Премьер-министр Казахстана прокомментировал повышение тарифов КТЖ

Мажилисмены адресовали премьер-министру Казахстана Олжасу Бектенову депутатский запрос, который касался установления повышающих коэффициентов к тарифу магистральной железнодорожной сети для экспортных перевозок. На него глава правительства ответил, что КТЖ все делает верно, передает Rail-news.kz.

В своем запросе депутаты особо акцентировали внимание на то, что  АО "НК "Казақстан темір жолы" подало заявку  в Миннацэкономики на повышение ценовых пределов (коэффициентов, на основе которых рассчитываются тарифы) на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) для экспортеров в 3,89 раза в 2024 году и в 4,42 раза – в 2025 году.  

По мнению мажилисменов, данная заявка КТЖ вызывает глубокую обеспокоенность отечественных экспортеров и создает им высокие риски снижения конкурентоспособности, потери рынков сбыта и остановки их производств.

Рассмотрев обращение, премьер-министр Олжас Бектенов  ответил , что компания все делает верно.

«Унифицированный тариф Казахстана является самым низким по сравнению со странами ЕАЭС и СНГ (с Российской Федерацией – в 2,2, с Беларусью – в 1,6 и Кыргызстаном – в 2,4 раза меньше), что делает его выгодным для экспортеров и соседних стран, импортирующих сырье по низким железнодорожным тарифам. Это привело к тому, что в 2023 году размер полученного убытка КТЖ составил 329 миллиардов тенге, из них 172 миллиарда тенге от перевозок грузов горнорудного сектора», — сказал глава правительства.

По его словам, это привело к тому, что в 2023 году размер полученного убытка национального оператора инфраструктуры составил 329 миллиардов тенге, из них 172 миллиарда тенге от перевозок грузов горнорудного сектора.

В свою очередь, доход от транзитных перевозок (высокомаржинальных) направляется на возмещение не покрываемых унифицированным тарифом затрат (временная балансирующая плата, расходы, связанные с транзитными перевозками, капитальным ремонтом, инвестиционными программами и обслуживанием займов).

«Вместе с тем КТЖ за счет заемных средств с 2010 года реализованы проекты строительства и реконструкции новых железных дорог: Жезказган — Бейнеу, Аркалык — Шубарколь, Хоргос — Жетыген и Узень — Болашак — общей протяженностью 1870 км. Также реализуются крупные инфраструктурные проекты по строительству путей Достык — Мойынты, обводной станции города Алматы, Дарбаза — Мактаарал, Бахты — Аягоз. При этом в соответствии с требованиями действующего законодательства КТЖ применяет механизм ценовых пределов к экспортным перевозкам по родам грузов по рекомендации Государственной комиссии по модернизации экономики Республики Казахстан», — отметил премьер-министр.

Он также отметил, что до вынесения на Комиссию необходимо получить положительные заключения отраслевых министерств с оценкой влияния на отрасль, инфляцию и тому подобное.

«Данный механизм ценовых пределов выработан для обеспечения снижения долговой нагрузки КТЖ, в том числе путем совершенствования тарифной политики. На начальном этапе в целях поддержки отечественных производителей предлагается довести тариф до уровня окупаемости для сырьевого экспорта, не затрагивая товары среднего и высокого переделов. В этой связи приостановление действия приказа министра национальной экономики от 27 ноября 2023 года 179 «О внесении изменений и дополнений в Правила формирования тарифов» считаем нецелесообразным», — добавил Бектенов.

Речь идет о приказе, который позволил КТЖ увеличить тариф для покрытия своих убытков.

Новости
03.07.2025
Председателем правления КТЖ назначен Талгат Алдыбергенов
Регионы
03.07.2025
Более 103 км скотоизгороди возведено на железнодорожных участках Карагандинского региона
Пассажирские перевозки
03.07.2025
Более 1,2 млн пассажиров перевезено поездами КТЖ в июне
Новости
03.07.2025
XII совещание министров транспорта ШОС «Глобальный устойчивый транспорт» прошло в Тяньзыне
Новости
02.07.2025
Атырауский вагоностроительный завод планирует выпускать до 7 тыс. вагонов к 2026 году
Грузовые перевозки
02.07.2025
Рост экспортных перевозок зафиксирован в первом полугодии на сети КТЖ
Регионы
02.07.2025
Предприятия Оскеменского региона наградили по итогам весеннего осмотра
Новости
02.07.2025
Станция Достык готовится отметить 35-летний юбилей
Грузовые перевозки / Цифра недели
01.07.2025
Перевозки зерна по сети КТЖ выросли на 53%
Регионы
01.07.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Орал
Новости
01.07.2025
Антитеррористические учения прошли в порту Актау
Новости
01.07.2025
Сотрудники пожарной службы КТЖ прошли обучение
Новости
01.07.2025
Навигационные пломбы для отслеживания перевозок на железнодорожном транспорте начали устанавливать в Казахстане
Новости / Архив
01.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №50 от 01 июля 2025 года
Новости
30.06.2025
В профориентационное путешествие по Казахстану отправятся 200 детей из регионов
КТЖ в лицах
30.06.2025
HR-специалист ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Гульнара Керимбекова поделилась опытом в популяризации казахского языка
КТЖ в лицах
30.06.2025
Главного менеджера департамента бизнес-аналитики Наталью Гузь проводили на пенсию
Новости
30.06.2025
Пул «Лидеров профессий» создан в КТЖ
Регионы
30.06.2025
Число экстренных торможений отметили в Алматинском локомотивном депо
30.06.2025
Тематический вечер о наследии Абая прошел в КТЖ