Конкурент Суэцкому каналу

Трансформация
13.11.2018, 08:22

Иранский телеканал «Press TV» 31 октября сообщил, что Индия, Иран и Россия в ближайшее время запустят международный транспортный коридор «Север – Юг», который обсуждается уже четверть века. Проект свяжет район Персидского залива и Индийского океана с Россией и Северной Европой через территорию Ирана и Каспийское море. Планируется, что этот маршрут станет более дешевой и короткой альтернативой пути через Суэцкий канал. Казахстану же этот проект интересен, прежде всего, с экономической точки зрения. 

Восточная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Серахс (Туркмения) – Серахс (Иран) и Акяйла (Туркмения) – Инче Бурун (Иран).

По словам аналитиков, основным преимуществом коридора «Север – Юг» перед другими маршрутами (в частности, перед морским маршрутом через Суэцкий канал) считается сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.

В целом, международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг» пройдет от Индии до иранского порта Бендер-Аббас на побережье Персидского залива, откуда грузы автомобильным транспортом пройдут в другой иранский порт Бендер-Энзели, расположенный на южном берегу Каспийского моря. Далее грузы будут морем отправлены в Астрахань и затем по железной дороге через Россию в страны Северной Европы. Протяженность маршрута составит 7 200 километров, а время доставки грузов между Бомбеем и Москвой сократится примерно на 20 дней. Расчетная пропускная способность нового маршрута 20-30 миллионов тонн грузов в год. В результате МТК «Север – Юг» должен превратиться в одну из ключевых транспортных артерий, связывающих страны Южной Азии с Европой.

Каждый из участников этого проекта преследует свои цели. Индия – получить еще один торговый путь в Европу и Центральную Азию, Россия – диверсифицировать свои внешнеторговые связи и модернизировать транспортную и портовую инфраструктуру на южном направлении, Иран – превратиться в крупный транзитный центр.

Как все начиналось

Если заглянуть в историю, то сама идея создания такого транспортного коридора возникла в 1993 году. В сентябре 2000 года в ходе II-й Международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге Индия и Иран подписали межправительственное соглашение о создании МТК «Север – Юг», которое к маю 2002 года было ратифицировано всеми участниками и вступило в силу. Впоследствии к нему присоединились более 10 стран – Казахстан, Беларусь, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Кыргызстан, Турция и Украина.

Для МТК «Север – Юг» изначально планировалось использовать три маршрута. Первый должен был пролечь по железным и автомобильным дорогам России и Ирана с использованием паромной переправы через Каспийское море. Именно этот вариант и фигурирует в сообщении иранских СМИ. Второй маршрут должен был пройти по восточному побережью Каспия, соединив Россию и Иран через железные дороги Казахстана, Узбекистана и Туркмении, а третий – по западному побережью Каспийского моря через Азербайджан или, как вариант, Армению. Конечными пунктами этого транспортного коридора в России должны стать балтийские порты, а также пропускные переходы на границе с Финляндией, Белорусью и странами Балтии. На юге маршрут заканчивается в портах Персидского залива, откуда грузы морем доставляются в Индию.

В ожидании запуска

По данным «Press TV», в конце октября министр торговли и промышленности Индии Суреш Прабху встретился в Нью-Дели с российской бизнес-делегацией, на переговорах с которой заявил, что необходимо запустить МТК «Север – Юг» как можно скорее. Министерство торговли и промышленности Индии в своем заявлении охарактеризовало его как кратчайший мультимодальный транспортный маршрут, соединяющий Индийский океан и Персидский залив через Иран с Россией и Северной Европой.

23 ноября Россия, Индия и Иран планируют провести трехстороннюю встречу для оперативного решения проблем, препятствующих реализации этого проекта. Из материала «Press TV» становятся очевидными и мотивы, побуждающие Индию ускорять этот проект. «Чтобы получить доступ к богатой ресурсами Центральной Азии, – говорится в нем, – Индия должна направлять свои товары через Китай, Европу или Иран. Маршруты через Китай и Европу являются длинными, дорогими и трудоемкими, при этом путь через Иран – наиболее жизнеспособным».

Напомним, 31 октября в Нью-Дели состоялся «круглый стол» на тему «Казахстан – Туркменистан – Иран – Индия. Текущая ситуация и перспективы». Мероприятие организовано посольством Казахстана совместно с индийской федерацией ассоциаций экспедиторов и АО «КТЖ Express» при поддержке Министерства торговли и промышленности Индии с целью информирования индийского делового сообщества о логистических возможностях восточной ветви транзитного коридора «Север – Юг» и привлечения индийских деловых кругов к более широкому использованию данного маршрута. На церемонии открытия посол РК в Индии Булат Сарсенбаев дал анализ высоким возможностям восточной ветви маршрута и призвал индийское бизнес-сообщество к его широкому использованию. В свою очередь, президент АО «КТЖ Express» Диас Искаков представил подробную информацию о возможностях данного маршрута и опыте Казахстана в его использовании.

Асель ШАЙХЫНОВА


Регионы
13.05.2025
Цветы, знаки, воспоминания: уральские железнодорожники провели памятные акции ко Дню Победы
Новости
13.05.2025
Имена фронтовиков — на бумажных крыльях: акцию памяти провели в Кокшетау
Регионы
13.05.2025
Цветы, слёзы и песни Победы: как в Караганде прошла годовщина Великой Отечественной
Регионы
13.05.2025
Железнодорожники Оскеменского региона провели серию памятных акций к юбилею Победы
Новости
13.05.2025
Вопросы укрепления стратегического партнерства обсудили Казахстан и ОАЭ
Грузовые перевозки / Цифра недели
13.05.2025
Объем грузоперевозок увеличился на 4,5% на сети КТЖ
Новости / Архив
13.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №36 от 13 мая 2025 года
Новости
12.05.2025
Первый поезд с партией казахстанской пшеницы отправлен в порт Джебель-Али
Регионы
12.05.2025
Железнодорожники провели профилактическую беседу со школьниками в поселке Утеген батыр
Регионы
12.05.2025
Условный пожар при течи дизельного топлива потушили на станции Тобол
Новости
12.05.2025
Представители железных дорог Казахстана, Китая, Узбекистана, Туркменистана, Ирана и Турции обсудили развитие евразийского транспортного коридора
Регионы
12.05.2025
Охрану труда обсудили в Карагандинском отделении ГП
Регионы
12.05.2025
Год рабочих профессий: пример ВЧД-24
Регионы
12.05.2025
Итоги работы за первый квартал подвели в РЦУП-2
Грузовые перевозки
12.05.2025
Железнодорожники Казахстана, Узбекистана и Таджикистана обсудили увеличение объемов грузоперевозок
Новости
10.05.2025
Павлодарские железнодорожники поздравили ветерана Великой Отечественной войны Василия Григораша
Пассажирские перевозки
09.05.2025
КТЖ оформило поезда ко Дню Победы
Новости
08.05.2025
Канапья Акпаев: закалённый войной, преданный делу железной дороги
Новости
08.05.2025
Ветерана Арсения Щудляка поздравили с Днем Победы в Щучинске
Регионы
08.05.2025
Ушёл на фронт мальчишкой, вернулся героем: путь ветерана Великой Отечественной войны Бориса Шолубая