более 120 км путей
Новости / Архив
04.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №51 от 04 июля 2025 года
Новости
03.07.2025
Число инцидентов на железной дороге сократилось вдвое
Новости
03.07.2025
Глава государства обозначил ключевые задачи для министра транспорта
КТЖ в лицах
03.07.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Евгений Журавский отметил 90-летний юбилей
Новости
03.07.2025
Председателем правления КТЖ назначен Талгат Алдыбергенов
Регионы
03.07.2025
Более 103 км скотоизгороди возведено на железнодорожных участках Карагандинского региона
Пассажирские перевозки
03.07.2025
Более 1,2 млн пассажиров перевезено поездами КТЖ в июне
Новости
03.07.2025
XII совещание министров транспорта ШОС «Глобальный устойчивый транспорт» прошло в Тяньзыне
Новости
02.07.2025
Атырауский вагоностроительный завод планирует выпускать до 7 тыс. вагонов к 2026 году
Грузовые перевозки
02.07.2025
Рост экспортных перевозок зафиксирован в первом полугодии на сети КТЖ
Регионы
02.07.2025
Предприятия Оскеменского региона наградили по итогам весеннего осмотра
Новости
02.07.2025
Станция Достык готовится отметить 35-летний юбилей
Грузовые перевозки / Цифра недели
01.07.2025
Перевозки зерна по сети КТЖ выросли на 53%
Регионы
01.07.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Орал
Новости
01.07.2025
Антитеррористические учения прошли в порту Актау