Конкурент Суэцкому каналу

Трансформация
13.11.2018, 08:22

Иранский телеканал «Press TV» 31 октября сообщил, что Индия, Иран и Россия в ближайшее время запустят международный транспортный коридор «Север – Юг», который обсуждается уже четверть века. Проект свяжет район Персидского залива и Индийского океана с Россией и Северной Европой через территорию Ирана и Каспийское море. Планируется, что этот маршрут станет более дешевой и короткой альтернативой пути через Суэцкий канал. Казахстану же этот проект интересен, прежде всего, с экономической точки зрения. 

Восточная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Серахс (Туркмения) – Серахс (Иран) и Акяйла (Туркмения) – Инче Бурун (Иран).

По словам аналитиков, основным преимуществом коридора «Север – Юг» перед другими маршрутами (в частности, перед морским маршрутом через Суэцкий канал) считается сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.

В целом, международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг» пройдет от Индии до иранского порта Бендер-Аббас на побережье Персидского залива, откуда грузы автомобильным транспортом пройдут в другой иранский порт Бендер-Энзели, расположенный на южном берегу Каспийского моря. Далее грузы будут морем отправлены в Астрахань и затем по железной дороге через Россию в страны Северной Европы. Протяженность маршрута составит 7 200 километров, а время доставки грузов между Бомбеем и Москвой сократится примерно на 20 дней. Расчетная пропускная способность нового маршрута 20-30 миллионов тонн грузов в год. В результате МТК «Север – Юг» должен превратиться в одну из ключевых транспортных артерий, связывающих страны Южной Азии с Европой.

Каждый из участников этого проекта преследует свои цели. Индия – получить еще один торговый путь в Европу и Центральную Азию, Россия – диверсифицировать свои внешнеторговые связи и модернизировать транспортную и портовую инфраструктуру на южном направлении, Иран – превратиться в крупный транзитный центр.

Как все начиналось

Если заглянуть в историю, то сама идея создания такого транспортного коридора возникла в 1993 году. В сентябре 2000 года в ходе II-й Международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге Индия и Иран подписали межправительственное соглашение о создании МТК «Север – Юг», которое к маю 2002 года было ратифицировано всеми участниками и вступило в силу. Впоследствии к нему присоединились более 10 стран – Казахстан, Беларусь, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Кыргызстан, Турция и Украина.

Для МТК «Север – Юг» изначально планировалось использовать три маршрута. Первый должен был пролечь по железным и автомобильным дорогам России и Ирана с использованием паромной переправы через Каспийское море. Именно этот вариант и фигурирует в сообщении иранских СМИ. Второй маршрут должен был пройти по восточному побережью Каспия, соединив Россию и Иран через железные дороги Казахстана, Узбекистана и Туркмении, а третий – по западному побережью Каспийского моря через Азербайджан или, как вариант, Армению. Конечными пунктами этого транспортного коридора в России должны стать балтийские порты, а также пропускные переходы на границе с Финляндией, Белорусью и странами Балтии. На юге маршрут заканчивается в портах Персидского залива, откуда грузы морем доставляются в Индию.

В ожидании запуска

По данным «Press TV», в конце октября министр торговли и промышленности Индии Суреш Прабху встретился в Нью-Дели с российской бизнес-делегацией, на переговорах с которой заявил, что необходимо запустить МТК «Север – Юг» как можно скорее. Министерство торговли и промышленности Индии в своем заявлении охарактеризовало его как кратчайший мультимодальный транспортный маршрут, соединяющий Индийский океан и Персидский залив через Иран с Россией и Северной Европой.

23 ноября Россия, Индия и Иран планируют провести трехстороннюю встречу для оперативного решения проблем, препятствующих реализации этого проекта. Из материала «Press TV» становятся очевидными и мотивы, побуждающие Индию ускорять этот проект. «Чтобы получить доступ к богатой ресурсами Центральной Азии, – говорится в нем, – Индия должна направлять свои товары через Китай, Европу или Иран. Маршруты через Китай и Европу являются длинными, дорогими и трудоемкими, при этом путь через Иран – наиболее жизнеспособным».

Напомним, 31 октября в Нью-Дели состоялся «круглый стол» на тему «Казахстан – Туркменистан – Иран – Индия. Текущая ситуация и перспективы». Мероприятие организовано посольством Казахстана совместно с индийской федерацией ассоциаций экспедиторов и АО «КТЖ Express» при поддержке Министерства торговли и промышленности Индии с целью информирования индийского делового сообщества о логистических возможностях восточной ветви транзитного коридора «Север – Юг» и привлечения индийских деловых кругов к более широкому использованию данного маршрута. На церемонии открытия посол РК в Индии Булат Сарсенбаев дал анализ высоким возможностям восточной ветви маршрута и призвал индийское бизнес-сообщество к его широкому использованию. В свою очередь, президент АО «КТЖ Express» Диас Искаков представил подробную информацию о возможностях данного маршрута и опыте Казахстана в его использовании.

Асель ШАЙХЫНОВА


Новости
28.11.2025
Работники станций Достык и Алтынколь приняли участие в семинаре в КНР
Регионы
28.11.2025
Строительство линии Кызылжар – Мойынты завершат к декабрю 2026 года
Новости
28.11.2025
Подкомитет по железнодорожному транспорту определил задачи на 2026 год
Регионы
28.11.2025
Прозрачный порядок оформления контейнерных поездов введён в Костанайском регионе
Новости
28.11.2025
Форум инвесторов по Транскаспийскому транспортному коридору и связанности прошел в Ташкенте
Новости
28.11.2025
КТЖ и Rail Cargo Austria подписали меморандум о развитии интермодальных перевозок по ТМТМ
Новости / Архив
28.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №99 от 28 ноября 2025 года
КТЖ в лицах
27.11.2025
Почетный железнодорожник Болат Оспанов отметил 75-летие
Регионы
27.11.2025
Около 550 деревьев высадили железнодорожники в рамках акции «Таза Қазақстан» в ВКО
Регионы
27.11.2025
Железнодорожники проводят профориентационные лекции в карагандинских вузах
Инфраструктура
27.11.2025
Модернизация железнодорожной инфраструктуры завершена на обводном пути Арыс-1 – Арыс-2
КТЖ в лицах
27.11.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Анна Озеранская отметила вековой юбилей
Новости
27.11.2025
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» усиливает меры по охране здоровья и безопасности персонала
Новости
26.11.2025
КТЖ увеличило поставки зерна в Азербайджан в 25 раз
Регионы
26.11.2025
Безаварийная работа и рост показателей: как ВЧД-25 и ВЧД-26 повышают безопасность движения поездов
Регионы
26.11.2025
Условный пожар потушили на станции Тобол
Новости
26.11.2025
Почти 3 млн тонн зерновых перевезено за последние 2 месяца по железной дороге Казахстана
Новости
26.11.2025
Работники локомотиворемонтного депо Шар провели капитальный ремонт снегоочистителя ФРЭС-2
Новости
26.11.2025
КТЖ приняло участие в заседании Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ в Баку
Новости
25.11.2025
Казахстан и Туркменистан усилят контейнерные перевозки через порты Актау, Курык и Туркменбаши