Стальной долгожитель: Карагандинское локомотивное эксплуатационное депо отмечает в этом году 90-летний юбилей

Инфраструктура
31.07.2023, 12:14
Александр Жабчук
Любовь Подоляк

Карагандинское локомотивное эксплуатационное депо - одно из передовых подразделений железной дороги. По объему перевозок груза и пассажиров занимает второе место по стране, уступая павлодарскому депо. В конце этого года предприятие отметит 90-летний юбилей со дня основания.

В депо трудится свыше 1400 человек, из них 1200 - работники локомотивных бригад. В коллективе — сотни квалифицированных специалистов, десятки трудовых династий.  

Журналистам довелось побывать там, где рождается движение пассажирских и грузовых поездов Карагандинского региона. 

Главные в депо 

В Карагандинском регионе сосредоточена огромная часть отраслевой промышленности страны. Локомотивные бригады долгожителя стальной магистрали обслуживают участки: Караганда - Сары-Шаган, Караганда - Астана, Караганда - Агадырь. Грузовые поезда следуют под управлением карагандинских машинистов до станции Мойынты. Ежесуточно от Астаны до Мойынты проходит до 30 пар пассажирских поездов, до 40 пар грузовых составов. 

Машинисты депо – активные новаторы. Они одни из первых в стране стали управлять современными отечественными локомотивами серии «Evolution» и разработанные компанией Alstom, покорили скоростной экспресс «Астана-Алматы», поезд «Тальго». 

К машинисту предъявляют высокие требования. Он - главный на железной дороге. От его действий зависит безопасность движения поездов, сохранность грузов и самое главное – жизни и здоровье пассажиров.

Машинист должен чувствовать путь, поезд, просчитывать и соблюдать скоростной режим на различных участках, наблюдать за сигналами и показаниями контрольно-измерительных приборов. Должен знать законы теплотехники, электротехники, механики – и наряду с этим блестяще владеть практическими навыками управления локомотивом. 

Чтобы всегда быть в тонусе, работники локомотивных бригад регулярно посещают технические занятия, проходят инструктажи. 

«Работать на железной дороге остаются преданные ей и достойные люди, профессионалы, обладающие высокой ответственностью, железной волей, выдержкой и самодисциплиной», - отмечает инструктор локомотивных бригад Вадим Ким. 

В депо говорят, что работа машиниста и его помощника – ежедневная проверка на оперативность, бдительность и внимательность. Бывают ситуации, когда есть только доли секунды, чтобы принять единственно верное решение. 

Настоящим испытанием на профессионализм стало для машиниста электровоза Алексея Свиридова событие, произошедшее в январе этого года. Из-за перепадов температур произошел, говоря железнодорожным языком, выброс пути, то есть была создана ситуация, угрожающая безопасности движения поезда. Локомотивная бригада справилась со своей задачей. Машинист сумел остановить поезд буквально в нескольких метрах от беды. 

Алексей Свиридов работает на железной дороге 16 лет. Начинал помощником машиниста, прошел обучение на курсах машиниста поездов. С 2010 года водит поезда самостоятельно. За годы работы он дважды проявил знание своего дела, не терял присутствия духа в экстремальной ситуации. 

Мастера шифровки 

Отдел расшифровки играет важную роль в ежедневной деятельности депо. Здесь анализируются результаты каждой поездки локомотивных бригад. Инженеры - расшифровщики - уникальные работники, умеющие читать записи скоростемеров.

В отдел расшифровки поступают данные, записанные на бумажном или электронном носителе - кассете регистрации параметров движения локомотивов, оборудованных КЛУБ-У (комплексное локомотивное устройство безопасности – унифицированное).  

На бумажном носителе фиксируются в виде графиков и множества линий показатели поездки: временные остановки, скорость движения локомотива и другое. Это напоминает сердечную кардиограмму. Задача расшифровщика скоростемерных лент – провести диагностику, выявить отклонения от нормы и установить диагноз, дать оценку труда машинистов и их помощников.

Кассеты регистрации расшифровываются на стационарных компьютерах и также выявляют погрешности в работе машинистов в пути следования. Расшифровщики до мелочей должны знать специфику работы локомотивных бригад. 

Затем вся информация передается машинисту-инструктору, который совместно с локомотивной бригадой проводит «работу над ошибками». 

«Наша задача – подсказывать, на что обратить внимание, как повысить уровень безопасности движения поездов. Работа расшифровщика нацелена на предупреждение нарушений и повышение потенциала локомотивщиков», —говорит инженер-расшифровщик Светлана Ильина.

Ежесуточно в отделе обрабатывается до 100 скоростемерных лент и кассет. Работа ответственная, требует внимательности. 

Светлана Ильина – одна из самых опытных в отделе. Непосредственно по нынешней специальности она работает 27 лет. За это время накопила богатый опыт. Знания и традиции расшифровки передаются от специалиста к специалисту.

Сильное звено

На рабочем месте начальника резерва локомотивных бригад Айгуль Куатовой - железный порядок. В ее кабинете расположена ситуационная карта графика работы локомотивных бригад, где в многочисленных промаркированных ячейках тщательно рассортированы фамилии машинистов, которые находятся на рабочем месте, в резерве, в отпуске или на отдыхе дома. Огромный стеллаж хранит ценную информацию и разобраться в ней может только специалист. 

- Наша главная задача – организовать режим труда и отдыха для машинистов и помощников машиниста, контролировать выработку часов локомотивных бригад. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад не может превышать 12 часов, столько же должен составлять отдых между поездками, - говорит Айгуль Куатова.

