Зерно на экспорт
Новости
31.07.2018, 10:20
Структура казахстанского экспорта остается неизменной уже многие годы. Нефть и нефтепродукты занимают в ней ведущее место. Далее следуют цветные и черные металлы, руды, только потом зерновые культуры.
Казахстанское зерно является важным источником поступления в бюджет валютных средств, необходимых для внутреннего инвестирования экономики и развития страны. Казахстан с начала года увеличил экспорт зерна в 1,6 раза. Объем отгрузки муки также вырос
Только Костанайская область увеличила экспорт зерна в 2 раза, муки – на 22%. В целом, за 6 месяцев 2018 года отгружено на экспорт 1,1 миллиона тонн зерна, что в 2 раза больше уровня прошлого года, муки – 435,2 тысячи тонн, или на 22% больше уровня прошлого года. В другие области республики отгружено зерна и муки 332,8 тысячи тонн (на 3% больше уровня прошлого года).
При этом, многие дальние страны, такие, например, как Италия, покупают в Казахстане небольшие, но стабильные партии пшеницы. В зависимости от состояния зернового баланса и объемов урожаев, РК имеет возможность вывозить от одной трети до половины текущего урожая.
Традиционные потребители
Главным рынком сбыта казахстанского зерна, прежде всего, пшеницы и ячменя, являются страны Средней Азии – Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Афганистан. Это самый близкий рынок и наиболее удобный для поставок зерна с точки зрения казахстанской сухопутной логистики с транспортировкой в основном железнодорожным транспортом. Поэтому казахстанское зерно конкурентоспособно, и поставщикам из других стран с нашим продуктом здесь трудно соперничать.
Эти же страны являются основными потребителями переработанного зерна в виде муки. Но в последние годы рынок муки сужается – технологии ее производства не так сложны, и вышеперечисленные страны активно развивают свою мукомольную промышленность и производят муку не только на основе казахстанского зерна, но и из местной пшеницы, смешивая ее, если понадобится, в необходимой пропорции. Этот рынок был, является сейчас и останется наиболее стабильным и самым емким по потреблению казахстанской продовольственной пшеницы для производства муки.
Узбекистан является крупнейшим импортером казахстанского зерна и муки. В структуре казахстанского экспорта зерна и муки он занимает лидирующие позиции на протяжении многих лет.
В то же время реализация другого перспективного направления экспорта зерна через акваторию Каспийского моря в сторону Ирана и Азербайджана стала возможной благодаря реконструкции порта Актау, а затем постройке международной железнодорожной линии Казахстан – Туркменистан – Иран. Сейчас Иран является важным импортером казахстанского ячменя. Но на этих рынках Казахстан ощущает сильную конкуренцию с российским зерном.
По мнению аналитика Сергея Букатова, особо нужно выделить Китай. Китайские власти и компании активно открывают свои рынки для импорта продовольствия. Население Поднебесной постоянно растет высокими темпами, так же как и потребность этого населения в пропитании.
– В настоящее время в Китае проживает около 1,38 миллиарда человек, население страны увеличилось только за прошедший год примерно на 5,7 миллиона. Поэтому Китай усилил свою активность в прямой покупке продуктов питания в других странах. Эксперты наблюдают тренд в повышении импорта зерна из-за недостаточного количества пахотных земель в КНР, водных ресурсов и рабочей силы при растущем спросе на зерновые, – отмечает аналитик.
Казахстан упорно пробивает новые маршруты для экспорта зерновой продукции. Строительство пограничного железнодорожного перехода Дружба – Алашанькоу между Казахстаном и Китаем и открытие железнодорожного перехода Серахс – Мешхед между Туркменистаном и Ираном создали новые транзитные коридоры по маршруту Великого Шелкового пути: от тихоокеанских портов Китая Ляньюньган, Циньдао, Тяньцзин в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию, к портам Средиземноморья и Персидского залива. Сегодня по всему этому пути полным ходом идут грузы. Имеющаяся сеть автодорог дает выход на Россию и бывшие союзные республики, а также в Китай, Турцию и Иран, что обеспечивает выход к портам Черного и Средиземного морей и Индийского океана. Морское судоходство осуществляется на Каспийском море (порт Актау) с выходом через речные пути России на Черное и Балтийское моря.
Кроме этого, казахстанское зерно поставляется во многие страны Евросоюза, но в сравнительно малых объемах. Часть пшеницы, особенно с высокой долей протеина и клейковины, вывозится и в Россию, несмотря на обилие в стране собственного зерна. Казахстанское зерно борется за свою долю рынка в Египте, Алжире, Турции, ЮАР, Бангладеш, Филиппинах и других странах.
Асель ШАЙХЫНОВА
Инфраструктура
27.11.2024
Более 250 км железнодорожного полотна капитально отремонтировало ТОО «Теміржол жөндеу»
Регионы
27.11.2024
Меры предотвращения наездов на людей и скот обсудили в Алматинском отделении магистральной сети
Регионы
27.11.2024
Обеспечение безопасности движения проверят в Оскеменском эксплуатационном вагонном депо
Новости
27.11.2024
Более 250 студентов и школьников побывали на экскурсии в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
27.11.2024
Казахстан намерен увеличить пропускную способность коридора «Север-Юг» до 20 млн тонн
Новости
26.11.2024
Более 155 мостов построят во время строительства новых железных дорог в Казахстане
Новости
26.11.2024
Олжас Бектенов дал ряд поручений Минтранспорта и КТЖ
Новости
26.11.2024
До 2027 года КТЖ построит 9 терминалов
Новости
26.11.2024
Развитие железнодорожной отрасли и транзитного потенциала рассмотрели в правительстве Казахстана
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане
Грузовые перевозки
26.11.2024
Годовой план по сдаче грузов через Достык – Алашанькоу выполнили досрочно
Пассажирские перевозки
26.11.2024
Нацперевозчик напомнил правила использования стоп-крана в пассажирских вагонах
Новости
26.11.2024
Развитие ТМТМ обсудили в Стамбуле
Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году