Герои рядом: дружба железнодорожников, прошедших Афганистан

Социум
10.05.2019, 09:50

В этом году исполнилось 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана, но эхо этой продолжительной войны слышно до сих пор. Ее участники живут и трудятся среди нас. Работники сортировочной горки станции Нур-Султан Владимир Сибгатуллин и Даурен Утекеев – гордость коллектива и образец мужества. Их характер закалил не только труд на ответственной работе, но и огонь боевых действий.

Дружбе коллег-железнодорожников тоже без малого 30 лет.

– Мы служили в разное время и познакомились уже по возвращении из Афганистана. С 1990 года трудимся бок о бок, отмечаем вместе памятные даты – 15 февраля возлагаем цветы к памятнику воинам-афганцам, в День воздушно-десантных войск посещаем могилы сослуживцев. Мы помним и чтим наших боевых товарищей, которые остались там навсегда, и дорожим дружбой с теми, кто вернулся домой живым, – поделился дежурный сортировочной горки Даурен Утекеев.

Он, как и многие воины-интернационалисты, не любит рассказывать о войне.

– В августе 1987 года мне исполнилось 18 лет, а в ноябре того же года призвали в армию – в пограничные войска. На тот момент я окончил Целиноградский техникум железнодорожного транспорта и планировал пойти по стопам отца-железнодорожника. Но приказ есть приказ, – вспоминает Даурен Утекеев. – Мы до последнего не знали, где будем служить, хотя посещали мысли об Афганистане. Так и вышло. После обучения на вертолетах были доставлены в пункт назначения – на таджикско-афганскую границу. Два года я служил в разведке. Разное повидал. И новость о выводе войск застала там же. Это был очень радостный день для всех нас.

Война накладывает свой отпечаток на всю жизнь, признается воин-интернационалист:

– Независимо от того, где ты находишься – на фронте или в тылу. Меняются взгляды, приходит осознание, что такое мир.

В 1990 году он вернулся на родную станцию Целиноград и устроился регулировщиком скорости движения вагонов. Потом был переведен оператором по сортировочной горке, а с 1991 года по настоящее время работает дежурным сортировочной горки. У Даурена – двое сыновей и дочка, недавно он стал дедушкой двоих внуков. Может, кто-то из них однажды выберет профессию железнодорожника?

Владимир Сибгатуллин – тоже потомственный железнодорожник. Его отец Салик Шакирович всю жизнь посвятил работе в этой отрасли, а дядя Рахим Сибгатул лин был одним из первых выпускников тогда еще Акмолинского техникума железнодорожного транспорта по специальности «эксплуатация железных дорог», учился в группе Д-2.

– По его примеру я тоже выбрал эту специальность. И спустя несколько десятков лет оказался в группе Д-68. Начинал, как и многие, помощником составителя, в разные годы был регулировщиком, дежурным парка формирования, оператором маневровой вышки, а с 1992 года – оператор сортировочной горки.

За годы многолетнего труда Владимир Саликович обучил немало молодых коллег, сегодня он самый опытный работник сортировочной горки, а также единственный в коллективе, кто успел поработать на трех пультах управления – от ГАЦ КГМ до ГАЦГРС-ГТСС.

– Наша работа очень ответственная, напряженная. Она схожа с ездой на автомобиле: нужно быть очень внимательным, контролировать безопасный роспуск вагонов, все выполнять технично, по правилам. Если ты невнимателен на дороге, это может привести к негативным последствиям, то же самое у нас, – говорит он. – Я ни разу не пожалел о выбранной профессии.

В Афганистан Владимир Сибгатуллин попал в 20 лет. Выпускник техникума проходил практику на станции, а по вечерам по направлению военкомата учился на водительских курсах.

– Это был 1982 год, и я знал, что нас готовят для службы в Афганистане. Попал в автомобильные войска, где в составе военной колонны возил грузы по маршруту Термез – Кабул. Главная задача – это доставка стройматериалов, топлива, боеприпасов и многого другого. По 500 километров, через два перевала. Подъем в гору. Скалы и ущелья. Постоянное ожидание обстрела, – вспоминает он. – Сначала страшно… потом привыкаешь. У войны одно лицо. И нет ничего хуже этой беды. Конечно, она закаляет характер, но кто в этой кухне побывал, у него на всю жизнь остается синдром войны. Этого не объяснить словами, это что-то непроходящее, гнетущее где-то в глубине души.

Он признается, что там сумел осознать, насколько хрупкое понятие жизнь. Вместе с Дауреном Утекеевым каждый год он приходит почтить память товарищей.

– Мужчина, прошедший войну, всю жизнь будет помнить эти годы, своих сослуживцев и командиров, – добавляет он. – Память об их подвиге дает силы жить полноценной жизнью – я слежу за здоровьем, занимаюсь спортом, люблю рыбалку, занимаюсь садоводством на своем дачном участке.

Говоря о подвигах товарищей, Даурен и Владимир скромно умалчивают о своих, но и без слов понятно, что они – настоящие герои нашего времени. 

Любовь РОВБА

Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом