Разделяй и транспортируй

Жаңалықтар
22.11.2017, 12:27
Обеспечение ритмичных перевозок – одна из актуальных задач железнодорожников. И успешное ее решение зависит от объединения усилий всех участников транспортного рынка, отправителей и получателей грузов. Частникам нужно пополнять свой парк Дефицит подвижного состава в период сезонных перевозок складывается не первый год и давно требует от участников грузовых перевозок переосмысления ситуации и выработки совместных решений, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве. С наступлением холодов казахстанцы спешат запастись углем, создавая искусственный ажиотаж, а после уборки урожая зерно как можно быстрее хотят отправить на экспорт. И не секрет, что как только возникают перебои с доставкой грузов, в первую очередь все копья летят на казахстанские железные дороги. Так, на недавнем заседании Правительства председатель наблюдательного совета ERG Альдияр Казтаев вновь поднял эту проблему. – Средняя обеспеченность вагонами со стороны «КТЖ Express» составляет 85%, а по экспортным направлениям – не больше 60%. Мы терпим огромные убытки, при таких ценах поставки становятся нерентабельными, – отметил он, попросив разработать совместный план действий по обеспечению предприятий Казахстана вагонами по приемлемым ценам. – Из 6 тысяч парка, которого нам не хватает, мы (ТОО «ТрансКом» – Прим. ред.) купили 2600 вагонов, 1300 придут уже к концу этого года, но, к сожалению, НДС, который мы платим при импорте, не идет в зачет в рамках поддержки отечественных товаропроизводителей. То есть частники готовы пополнять собственный парк вагонов, что, в общем-то, и требуется, им только нужно немного помочь. На совещании в Минэнерго по обеспечению перевозок твердого топлива, созванное в самую «горячую» пору, президент АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Оралхан Кулаков заявил: проблем с внутренними грузоперевозками нет, вопросы возникают при организации экспорта. – Рост экспорта, который мы сегодня наблюдаем, должен сопровождаться увеличением парка подвижного состава частными операторами, в том числе АО «Қазтеміртранс», которое обеспечивает 40% всех перевозок. ҚТЖ тоже рассматривает приобретение парка, но в приоритете будут внутренние перевозки,  – подчеркнул он. Сегодня в Казахстане насчитывается 50 тысяч наиболее востребованных полувагонов, из них почти 30 тысяч принадлежат Қазтеміртрансу. Для обеспечения перевозки угля в регионы Казахстана этого достаточно. Однако все угольные разрезы рассматривают развитие своего экспорта. И для полного покрытия этих потребностей необходимо привлечь еще не менее 10 тысяч полувагонов. Арендовать российский парк становится все сложнее: если в конце 2016 года аренда составляла 750 рублей в сутки, то сейчас перевалила уже за 2 тысячи. – Для защиты экспортного потенциала, чтобы наши экспортеры могли спокойно выйти на российские порты и дальше, надо иметь свой парк, увеличивать его, – еще раз констатировал Оралхан Кулаков. Уголь доставили всем В этом году транспортная проблема приоритетно решалась совместно с добычиками и производителями. Главный вопрос: как правильно использовать имеющийся парк. А именно – наладить должный оборот. Если ранее оборот подвижного состава занимал больше 30 суток, то сегодня принимаются меры, чтобы сократить его до 15 дней, а то и до 10 – в случае инновационного внедрения подвижного состава. А оборот в свою очередь может сказаться и на понижении цены. Сегодня ҚТЖ старается удержать ее в размере 8,5 тысячи тенге в сутки на территории РК и 10,5 – при экспорте. В России это 12,5 тысячи  тенге в сутки. Так что новость о том, что еще пять казахстанских компаний в этом году получили лицензии и доступ к магистралям, не может не радовать. Руководитель Управления железнодорожного транспорта Комитета транспорта МИР РК Нурбек Кабижан на том же совещании в Минэнерго подтвердил: в этом году обеспечение перевозок коммунально-бытового угля ведется равномерно, никаких проблемных вопросов нет, общий объем исполнения плана – 98%. Невыполнение планов в основном происходит по вине грузоотправителей (отказы или неприбытие собственных вагонов). В этом году уголь равномерно перевозился и в летнее время: если с 1 мая по 31 августа 2016 года было перевезено 17,3 млн тонн твердого топлива, то в этом году – уже 20,6, что выше на 19%. Закуп и распределение угля для населения в регионах относится к компетенции местных исполнительных органов, так как необходимо заблаговременное планирование потребного парка полувагонов, чтобы гарантировать 100% обеспечения перевозок. В нынешнем году содействие акиматов ВКО и СКО, перераспределение бюджетных средств с 4-го на 2-3 кварталы для своевременного накопления запасов угля, повлияло на снижение показателя неравномерности перевозок в весенне-летний период. По инициативе ҚТЖ ТОО «Богатырь Комир» согласовало с энергосистемами смещение поставок угля на лето. – В нынешних условиях востребован сбалансированный подход к сотрудничеству между грузоотправителями, операторами, местными исполнительными органами и ҚТЖ с учетом взаимных интересов и акцентом на долгосрочные прогнозируемые взаимоотношения, – подчеркнул Оралхан Кулаков во время совещания с грузоотправителями, экспедиторами и представителями энергетического сектора. Одним из эффективных решений может стать заключение долгосрочных контрактов по аренде и оперированию подвижного состава грузоотправителями. В разработке планов на 2018 год им предложено предоставить данные по потребностям в количестве вагонов, чтобы впредь добиться планового завоза и отрегулировать скачки во внутренних перевозках. Заключены прямые долгосрочные договора с указанием фиксированных цен. Подписаны договора с рядом крупных градообразующих предприятий республики, с той же ERG, где предусмотрено закрепление за определенным грузоотправителем массива вагонов для пользования только по его заявкам. Также создан электронный торговый аукцион по представлению подвижного состава, что в разы повышает прозрачность и эффективность использования парка. На сегодняшний день суточные запасы твердого топлива на электростанциях страны находятся на уровне и выше технических норм, АО «НК «ҚТЖ» планы по основным эксплуатационным показателям – обороту рабочего вагона, пробегу, проценту порожнего пробега к груженому, выгрузки вагонов – выполняет выше 100%. Перевозки угля растут по всем направлениям. По крупным грузоотправителям, таким как ТОО «Каражыра ЛДТ», ТОО «Богатырь Комир», погрузка угольного сырья выполнена свыше 100% к плану, при общей тенденции наращивания объемов. Только в результате скоординированной работы между ҚТЖ и грузоотправителями при содействии Министерства по инвестициям и развитию, Министерства энергетики, АО «Самрук-Энерго» и акиматов областей удалось улучшить показатели перевозок в 2017 году по отношению к 2016-му. Однако перевозочная деятельность все-таки должна быть рыночной, считают железнодорожники. – Покупать полувагоны никто не торопится, но все говорят, что их не хватает. К примеру, российские частные парки не хотят сдавать их в аренду на один год, они предлагают подписать контракт сразу на пять лет, – рассказал Оралхан Кулаков. – Для выхода из положения необходимо разделить 29690 полувагонов ҚТТ правильно. Разделить, и чтобы все смотрели за своими массивами номеров и работали с ними, следили за своими погрузками угля. Не хватает – будем строить! Еще одним стратегическим продуктом, требующим перевозки, является зерно. Здесь ситуация схожая. На совещании по вопросам обеспечения отгрузки и перевозки нового урожая 31 октября в Костанае руководитель АО «НК «ҚТЖ» Канат Алпысбаев заявил: – В настоящее время дефицита вагонов-зерновозов нет. Другое дело – их эффективное использование и должный оборот. Важной частью организованного вывоза зерна является слаженная работа всех участников перевозочного процесса. Сложности возникают, как правило, вследствие сверхнормативных простоев вагонов на путях из-за отсутствия круглосуточной работы элеваторов, несвоевременной подачи грузоотправителями планов на погрузку, оформления перевозочных документов. Анализ работы в сентябре показал, что в среднем простой одного зерновоза под погрузкой составляет порядка 3,2 суток. Негативно сказывается и вмешательство в перевозочный процесс недобросовестных экспедиторских компаний, которые создают нездоровый ажиотаж и не выполняют обязательства по предоставлению транспортных услуг. Вот вам и искусственный дефицит вагонов. По мнению главы ҚТЖ, необходимо выстроить единую цепочку доставки груза до конечного потребителя, обеспечив прозрачность перевозочного процесса. Например, для улучшения ситуации с доставкой зерна мукомолам Южно-Казахстанской области крупный оператор АО «Астык Транс», в ведении которого более 6 тысяч вагонов-зерновозов из имеющихся в стране 10 тысяч, заключил Меморандум о сотрудничестве по гарантированному обеспечению перевозок социально значимых грузов. Теперь компания будет