Начальник резерва – это всегда пунктуальный, ответственный и коммуникабельный человек. 

Ни дня без спорта и песни

Коллектив депо добивается хороших результатов не только в производственных показателях, но и в общественной жизни. 

Председатель профсоюзного комитета Ерлан Муканов рассказал, чем живет его родное предприятие сегодня. Ерлан - коренной карагандинец. Работал помощником машиниста, прошел обучение на машиниста локомотива. 

В 2020 году коллектив избрал молодого, активного и перспективного специалиста своим профсоюзным лидером. Сегодня Ерлан идейный вдохновитель всех культурных и спортивных мероприятий. Он с гордостью демонстрирует витражи со спортивными наградами. 

Трудно сосчитать сколько было побед за почти 90-летнюю историю депо. Среди работников много мастеров и ветеранов спорта.

В депо сформировалась своя футбольная команда, которая является 4-кратным чемпионом по мини-футболу среди железнодорожников Казахстана. А волейбольная команда - чемпион среди железнодорожников по Карагандинской области.

Гордость коллектива – оператор по обработке перевозочных документов центра оперативно-технического учета Галина Золотухина. Карагандинка не раз доказывала на соревнованиях, что ей нет равных в легкой атлетике, лыжных гонках и настольном теннисе. Говорят, что у некоторых участников соревнований портится настроение, когда узнают, что Галина выйдет «на поле боя», так как знают, что победа будет за ней.

Машинист электровоза Николай Сидоренко со школы занимается спортом. Он родом из Агадыря, где сильная школа гиревого спорта. Сегодня деповчанин с легкостью 200 раз поднимает гирю весом 24 кг. 

«Спорт - отличный способ оставаться в хорошей физической форме, дарит приятные эмоции», - говорит спортсмен-любитель. 

Впервые в этом году состоялись состязания среди машинистов и помощников по подледной спортивной рыбалке на Самаркандском водохранилище в Темиртау. Номинация «За самый большой вес пойманной рыбы» досталась машинисту Александру Александрову. Теперь он будет представлять железнодорожников Карагандинской области на соревновании Федерации профсоюзов РК. 

В депо есть свой хор машинистов и ансамбль домристов. На каждом празднике они поют о своей любви к железной дороге, своему родному краю.

Под перестук колес

История локомотивного депо берет свое начало в далеких 30-х годах, когда шло строительство железной дороги через станции Курорт-Боровое и Акмолинск до Караганды. Новая ветка способствовала быстрому развитию угольного производства региона, стала частью Транскаспийского Международного Транспортного Маршрута, соединяющего Азию и Европу.   

Депо создавалось на базе промывочного цеха по ремонту паровозов. Первые паровозы серии Э обслуживали участки Караганда - Анар, Караганда - Угольная. В годы Великой Отечественной войны карагандинцы бесперебойно снабжали передовую топливом, металлом, продовольствием и другими грузами. Послевоенные годы стали периодом роста производственного и эксплуатационного потенциала предприятия. 

Сегодня коллектив успешно выполняет все производственные показатели, обеспечивает безопасность движения поездов, повышает производительность труда.

Новости
23.12.2024
Руководство КТЖ побывало с рабочей поездкой в Семейском и Алматинском регионах
Новости
23.12.2024
«Елка желаний» прошла в рамках XIII Молодежного форума в КТЖ
Новости
23.12.2024
Ораторскому искусству и навыкам эмоционального интеллекта обучили молодых железнодорожников в КТЖ
Новости
23.12.2024
Традиции и обычаи народов мира представили команды на XIII Молодежном форуме в КТЖ
Новости
23.12.2024
Тренинг «Технологии влияния» провели для молодых железнодорожников в КТЖ
Новости
23.12.2024
Более 7 тысяч кубометров снега убрали железнодорожники за трое суток
Новости
23.12.2024
О планах по развитию транспортной отрасли рассказал Марат Карабаев
Новости
23.12.2024
Чемпионат кейсов «Обеспечение безопасности движения» прошел в рамках форума молодежи в КТЖ
Новости
20.12.2024
Более 100 участников собрал Первый женский форум Ассоциации женщин-железнодорожников в КТЖ
Грузовые перевозки
20.12.2024
Новые экспортные маршруты освоили в Мангистауском отделении грузовых перевозок
Регионы
20.12.2024
Семинар «История. Традиция. Независимость» провели для железнодорожников в Костанае
Регионы
20.12.2024
Конкурс среди железнодорожников ко Дню Независимости прошел на железнодорожном вокзале Караганды
Регионы
20.12.2024
Семинар «Қазақстан: кеше, бүгін, ертең» прошел в Акмолинском отделении магистральной сети
Регионы
20.12.2024
День Независимости отметили железнодорожники в Усть-Каменогорске
Регионы
20.12.2024
Итоги проведенной модернизации железнодорожной инфраструктуры подвели в Костанайском регионе
Новости
20.12.2024
Проект «Единое цифровое окно» презентовали в Астане
Новости / Архив
20.12.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №106-107 от 20 декабря 2024 года
КТЖ в лицах
19.12.2024
Менеджера Департамента технологических систем перевозочного процесса Каиргельды Макишева проводили на пенсию
Новости
19.12.2024
Форум «Казахстан как глобальный участник рынка транспорта и логистики» прошел в Астане
Регионы
19.12.2024
Более 1 700 фитинговых платформ было погружено в ноябре в Костанайском регионе