Конкурент Суэцкому каналу

Трансформация
13.11.2018, 08:22

Иранский телеканал «Press TV» 31 октября сообщил, что Индия, Иран и Россия в ближайшее время запустят международный транспортный коридор «Север – Юг», который обсуждается уже четверть века. Проект свяжет район Персидского залива и Индийского океана с Россией и Северной Европой через территорию Ирана и Каспийское море. Планируется, что этот маршрут станет более дешевой и короткой альтернативой пути через Суэцкий канал. Казахстану же этот проект интересен, прежде всего, с экономической точки зрения. 

Восточная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Серахс (Туркмения) – Серахс (Иран) и Акяйла (Туркмения) – Инче Бурун (Иран).

По словам аналитиков, основным преимуществом коридора «Север – Юг» перед другими маршрутами (в частности, перед морским маршрутом через Суэцкий канал) считается сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.

В целом, международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг» пройдет от Индии до иранского порта Бендер-Аббас на побережье Персидского залива, откуда грузы автомобильным транспортом пройдут в другой иранский порт Бендер-Энзели, расположенный на южном берегу Каспийского моря. Далее грузы будут морем отправлены в Астрахань и затем по железной дороге через Россию в страны Северной Европы. Протяженность маршрута составит 7 200 километров, а время доставки грузов между Бомбеем и Москвой сократится примерно на 20 дней. Расчетная пропускная способность нового маршрута 20-30 миллионов тонн грузов в год. В результате МТК «Север – Юг» должен превратиться в одну из ключевых транспортных артерий, связывающих страны Южной Азии с Европой.

Каждый из участников этого проекта преследует свои цели. Индия – получить еще один торговый путь в Европу и Центральную Азию, Россия – диверсифицировать свои внешнеторговые связи и модернизировать транспортную и портовую инфраструктуру на южном направлении, Иран – превратиться в крупный транзитный центр.

Как все начиналось

Если заглянуть в историю, то сама идея создания такого транспортного коридора возникла в 1993 году. В сентябре 2000 года в ходе II-й Международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге Индия и Иран подписали межправительственное соглашение о создании МТК «Север – Юг», которое к маю 2002 года было ратифицировано всеми участниками и вступило в силу. Впоследствии к нему присоединились более 10 стран – Казахстан, Беларусь, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Кыргызстан, Турция и Украина.

Для МТК «Север – Юг» изначально планировалось использовать три маршрута. Первый должен был пролечь по железным и автомобильным дорогам России и Ирана с использованием паромной переправы через Каспийское море. Именно этот вариант и фигурирует в сообщении иранских СМИ. Второй маршрут должен был пройти по восточному побережью Каспия, соединив Россию и Иран через железные дороги Казахстана, Узбекистана и Туркмении, а третий – по западному побережью Каспийского моря через Азербайджан или, как вариант, Армению. Конечными пунктами этого транспортного коридора в России должны стать балтийские порты, а также пропускные переходы на границе с Финляндией, Белорусью и странами Балтии. На юге маршрут заканчивается в портах Персидского залива, откуда грузы морем доставляются в Индию.

В ожидании запуска

По данным «Press TV», в конце октября министр торговли и промышленности Индии Суреш Прабху встретился в Нью-Дели с российской бизнес-делегацией, на переговорах с которой заявил, что необходимо запустить МТК «Север – Юг» как можно скорее. Министерство торговли и промышленности Индии в своем заявлении охарактеризовало его как кратчайший мультимодальный транспортный маршрут, соединяющий Индийский океан и Персидский залив через Иран с Россией и Северной Европой.

23 ноября Россия, Индия и Иран планируют провести трехстороннюю встречу для оперативного решения проблем, препятствующих реализации этого проекта. Из материала «Press TV» становятся очевидными и мотивы, побуждающие Индию ускорять этот проект. «Чтобы получить доступ к богатой ресурсами Центральной Азии, – говорится в нем, – Индия должна направлять свои товары через Китай, Европу или Иран. Маршруты через Китай и Европу являются длинными, дорогими и трудоемкими, при этом путь через Иран – наиболее жизнеспособным».

Напомним, 31 октября в Нью-Дели состоялся «круглый стол» на тему «Казахстан – Туркменистан – Иран – Индия. Текущая ситуация и перспективы». Мероприятие организовано посольством Казахстана совместно с индийской федерацией ассоциаций экспедиторов и АО «КТЖ Express» при поддержке Министерства торговли и промышленности Индии с целью информирования индийского делового сообщества о логистических возможностях восточной ветви транзитного коридора «Север – Юг» и привлечения индийских деловых кругов к более широкому использованию данного маршрута. На церемонии открытия посол РК в Индии Булат Сарсенбаев дал анализ высоким возможностям восточной ветви маршрута и призвал индийское бизнес-сообщество к его широкому использованию. В свою очередь, президент АО «КТЖ Express» Диас Искаков представил подробную информацию о возможностях данного маршрута и опыте Казахстана в его использовании.

Асель ШАЙХЫНОВА


Новости / Архив
06.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №43 от 06 июня 2025 года
Грузовые перевозки
05.06.2025
Перевозку более 70 млн тонн угля обеспечило КТЖ в прошедшем отопительном сезоне
Новости
05.06.2025
Развитие Транскаспийского коридора обсудили в Мюнхене
Новости
05.06.2025
Курык побил собственный рекорд по перевалке грузов
Регионы
05.06.2025
Уральские железнодорожники вышли на субботник
Регионы
05.06.2025
Ревизоры устроили внезапную проверку на станции Алматы-1
Регионы
04.06.2025
Воспитанникам детской деревни и дома «Үміт» организовали экскурсию на станции Оскемен-1
Регионы
04.06.2025
Уральские железнодорожники отметили Международный день защиты детей
Регионы
04.06.2025
Праздник ко Дню защиты детей провели на станции Караганда-Сортировочная
Новости
03.06.2025
Экспорт растительных масел и кормов в Китай вырос в 10 раз за пять лет
Инфраструктура
03.06.2025
Обводная железная дорога разгрузит Алматинский узел на 40%
Новости
03.06.2025
Павлодарские железнодорожники провели благотворительную акцию в Доме ребёнка
Новости
03.06.2025
Первый контейнерный поезд примет новый контейнерный терминал Zhetysu
Пассажирские перевозки
03.06.2025
Пятимиллионного пассажира торжественно встретили на столичном вокзале
Новости
03.06.2025
Более 240 наездов на скот зафиксировано на железной дороге в Казахстане
Новости / Архив
03.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №42 от 03 июня 2025 года
Новости
02.06.2025
Стотысячный контейнер отправлен из Сианя по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в Павлодарском регионе
Регионы
02.06.2025
Учения по тушению лесного пожара прошли в окрестностях Риддера
Новости
02.06.2025
Карагандинский железнодорожный колледж отмечает 60-летний юбилей