Развитие перевозок в Каспийском регионе обсудили на форуме
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Развитие перевозок в Каспийском регионе обсудили на 5-м ежегодном Транскаспийском форуме с участием руководства морского порта Актау. Мероприятие прошло в режиме «онлайн» и собрало политиков и лидеров бизнеса из Прикаспийских стран и США. В своем выступлении председатель правления АО «НК «Актауский морской торговый порт» Абай Турикпенбаев отметил, что для Казахстана как внутриконтинентальной страны важно наладить мультимодальные маршруты доставки грузов с соседними странами. Одним из них является Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), соединяющий страны Юго-Восточной Азии с Турцией, Закавказьем и Южной Европой. Сегодня участниками ТМТМ являются более 20 компаний. Налажена регулярная фидерная линия между Баку и Актау.
– Сейчас по этой линии на еженедельной основе ходят два судна: одно казахстанское и одно азербайджанское, что позволяет увеличить скорость доставки груза из Китая в Европу и Турцию до 14-17 дней. Объем перевозок в контейнерах растет, хотя пандемия внесла коррективы в наши планы, – отметил Абай Турикпенбаев.
Говоря о существующих проблемах, он отметил, что имеются трудности из-за разного таможенного законодательства стран региона. – Существенное увеличение транзитного грузооборота возможно только путем совместных и слаженных действий всех заинтересованных участников на существующих и перспективных маршрутах. Примером такого взаимодействия может выступать пилотный проект по цифровому обмену данными, успешно внедренный в портах Актау и Баку, который позволяет нам оперативно управлять документацией и быть в трендах современного времени. Надеемся, что к концу текущего года к нам присоединятся и другие компании, – сказал Абай Турикпенбаев. Глава порта Актау считает, что существует значительный потенциал для развития Каспийского региона, инвестиций и торговли через создание надежных транзитных маршрутов Восток – Запад. При этом устаревшая и неэффективная трансграничная инфраструктура препятствует региональному сближению и экономическому развитию. Кроме того, в регионе наблюдается отставание от мировых тенденций и ведущих европейских стран в части контейнеризации. По мнению Абая Турикпенбаева, контейнеризация позволила бы наполнить маршрут ТМТМ большим объемом. Что касается традиционного груза – нефти, то с появлением трубопровода Транскавказский маршрут для нефти потихоньку «умирает». В качестве альтернативы совместно с партнерами порт Актау разработал маршрут для безопасной перевозки серы на средиземноморские рынки, в Батуми запускаются терминалы для перевалки этого вида груза.