В КТЖ завершились испытания с вагоном-рельсосмазывателем

Инфраструктура
30.07.2019, 15:28
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В АО «НК «Қазақстан темір жолы» завершились эксплуатационные испытания смазочного материала с использованием вагона-рельсосмазывателя конструкции ЗАО «Высокотехнологичные материалы» (ЗАО «ВТМ» РФ).

Проблема взаимодействия колеса и рельса является одной из наиболее значимых для успешной работы железнодорожного транспорта, и поэтому ее решению уделяется особое внимание. На участках железнодорожного пути с большим числом кривых, как известно, происходит повышенный износ гребней колесных пар локомотивов и головок рельсов. Это приводит к значительным расходам трудовых и материальных ресурсов, связанных с восстановлением колесных пар, заменой рельсов, к длительному простою подвижного состава.

За последние десятилетия происходят изменения как в техническом оснащении железнодорожного транспорта, так и в условиях вождения поездов. Локомотивы заменены на более мощную технику. В целях выполнения заданных показателей вес поезда поднят до предельно допустимых значений. Такие показатели, как вес поезда и нагрузка на ось практически исчерпаны по техническим параметрам локомотивов и условиям их эксплуатации. В этих условиях организация работы по лубрикации с целью сохранения и увеличения ресурса бандажа и рельсов имеет первостепенное значение. На магистрали часто возникают различные проблемы, вызванные повышенным износом в паре колесо-рельс.

При этом увеличение количества обточек колесных пар крайне негативно влияет на основные производственные показатели. Основными мерами, позволяющими существенно снизить износ колесных пар и рельсов, является, в частности, лубрикация. Так, испытания были проведены на протяжении 6 месяцев в целях оценки технико-экономической эффективности применения опытных средств лубрикации зоны контакта колесо-рельс и принятия решения об их допуске к применению на сети железных дорог АО «НК «ҚТЖ» взамен используемых средств лубрикации в настоящее время.

– Испытания проводились на участке Жамбыл – Сарыагаш. На опытном участке были определены 30 контрольных кривых по 10 в каждой дистанции пути (ПЧ-52 Тулькубас, ПЧ-53 Шымкент, ПЧ-54 Арысь). При этом осмотр и обмеры колесных пар контрольной группы локомотивов в эксплуатации производились в соответствии с требованиями инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Была создана рабочая группа, которая делала замеры и расчеты. Так, на каждой контрольной кривой опытного участка три раза в ходе испытаний лазерным рельсовым профилографом «ПРП» проводились измерения бокового износа головки рельса наружной нити, – рассказал ответственный за испытания – менеджер Технического центра отдела реализации и координации технической политики по хозяйству пути Азамат Абжалиев.

Данный опытный участок выбран неспроста – здесь имеется 886 кривых разного радиуса на протяженности 406 километров.

– Опытный вагон-рельсосмазыватель предназначен для нанесения смазки на внутреннюю боковую грань головки рельсов в кривых участках пути бесконтактным способом через форсунки в автоматическом режиме, – пояснил Азамат Абжалиев. 

Анализ за период испытаний показал отличные результаты. При бесперебойной работе опытного вагона-рельсосмазывателя для полного оборота (за 28 часов) на участке Жамбыл – Сарыагаш расходовалось 80 литров опытного смазочного материала СР-КУМ. В целом, с начала эксплуатационных испытаний произведено 155 полных оборотов, а общий расход составил 12400 литров. При этом интенсивность износа гребня колеса локомотива боковой грани рельса уменьшилась в несколько раз.

– К примеру, на кривой участка пути Кызылсай – Шымкент с радиусом 415 метров до применения вагона-рельсосмазывателя раз в год приходилось производить смену рельс, а с его применением срок службы рельса увеличивается в 6 раз, – рассказал Азамат Абжалиев.

Кроме того, при применении вагона-рельсосмазывателя произошло уменьшение количества обточек колесных пар по износу гребней в 2 раза.

– Анализ показывает существенное снижение интенсивности бокового износа рельсов (до 4 раз) за время проведения эксплуатационного испытания, по сравнению с боковым износом 2016-2018 годов, а также по локомотивам – до трех раз. В целом, результат испытания смазочного материала СР-КУМ с использованием вагона-рельсосмазывателя конструкции ЗАО «ВТМ» является целесообразным, экономически эффективным и рекомендованным к применению на магистральных сетях АО «НК «ҚТЖ». По итогам эксплуатационных испытаний было проведено совещание под председательством управляющего директора – главного инженера АО «НК «ҚТЖ» Батыра Котырева и принято решение о внедрении смазочного материала СР-КУМ и вагона-рельсосмазывателя конструкции ЗАО «ВТМ», – резюмировал он.

На сегодняшний день на участке Жамбыл – Сарыагаш установлены 50 стационарных лубрикаторов, которые обслуживают 191 кривой участок пути протяженностью более 98 километров. Внедрение же нового способа снизит расходы на лубрикацию и будет соответствовать принципам бережливого производства.

По словам специалистов, такая лубрикация выгодна не только для сокращения эксплуатационных расходов, связанных с заменой рельсов по боковому износу, но и для обеспечения безопасности движения поездов. 

Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом