Герои рядом: дружба железнодорожников, прошедших Афганистан
В этом году исполнилось 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана, но эхо этой продолжительной войны слышно до сих пор. Ее участники живут и трудятся среди нас. Работники сортировочной горки станции Нур-Султан Владимир Сибгатуллин и Даурен Утекеев – гордость коллектива и образец мужества. Их характер закалил не только труд на ответственной работе, но и огонь боевых действий.
Дружбе коллег-железнодорожников тоже без малого 30 лет.
– Мы служили в разное время и познакомились уже по возвращении из Афганистана. С 1990 года трудимся бок о бок, отмечаем вместе памятные даты – 15 февраля возлагаем цветы к памятнику воинам-афганцам, в День воздушно-десантных войск посещаем могилы сослуживцев. Мы помним и чтим наших боевых товарищей, которые остались там навсегда, и дорожим дружбой с теми, кто вернулся домой живым, – поделился дежурный сортировочной горки Даурен Утекеев.
Он, как и многие воины-интернационалисты, не любит рассказывать о войне.
– В августе 1987 года мне исполнилось 18 лет, а в ноябре того же года призвали в армию – в пограничные войска. На тот момент я окончил Целиноградский техникум железнодорожного транспорта и планировал пойти по стопам отца-железнодорожника. Но приказ есть приказ, – вспоминает Даурен Утекеев. – Мы до последнего не знали, где будем служить, хотя посещали мысли об Афганистане. Так и вышло. После обучения на вертолетах были доставлены в пункт назначения – на таджикско-афганскую границу. Два года я служил в разведке. Разное повидал. И новость о выводе войск застала там же. Это был очень радостный день для всех нас.
Война накладывает свой отпечаток на всю жизнь, признается воин-интернационалист:
– Независимо от того, где ты находишься – на фронте или в тылу. Меняются взгляды, приходит осознание, что такое мир.
В 1990 году он вернулся на родную станцию Целиноград и устроился регулировщиком скорости движения вагонов. Потом был переведен оператором по сортировочной горке, а с 1991 года по настоящее время работает дежурным сортировочной горки. У Даурена – двое сыновей и дочка, недавно он стал дедушкой двоих внуков. Может, кто-то из них однажды выберет профессию железнодорожника?
Владимир Сибгатуллин – тоже потомственный железнодорожник. Его отец Салик Шакирович всю жизнь посвятил работе в этой отрасли, а дядя Рахим Сибгатул лин был одним из первых выпускников тогда еще Акмолинского техникума железнодорожного транспорта по специальности «эксплуатация железных дорог», учился в группе Д-2.
– По его примеру я тоже выбрал эту специальность. И спустя несколько десятков лет оказался в группе Д-68. Начинал, как и многие, помощником составителя, в разные годы был регулировщиком, дежурным парка формирования, оператором маневровой вышки, а с 1992 года – оператор сортировочной горки.
За годы многолетнего труда Владимир Саликович обучил немало молодых коллег, сегодня он самый опытный работник сортировочной горки, а также единственный в коллективе, кто успел поработать на трех пультах управления – от ГАЦ КГМ до ГАЦГРС-ГТСС.
– Наша работа очень ответственная, напряженная. Она схожа с ездой на автомобиле: нужно быть очень внимательным, контролировать безопасный роспуск вагонов, все выполнять технично, по правилам. Если ты невнимателен на дороге, это может привести к негативным последствиям, то же самое у нас, – говорит он. – Я ни разу не пожалел о выбранной профессии.
В Афганистан Владимир Сибгатуллин попал в 20 лет. Выпускник техникума проходил практику на станции, а по вечерам по направлению военкомата учился на водительских курсах.
– Это был 1982 год, и я знал, что нас готовят для службы в Афганистане. Попал в автомобильные войска, где в составе военной колонны возил грузы по маршруту Термез – Кабул. Главная задача – это доставка стройматериалов, топлива, боеприпасов и многого другого. По 500 километров, через два перевала. Подъем в гору. Скалы и ущелья. Постоянное ожидание обстрела, – вспоминает он. – Сначала страшно… потом привыкаешь. У войны одно лицо. И нет ничего хуже этой беды. Конечно, она закаляет характер, но кто в этой кухне побывал, у него на всю жизнь остается синдром войны. Этого не объяснить словами, это что-то непроходящее, гнетущее где-то в глубине души.
Он признается, что там сумел осознать, насколько хрупкое понятие жизнь. Вместе с Дауреном Утекеевым каждый год он приходит почтить память товарищей.
– Мужчина, прошедший войну, всю жизнь будет помнить эти годы, своих сослуживцев и командиров, – добавляет он. – Память об их подвиге дает силы жить полноценной жизнью – я слежу за здоровьем, занимаюсь спортом, люблю рыбалку, занимаюсь садоводством на своем дачном участке.
Говоря о подвигах товарищей, Даурен и Владимир скромно умалчивают о своих, но и без слов понятно, что они – настоящие герои нашего времени.
Любовь РОВБА