Аягузское эксплуатационное локомотивное депо: в унисон с грандиозной стройкой
Собственный корреспондент по Алматинской области
Аягузское эксплуатационное локомотивное депо является одним из старейших предприятий отрасли. Недаром депо называют кузницей кадров, здесь выросло не одно поколение локомотивщиков. А 90-летие предприятия является хорошим поводом, чтобы в очередной раз добрым словом вспомнить всех, кто пишет летопись предприятия, создает его историю.
ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ ГУДОК ПАРОВОЗА
Локомотивное депо Аягуз сдано в эксплуатацию в 1930 году, когда было открыто сквозное движение по участку Семипалатинск – Арысь.
Уже через два года здесь были запущены два десятка стойл для локомотивов, механический, кузнечный и другие вспомогательные цеха, а также цех для подъемочного ремонта паровозов.
Эксплуатационный парк в грузовом движении состоял из 120 паровозов. До 1936 года в депо производилась холодная промывка котлов и одновременно выполнялись плановые виды ремонта паровозов. Аягузские паровозные бригады обслуживали участок Семипалатинск – Уштобе, протяженность которого составляла 762 километров.
В 1937 году все грузовые поезда были переведены на систему автоматического торможения. Вагоноремонтные заводы и вагонные депо при ремонте оборудовали подвижной состав автотормозами, а немного позже и винтовая упряжь была полностью заменена на автосцепку с полным изъятием буферных устройств. Начальником депо тогда был Иван Родионов.
В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Великая Отечественная война нарушила мирную, размеренную жизнь, потребовала от народа напряжения всех сил. Для победы над врагом было принято решение немедленно подчинить всю работу транспорта условиям военного времени.
Вагоны и платформы переоборудовали под перевозку войск и боеприпасов, а паровозы частично «одели» в броню. С уходом на фронт квалифицированных рабочих главным вопросом стала подготовка кадров массовых профессий. Впервые в Аягузе в 1941 году при школе мастеров социалистического труда были организованы курсы по подготовке помощников машинистов исключительно из числа женщин, а к концу 1943 года на Аягузском участке стали формироваться женские бригады машинистов.
ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Активизировалась работа в цехах по ремонту паровозов. Установили ежемесячный план подъемочного ремонта – 14 паровозов. Машинисты депо Сидоров, Вербицкий и Нещерет были первыми, кто освоил пробег поездов на 1270 километров без дополнительного набора воды при среднесуточном пробеге 552 километра, что позволило сэкономить почти три с половиной тысячи килограммов топлива.
Закончилась война, промышленность прекратила выпуск паровозов и переключилась на оснащение железнодорожного транспорта тепловозами и электровозами. Перед локомотивщиками депо встал серьезный вопрос о переквалификации всего коллектива и перестройке цехов для работы на новом виде локомотивов – тепловозах.
Своих специалистов-тепловозников депо не имело. Перенимать опыт ездили в депо Чу, Джамбул. А те, кому посчастливилось попасть на курсы переквалификации в технические школы станций Чу, Караганда и Казалинск, по возвращении становились учителями, наставниками.
Так, депо Аягуз преобразовывалось в тепловозное депо. И вся тяжесть, ответственность были возложены на плечи начальника депо Николая Чеховского. Шестидесятые годы можно справедливо назвать историческим периодом в становлении и развитии депо.
В самые короткие сроки были подготовлены цеха для ремонта тепловозов, профилактического осмотра, малого периодического и большого периодического видов ремонта. Коллектив тепловозников-эксплуатационников быстро освоил особенности работы на новом типе локомотивов.
Глубокие теоретические знания и богатейший практический опыт в области ремонта передал деповчанам заместитель начальника депо по ремонту Валентин Перемыщев. Коллектив решал и социальные вопросы: строил жилье, зоны отдыха. Несколько лет возглавлял аягузских локомотивщиков Марат Шакенов, ремонтное депо Аягуз – Кажибек Нашанов. Они внесли огромный вклад в развитие предприятий. На сегодняшний день депо Аягуз – мощное, стабильное предприятие, имеющее в своем арсенале высококлассных специалистов.
– Нам есть чем и кем гордиться, в депо работает третье поколение турксибовцев, оно славится трудовыми династиями Каражановых, Жаргирбаевых, Абдыкадыровых, Оспановых, Смагуловых, Калибаевых, Копбаевых и других, – говорит начальник депо Серик Ибраимов.
Сам он прошел все ступени работы в локомотивном хозяйстве, имея достаточно солидный опыт управленческой и производственной работы, несколько лет руководил Актогайским эксплуатационным депо, затем возглавлял алматинских локомотивщиков. На всех этапах своего развития коллектив депо решал и продолжает решать задачи по обеспечению стабильной работы дороги и увеличению производительности труда. Встречая свое 90-летие, депо сохраняет и приумножает трудовые традиции старших поколений, располагает всеми условиями, чтобы оставаться в ряду ведущих предприятий отрасли, обеспечивая безаварийную работу и безопасность движения поездов.