перевозить зерно в соответствии с условиями договоров с участниками зернового рынка. Возвращаясь к путям решения периодически возникающей напряженности, стоит отметить постоянную работу по ремонту и сокращению количества нерабочих грузовых вагонов. За 9 месяцев 2017 года отремонтировано более 10,5 тысячи полувагонов АО «Қазтеміртранс», что на 4,8 тысячи больше показателя аналогичного периода прошлого года. При этом деповской ремонт прошли порядка 8,8 тысячи полувагонов, капитальный – 1,7. Если в апреле нерабочий парк полувагонов составлял почти 6 тысяч единиц, то на конец сентября – 2,6. В целом потребность операторов в новом подвижном составе составляет более 21 тысяч вагонов. Учитывая большой процент выбытия, необходимо восполнить парк зерновозами и универсальными платформами. При этом производственные мощности ТОО «КВК» и АО «ЗИКСТО» составляют более 5 тысяч грузовых вагонов, что позволяет вагоностроительным предприятиям самостоятельно обеспечить имеющиеся потребности. В то же время за последние 5 лет из 22 тысяч единиц подвижного состава, поставленного для нужд операторов, только 4,5 тысячи произведено в Казахстане, или 20% от общего количества. Отечественные производители переживают отсутствие заказов, недостаточность оборотных средств, дефицит научных и инженерных кадров, отсутствие навыков использования высоких технологий и конструирования, разработки технической документации, и вследствие этого высокую зависимость от иностранных поставщиков комплектующих. Все это свидетельствует о необходимости реализации Программы развития грузового вагоностроения, которая повысит производство отечественных грузовых вагонов до 6 тысяч в год, создаст более 1,5 тысячи рабочих мест, увеличив производительность труда в 1,9 раза. Напомним, общий парк грузовых вагонов в Казахстане составляет более 130 тысяч, в том числе 54 тысячи вагонов принадлежит АО «Қазтеміртранс». До 2022 года ожидается списание 23 тысяч вагонов с истекшим сроком службы. В пользу развития отечественного вагоностроения выступает и значительное подорожание российских полувагонов: если год назад они стоили 25-29 тысяч долларов, то сегодня, по словам руководителя АО «КТЖ – Грузовые перевозки», уже 40 тысяч. Проект программы разработан в сентябре, совместно с МИР РК принято решение о проработке комплекса мер по ключевым вопросам машиностроения с установлением возможности выделения финансовых средств из республиканского бюджета, оказания господдержки, в том числе преференций заводам-изготовителям. Возможно, этот шаг станет решающим в деле должного обеспечения отраслей страны подвижным составом, и перебоев с поставками угля, зерна, металлов и других ценных грузов впредь удастся избегать.

Асель Кильмакова

Жолаушылар тасымалы
24.07.2024
Пойыздарға билетсіз мінгізгені үшін – жұмыстан шығару
Жаңалықтар
24.07.2024
Құрық теңіз порты мен Транскаспий халықаралық көлік бағытын байланыстыратын жол күрделі жөндеуден өтті
Жаңалықтар
24.07.2024
Кірме жолдарды мемлекеттік меншікке беру рәсімі аяқталды
Әлемде
23.07.2024
Германияда Еуро-2024 кезінде қалааралық пойыздармен 12 миллион жолаушы тасымалданды
Әлемде
23.07.2024
Еуропалық Одақ көлік жобаларына 7 миллиард еуро бөлмек
Жүк тасымалы
23.07.2024
ҚТЖ астық тасымалына дайындығын пысықтауда
Қауіпсіздік
23.07.2024
Атырауда техникалық-әдістемелік сабақ өтті
Жаңалықтар / Мұрағат
23.07.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №60 23 шілде 2024 жыл
Жаңалықтар
22.07.2024
Қазақстан, Түрікменстан және Ауғанстан жаңа теміржол магистралінің құрылысын талқылады
Инфрақұрылым
22.07.2024
Күрделі жөндеу жұмыстары кезең-кезеңімен жүзеге асырылуда
Әлеумет
22.07.2024
Теміржолшылардың балалары лагерге аттанды
Спорт
22.07.2024
Қазақстан темір жолының 120 жылдығына орай Таразда спартакиада өтті
Жаңалықтар
22.07.2024
Ауғанстан, Түрікменстан және Өзбекстан делегациясы Бейнеу астық терминалының мүмкіндігімен танысты
Жолаушылар тасымалы
22.07.2024
Қаныш Сәтбаевтың 125 жылдығына арнайы безендірілген пойыз жолға шықты
Темір жол тарихы
21.07.2024
«Алатау» жүрдек пойызы қалай пайда болды?
Жаңалықтар
19.07.2024
Жаңа – Есіл локомотив депосының паркі жаңартылды
Жаңалықтар
19.07.2024
Мемлекеттік тілді дамыту бойынша өткен байқаудың жеңімпаздары анықталды
Станция тынысы
19.07.2024
Шағыр станциясында жүк тиеп жөнелту артып келеді
Аймақтар
19.07.2024
«Жасыл істер марафонында» Жамбыл бөлімшесі бірінші орынды жеңіп алды
Жүк тасымалы
19.07.2024
Биыл Қытайға 2 млн тоннадан астам астық экспортталмақ