Премьер-министр Казахстана прокомментировал повышение тарифов КТЖ

Мажилисмены адресовали премьер-министру Казахстана Олжасу Бектенову депутатский запрос, который касался установления повышающих коэффициентов к тарифу магистральной железнодорожной сети для экспортных перевозок. На него глава правительства ответил, что КТЖ все делает верно, передает Rail-news.kz.

В своем запросе депутаты особо акцентировали внимание на то, что  АО "НК "Казақстан темір жолы" подало заявку  в Миннацэкономики на повышение ценовых пределов (коэффициентов, на основе которых рассчитываются тарифы) на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) для экспортеров в 3,89 раза в 2024 году и в 4,42 раза – в 2025 году.  

По мнению мажилисменов, данная заявка КТЖ вызывает глубокую обеспокоенность отечественных экспортеров и создает им высокие риски снижения конкурентоспособности, потери рынков сбыта и остановки их производств.

Рассмотрев обращение, премьер-министр Олжас Бектенов  ответил , что компания все делает верно.

«Унифицированный тариф Казахстана является самым низким по сравнению со странами ЕАЭС и СНГ (с Российской Федерацией – в 2,2, с Беларусью – в 1,6 и Кыргызстаном – в 2,4 раза меньше), что делает его выгодным для экспортеров и соседних стран, импортирующих сырье по низким железнодорожным тарифам. Это привело к тому, что в 2023 году размер полученного убытка КТЖ составил 329 миллиардов тенге, из них 172 миллиарда тенге от перевозок грузов горнорудного сектора», — сказал глава правительства.

По его словам, это привело к тому, что в 2023 году размер полученного убытка национального оператора инфраструктуры составил 329 миллиардов тенге, из них 172 миллиарда тенге от перевозок грузов горнорудного сектора.

В свою очередь, доход от транзитных перевозок (высокомаржинальных) направляется на возмещение не покрываемых унифицированным тарифом затрат (временная балансирующая плата, расходы, связанные с транзитными перевозками, капитальным ремонтом, инвестиционными программами и обслуживанием займов).

«Вместе с тем КТЖ за счет заемных средств с 2010 года реализованы проекты строительства и реконструкции новых железных дорог: Жезказган — Бейнеу, Аркалык — Шубарколь, Хоргос — Жетыген и Узень — Болашак — общей протяженностью 1870 км. Также реализуются крупные инфраструктурные проекты по строительству путей Достык — Мойынты, обводной станции города Алматы, Дарбаза — Мактаарал, Бахты — Аягоз. При этом в соответствии с требованиями действующего законодательства КТЖ применяет механизм ценовых пределов к экспортным перевозкам по родам грузов по рекомендации Государственной комиссии по модернизации экономики Республики Казахстан», — отметил премьер-министр.

Он также отметил, что до вынесения на Комиссию необходимо получить положительные заключения отраслевых министерств с оценкой влияния на отрасль, инфляцию и тому подобное.

«Данный механизм ценовых пределов выработан для обеспечения снижения долговой нагрузки КТЖ, в том числе путем совершенствования тарифной политики. На начальном этапе в целях поддержки отечественных производителей предлагается довести тариф до уровня окупаемости для сырьевого экспорта, не затрагивая товары среднего и высокого переделов. В этой связи приостановление действия приказа министра национальной экономики от 27 ноября 2023 года 179 «О внесении изменений и дополнений в Правила формирования тарифов» считаем нецелесообразным», — добавил Бектенов.

Речь идет о приказе, который позволил КТЖ увеличить тариф для покрытия своих убытков.

Регионы
24.10.2025
Условный пожар потушили на станции Оскемен-1
Новости
24.10.2025
Искусственный интеллект в КТЖ — новый уровень управления железной дорогой
Регионы
24.10.2025
Работники локомотивного хозяйства приступили к обучению в рамках Корпоративной программы развития
Регионы
24.10.2025
Алматинское отделение магистральной сети завершает подготовку к зиме
Новости
24.10.2025
Около 60 студентов колледжа побывали на экскурсии в Центральном музее КТЖ
Новости / Архив
24.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №88-89 от 24 октября 2025 года
Интервью
23.10.2025
Жамбул Байдельдинов: внедряется система видеожетонов
Новости
23.10.2025
КТЖ разрабатывает цифровую платформу нового поколения
Новости
23.10.2025
Нурлан Сауранбаев: развитие ТМТМ — стратегический приоритет Казахстана
Грузовые перевозки
23.10.2025
Казахстан экспортировал 1,6 млн тонн зерна нового урожая
Регионы
23.10.2025
Почетный железнодорожник Султан Буромбаев отмечает 60-летний юбилей
Безопасность
23.10.2025
Машинист пассажирского поезда сумел избежать ДТП на участке Астана – Ерейментау
Пассажирские перевозки
23.10.2025
В АО «Пассажирские перевозки» напомнили о правилах и ответственности за провоз запрещённых вещей
Новости
23.10.2025
Простаивающие частные вагоны на сети КТЖ снижают эффективность перевозок
Новости
22.10.2025
Встреча со школьниками - авторами инновационных ж/д решений состоялась в КТЖ
Новости
22.10.2025
В Казахстане отмечают 120-летие профсоюзного движения железнодорожников
Новости
22.10.2025
Казахстан и Германия обсудили развитие Транскаспийского транспортного маршрута
Новости
22.10.2025
Железнодорожники вместе с первоклассниками высадили 250 деревьев у школы №117 в Астане
Новости
22.10.2025
Пакет поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС вышел на финальную стадию подготовки
Грузовые перевозки
21.10.2025
Экспорт казахстанского зерна вырос до 7,3 млн тонн