Евдокия Хлобышева. Всю войну прослужила на железной дороге

Социум
14.05.2020, 14:28
Айдана Ертай

Евдокия Хлобышева не любит рассказывать о себе и вспоминать войну. И никогда не геройствует, признаваясь – да, было страшно, очень страшно. Как и много лет назад, она убеждена, что для женщины главное – дом и семья.

В 1943 году Евдокия стала красноармейцем Первого Украинского фронта. Родилась и выросла она в селе Самодуровка Пензенской области.

Когда началась война, ей было всего шестнадцать. С началом военных действий жизнь становилась все труднее, в селе было очень голодно. И однажды она вместе с подругой решила уехать на фронт, стать медицинской сестрой.

Две восемнадцатилетние девочки сели в какой-то поезд и отправились в путь, не зная, куда забросит их судьба. Путешествие оказалось не слишком долгим: подружки на станции выскочили с чайником за кипятком, и вернулись… к пустому перрону. Поезд уехал. Такое это было время: никогда и никто не мог предугадать, где и сколько простоит состав.

Решили подождать другого поезда. И он приехал – ремонтный состав, который перебрасывался в то место, где срочно требовалось восстановление железнодорожного полотна после бомбежки. Здесь и увидел Евдокию Михаил Хлобышев, который был призван на войну в железнодорожные войска, поскольку имел специальное образование. Михаил Михайлович родился в Рязанской области в 1916 году. Наверное, его семья попала в одну из последних волн переселенцев, которые по столыпинской реформе переезжали в Казахстан. Здесь большая семья поселилась в селе Кускудук Щербактинского района.

Он окончил Омский железнодорожный техникум, был призван в армию еще в 1939 году, так что для него война оказалась долгой. Встретив на одной станции в 1943 году растерявшуюся молодую девчонку, не смог пройти мимо, взял ее под свое крыло.

Так они бок о бок всю войну прослужили на железной дороге, восстанавливая эти важнейшие артерии страны, по которым везли снаряды, боевые машины, новобранцев и раненых. Работать на этом отрезке было не менее важно и ответственно, чем сражаться на передовой.

Неработающие дороги могли обескровить армию, поэтому ремонтом и восстановлением железнодорожных путей красноармейцам при ходилось заниматься и днем, и ночью, под тихим небом и под вой вражеских самолетов, не прекращающих бомбить железнодорожные пути.

Вместе они весной 1945-го встретили о весть о победе, когда их поезд находился на территории Чехословакии. После войны Михаил и Евдокия разлучились, каждый вернулся к себе на родину.

Вскоре Михаил, не сумевший забыть свою фронтовую подругу, приехал к ней, уже в новом качестве – жениха. Сыграли свадьбу, и молодая чета Хлобышевых отправилась в Казахстан. Михаил был назначен начальником железнодорожной станции Маралды Щербактинского района Павлодарской области.

Сначала Евдокия тоже устроилась на работу, была продавцом. Но через какое-то время все свое внимание перенесла на семью. В 1947 году у них родилась дочь Светлана, через год еще одна – Валентина, а в 1955-м – сын Сергей.

Михаил Михайлович всю жизнь проработал в Щербактинском районе, занимал ответственные должности, на пенсию вышел ветераном труда, признан Почетным железнодорожником. Внучка Евдокии Филипповны, рассказывая о бабушке, говорит, что ее мечта осуществилась: отсутствие войн и мирная счастливая жизнь, в которой она стала прекрасной хозяйкой, хорошей матерью и отличной бабушкой. 

Регионы
09.10.2025
Железнодорожники устроили чаепитие для актива ветеранских организаций Уральского узла
КТЖ в лицах
09.10.2025
Династия Сейсенбиных — путь длиною в девять десятилетий
Новости
08.10.2025
На 6 станциях появилась парковая система громкоговорящего оповещения
Новости
08.10.2025
Профконкурс «Жас үздік маман» стартовал в КТЖ
Регионы
08.10.2025
Жителям домов у железнодорожных путей напомнили о правилах безопасности в Уральске
Новости
08.10.2025
FESCO удвоила объем перевозок из Китая транзитом через Казахстан
Регионы
08.10.2025
Костанайский филиал ВЖДО усилил меры безопасности в преддверии зимы
Социум
07.10.2025
Ремонтные и благоустроительные работы провели в здании Астанинской дистанции пути
Регионы
07.10.2025
Осенний комиссионный осмотр прошел в Карагандинском регионе
Новости
07.10.2025
О новых профессиях и цифровых навыках отрасли рассказали в КТЖ
Новости
07.10.2025
VI Евразийский форум по безопасности и цифровизации на транспорте прошел в Алматы
Пассажирские перевозки
07.10.2025
Произведённые в Астане вагоны Stadler прошли более 10 тыс. км сертификационных испытаний
Грузовые перевозки
07.10.2025
Более 100 поездов пропущено по вторым путям участка Достык – Мойынты
Новости / Архив
07.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №82 от 07 октября 2025 года
Грузовые перевозки / Цифра недели
06.10.2025
Более 28 млн тонн угля перевезено по железной дороге
Регионы
06.10.2025
Совет ветеранов железнодорожного узла Астана поздравил пенсионеров с Днем пожилых людей
Регионы
06.10.2025
Условный пожар потушили на ТЭК станции Кызылорда
Регионы
06.10.2025
О системной работе по безопасности и социальной поддержке рассказали в ПЧ-37
Регионы
06.10.2025
Подготовку вокзалов к зиме завершают в Костанайском отделении магистральной сети
Пассажирские перевозки
06.10.2025
Более 300 взрослых и детей стали пассажирами первого «Поезда Поттера» в Казахстане