Более тысячи экспонатов хранит музей боевой и трудовой славы в здании вокзала Кокшетау

Фото автора
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

На цокольном этаже вокзала Кокшетау круглосуточно открыт музей боевой и трудовой славы, созданный в 1981 году. Площадь музея составляет 460 квадратных метров, он состоит из залов боевой и трудовой славы, памяти и зала, посвященного структурным подразделениям Акмолинского отделения дороги.

«Музей создан по приказу начальника Кокчетавского отделения дороги Лукпана Мухамедгалиева под номером 255 от 16 декабря в знак благодарности первостроителям дороги Петропавловск – Кокчетав, а также всему старшему поколению железнодорожников, перешагнувших за короткий исторический срок от керосиновой лампы и паровозов до высоковольтной энергетической системы и электровозов», – отмечает менеджер музея боевой и трудовой славы Айжан Рахимова.

На сегодня здесь собрано более одной тысячи экспонатов, отображающих историю развития и становления железнодорожного транспорта в Акмолинском регионе. Одним из уникальных экспонатов можно назвать железнодорожный станционный колокол. С его помощью работники вокзалов и станций оповещали о прибытии или отправлении поезда. Так, один удар означал внимание пассажирам, провожающим и отъезжающим, два удара напоминали, что нужно было занять места в вагоне, а если пассажиры слышали три удара, то это означало, что поезд трогался в путь.

«Также к уникальным экспонатам можно отнести нивелир 1900 года, номера газеты «Гудок» от 9 и 10 мая 1945 года. Здесь опубликован указ товарища Сталина об объявлении 9 Мая праздником Победы. Их передал в фонд музея бывший начальник ПЧ Леонид Дмитриев. Также у нас есть уникальный инструмент – жезлоподаватель. Он использовался во времена, когда еще не было светофоров. Это простейшее устройство, представляющее собой проволочное кольцо диаметром 30-50 сантиметров на длинной ручке. Так, во время прибытия поезда помощник машиниста обменивался жезлоподавателем с дежурным по станции. Это означало, что путь не занят и он может спокойно по нему ехать. Кроме того, здесь есть экспонаты, переданные персоналом железнодорожной больницы и подделки от воспитанников детского сада. Ведь они были открыты благодаря железнодорожникам», – рассказывает Айжан Рахимова.

Кроме того, здесь можно ознакомиться с макетом современного комплекса привокзальной площади. Над его изготовлением трудился художник-энтузиаст Сакен Кунгасов.

Во втором зале можно проследить историю предприятия с самого ее начала: вот постановление правительства СССР за подписью В. И. Ленина о начале строительства железной дороги Петропавловск – Кокчетав (Петрокок) от 5 августа 1920 года.

Макеты тепловозов, керосинки, лампы обходчиков, старый телеграфный аппарат с настоящей лентой, рельсорезка, кусок узкоколейки, тормозной башмак, сигнальный фонарь – все экспонаты имеют свой временной отрезок и занимают в нем свое почетное место.

Одними из частых гостей музея стали учащиеся образовательных учреждений и студенты колледжа Бурабай. С начала года Айжан Рахимова провела около 80 экскурсий для 700 человек. По ее словам, каждая проведенная экскурсия придает ей новые силы, ведь музей на вокзале создавали для пассажиров.

Новости
18.11.2025
КТЖ приняло участие во II Форуме международного сотрудничества по железнодорожному маршруту «Китай – Европа»
Новости
18.11.2025
КТЖ и Эстония обсудили развитие сотрудничества и перспективы ТМТМ
Новости
18.11.2025
АО «Кедентранссервис» обновило 19 км железнодорожных путей в 2025 году
Новости
18.11.2025
До конца года ж/д перевозки ЕАЭС – Китай перейдут на цифровой документооборот
Новости
18.11.2025
Казахстан и Узбекистан согласовали меры по стабилизации вагонопотока
Новости / Архив
18.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №96 от 18 ноября 2025 года
КТЖ в лицах
17.11.2025
Почетный железнодорожник Абдуали Базаркулов отметил 70-летний юбилей
Регионы
17.11.2025
Более 300 саженцев березы высадили сотрудники ВЖДО в Костанайском регионе
Новости
17.11.2025
XXI Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России прошел в Уральске
Новости
17.11.2025
Более 3,5 тысячи сельчан получили помощь юристов поезда «Саламатты Қазақстан»
Грузовые перевозки
17.11.2025
Более 38 млн тонн угля перевезено железнодорожным транспортом за сезон
Регионы
17.11.2025
Модернизация участка Алтынколь – Жетыген увеличит пропускную способность до 33 пар поездов в сутки
Пассажирские перевозки
17.11.2025
Поезд Атырау–Алматы будет курсировать ежедневно
Грузовые перевозки
17.11.2025
КТЖ проинформировало участников рынка о ходе перевозок зерна
Новости
14.11.2025
Лучших практиков по безопасности движения поездов определили на конкурсе в Астане
Инфраструктура
14.11.2025
Более 1400 км железнодорожного пути отремонтировано в Казахстане
Новости
14.11.2025
Профактив железнодорожников обсудил внедрение новой системы оценки профессиональных рисков в Астане
Новости
14.11.2025
Опасная попытка пересечения путей в Таразе: КТЖ напоминает о правилах безопасности
Регионы
14.11.2025
Парк эксплуатационного локомотивного депо Актогай пополнился 12 локомотивами ТЭ36А
Новости / Архив
14.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №95 от 14 ноября 2025 года