История ветерана ВОВ Николая Лазаренко

Социум
09.05.2019, 11:59

До сих пор отзвуки войны живут в памяти убеленных сединой старцев, бередят их души и сердца. И как в немом фильме встают сюжеты прошлых лет, поля сражений, где война прошла кровавой нитью, оставив глубокий след… И хотя прошло много лет как закончилась война, эхо ее для ветерана Николая Лазаренко все еще звучит в воспоминаниях.

Николай Лазаренко родом из Белоруссии, а судьба забросила его в Казахстан в 1935 году, когда отца перевели работать в Карагандинскую область на станцию Дарья. Довоенные годы Николай провел в казахстанской глубинке и отсюда же добровольцем ушел на фронт. В декабре 1941 года в Алма-Ате была сформирована 38-я стрелковая дивизия, куда и попал Николай. В числе сослуживцев были казахи, украинцы, молдаване и другие народы. До сих пор он остается верен фронтовому братству. Крепче той дружбы ничего у ветеранов нет. Уже в мирное время Николай Лазаренко всегда был рад снова встретиться с однополчанами, добрым словом вспоминает командира батареи Иринчи Ленскипова, с которым в одной связке пришлось пройти сотни тысяч километров по фронтовым дорогам.

В начале марта 1942-го дивизия, преодолев по железной дороге маршрут Алма-Ата – Арысь – Саратов, Мичуринск, сосредоточила силы на станции Кантимировка Воронежской области, затем передислоцировалась в Белгородскую область в составе действующей армии Юго-Западного фронта. Свое боевое крещение Николай получил 12 мая 1942 года во время Харьковской операции – крупном военном сражении.

Николай Григорьевич – участник Сталинградской и Курской битв. Ему не забыть тех страшных сражений, в боях которых погибло много его товарищей. Рассказ о Курской битве, несмотря на прошедшие годы, возвращает память ветерана в то страшное лето 1943 года. Германское командование приняло решение провести стратегическую операцию на курском выступе, планировалось нанесение ударов из районов городов Орла и Белгорода. Ударные группы должны были соединиться в районе Курска, окружив войска Центрального и Воронежского фронтов Красной Армии. Советское командование приняло наступательные решение провести оборонительное сражение, измотав войска неприятеля, и нанести ему поражение. Курская битва – ключевое сражение в Великой Отечественной войне. Немцы наносили по советским оборонительным рубежам бомбовые и артиллерийские удары. А перешедшие в наступление танки сразу столкнулись с серьезным сопротивлением.

Ветерану не забыть того часа, как 5 августа сорок третьего однополчане радовались, когда в Москве был дан первый салют за всю войну в честь освобождения Орла и Белгорода. А после окончания сражения на Курской дуге германское командование утратило возможность проводить стратегические наступательные операции.

С середины октября 1943 года началось освобождение правобережной Украины, в этих тяжелых боях принял участие и Николай Лазаренко. Он, как и другие советские воины, не только с честью выполнил свой патриотический долг, защищая Родину, но и участвовал в великой интернациональной миссии, освобождая от врага территории Венгрии, Югославии. Он помнит, как горячо встречали советских воинов местные жители. Со слезами на глазах, обнимая и целуя героев, они сбивчиво рассказывали о том, что им пришлось пережить за это время. И, естественно, выигранные бои, слова благодарности и признательности больше и больше вдохновляли солдат на самоотверженную борьбу с врагом.

В ноябре 1944 года в Венгрии Николай получил тяжелое ранение. Несколько месяцев пролежал в военном госпитале в Тбилиси. А после выздоровления вернулся в родные края – на станцию Дарья. Бравого фронтовика сразу взяли на работу в локомотивное депо. Работа в отделе кадров нравилась ему, вскоре он поступил в институт, окончив экономический факультет перевелся в Управление железной дороги в Алма-Ату, где работал главным бухгалтером вагонной службы.

Были в его трудовой деятельности годы работы на станции Кушмурун. Как опытного работника приглашали работать начальником финансового отдела Джамбулского отделения дороги. За весомый вклад в развитие железнодорожного транспорта Николай Лазаренко был награжден знаком «Почетному железнодорожнику». На кителе ярко красуются 5 орденов, среди них Отечественной войны I степени, 3 ордена Отечественной войны II степени и орден Красной Звезды.

День Победы – самый главный и желанный праздник для ветерана, который он ждет с нетерпением. 

Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО
Новости
20.11.2024
Главы транспортных ведомств Казахстана и России обсудили сотрудничество в Москве
Новости
19.11.2024
Акмолинские железнодорожники стали победителями республиканского IT-семинара
Новости
19.11.2024
Интеллектуальную игру провели в Акмолинском отделении ГП
Новости
19.11.2024
Вопросы развития транспортно-логистической отрасли обсудили в правительстве Казахстана
Новости
19.11.2024
Развитие транспортно-логистического комплекса в современных экономических условиях обсудили на круглом столе ЕЭК и КСТП
Новости
19.11.2024
Создание торгово-распределительного центра обсудили Казахстан и Узбекистан в порту Актау
Спорт
19.11.2024
Железнодорожник стал чемпионом Казахстана по пауэрлифтингу
Инфраструктура / Цифра недели
19.11.2024
Около 570 км железной дороги капитально отремонтировано в Казахстане
Новости / Архив
19.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №98 от 19 ноября 2024 года