История ветерана ВОВ Николая Лазаренко
До сих пор отзвуки войны живут в памяти убеленных сединой старцев, бередят их души и сердца. И как в немом фильме встают сюжеты прошлых лет, поля сражений, где война прошла кровавой нитью, оставив глубокий след… И хотя прошло много лет как закончилась война, эхо ее для ветерана Николая Лазаренко все еще звучит в воспоминаниях.
Николай Лазаренко родом из Белоруссии, а судьба забросила его в Казахстан в 1935 году, когда отца перевели работать в Карагандинскую область на станцию Дарья. Довоенные годы Николай провел в казахстанской глубинке и отсюда же добровольцем ушел на фронт. В декабре 1941 года в Алма-Ате была сформирована 38-я стрелковая дивизия, куда и попал Николай. В числе сослуживцев были казахи, украинцы, молдаване и другие народы. До сих пор он остается верен фронтовому братству. Крепче той дружбы ничего у ветеранов нет. Уже в мирное время Николай Лазаренко всегда был рад снова встретиться с однополчанами, добрым словом вспоминает командира батареи Иринчи Ленскипова, с которым в одной связке пришлось пройти сотни тысяч километров по фронтовым дорогам.
В начале марта 1942-го дивизия, преодолев по железной дороге маршрут Алма-Ата – Арысь – Саратов, Мичуринск, сосредоточила силы на станции Кантимировка Воронежской области, затем передислоцировалась в Белгородскую область в составе действующей армии Юго-Западного фронта. Свое боевое крещение Николай получил 12 мая 1942 года во время Харьковской операции – крупном военном сражении.
Николай Григорьевич – участник Сталинградской и Курской битв. Ему не забыть тех страшных сражений, в боях которых погибло много его товарищей. Рассказ о Курской битве, несмотря на прошедшие годы, возвращает память ветерана в то страшное лето 1943 года. Германское командование приняло решение провести стратегическую операцию на курском выступе, планировалось нанесение ударов из районов городов Орла и Белгорода. Ударные группы должны были соединиться в районе Курска, окружив войска Центрального и Воронежского фронтов Красной Армии. Советское командование приняло наступательные решение провести оборонительное сражение, измотав войска неприятеля, и нанести ему поражение. Курская битва – ключевое сражение в Великой Отечественной войне. Немцы наносили по советским оборонительным рубежам бомбовые и артиллерийские удары. А перешедшие в наступление танки сразу столкнулись с серьезным сопротивлением.
Ветерану не забыть того часа, как 5 августа сорок третьего однополчане радовались, когда в Москве был дан первый салют за всю войну в честь освобождения Орла и Белгорода. А после окончания сражения на Курской дуге германское командование утратило возможность проводить стратегические наступательные операции.
С середины октября 1943 года началось освобождение правобережной Украины, в этих тяжелых боях принял участие и Николай Лазаренко. Он, как и другие советские воины, не только с честью выполнил свой патриотический долг, защищая Родину, но и участвовал в великой интернациональной миссии, освобождая от врага территории Венгрии, Югославии. Он помнит, как горячо встречали советских воинов местные жители. Со слезами на глазах, обнимая и целуя героев, они сбивчиво рассказывали о том, что им пришлось пережить за это время. И, естественно, выигранные бои, слова благодарности и признательности больше и больше вдохновляли солдат на самоотверженную борьбу с врагом.
В ноябре 1944 года в Венгрии Николай получил тяжелое ранение. Несколько месяцев пролежал в военном госпитале в Тбилиси. А после выздоровления вернулся в родные края – на станцию Дарья. Бравого фронтовика сразу взяли на работу в локомотивное депо. Работа в отделе кадров нравилась ему, вскоре он поступил в институт, окончив экономический факультет перевелся в Управление железной дороги в Алма-Ату, где работал главным бухгалтером вагонной службы.
Были в его трудовой деятельности годы работы на станции Кушмурун. Как опытного работника приглашали работать начальником финансового отдела Джамбулского отделения дороги. За весомый вклад в развитие железнодорожного транспорта Николай Лазаренко был награжден знаком «Почетному железнодорожнику». На кителе ярко красуются 5 орденов, среди них Отечественной войны I степени, 3 ордена Отечественной войны II степени и орден Красной Звезды.
День Победы – самый главный и желанный праздник для ветерана, который он ждет с нетерпением.