КТЖ: выход из долговой ямы

Интервью
26.05.2020, 10:04
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Одним из самых актуальных вопросов для АО «НК «ҚТЖ» на протяжении последнего времени – сокращение долга. В компании и сейчас, во время пандемии, продолжается кропотливая работа по стабилизации финансовой ситуации. О том, какие на сегодняшний день достигнуты результаты в этом направлении и какие еще планируются меры по обеспечению финансовой устойчивости компании рассказывает заместитель председателя правления по финансам АО «НК «Қазақстан темiр жолы» Даир Кушеров.

ВРЕМЯ ПОТУЖЕ ЗАТЯНУТЬ ПОЯСА

– Насколько повлияла пандемия на финансовое состояние АО «НК «ҚТЖ»?

– В связи с карантином с 1 апреля полностью были остановлены пассажирские перевозки, возмещена стоимость по приобретенным билетам.

Естественно, до последнего времени отсутствовали поступления денег от пассажирских перевозок.

При этом по тарифному грузообороту за 4 месяца этого года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, наблюдается небольшой рост в 2%, в основном за счет транзита, который вырос на 32%.

При этом ослабление курса национальной валюты в марте текущего года привело к отрицательному финансовому результату за 4 месяца с начала года, главным образом за счет курсового убытка от валютной задолженности.

Компания своевременно отреагировала на возникшую ситуацию, провела оптимизацию расходов и капитальных вложений.

10 апреля утвержден Советом директоров ҚТЖ скорректированный бюджет компании на 2020 год с учетом влияния коронавируса, изменения курса национальной валюты, а также оптимизации затрат.

К примеру, операционные затраты сокращены на 43 миллиарда тенге, финансирование капитальных вложений оптимизировано на 31 миллиард тенге.

– В первую очередь от ЧП пострадали пассажирские перевозки. Каким способом АО «НК «ҚТЖ», как материнская компания, собирается поддерживать свою дочку в трудное время?

– В связи с вводом чрезвычай ного положения и проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий в Республике Казахстан с 16 марта нынешнего года было введено ограничение, а с 1 апреля приостанавливалось железнодорожное пассажирское движение. За 4 месяца пассажирооборот снизился на 36% к факту 2019 года.

Ввиду снижения пассажирооборота ожидается и существенное сокращение выручки. Вместе с тем, существенную поддержку намеревается оказать государство.

Предполагается, что будет сохранен текущий объем субсидий, так что в период вынужденного простоя будет предоставлена возможность покрывать затраты по фонду оплаты труда и социальным отчислениям за счет выделенных субсидий.

Кроме того, для обеспечения финансовой устойчивости АО «Пассажирские перевозки» проводится работа по переносу сроков проведения тендеров на закуп услуг и материалов, ремонт вагонов на более поздний период. Но все постепенно нормализуется. Благодаря совместной работе с уполномоченными государственными органами стало возможным возобновление движения пассажирских поездов с 1 июня. 

КОМПЛЕКС МЕР ПОМОЖЕТ

– Как АО «НК «ҚТЖ» планирует обеспечить финансовую устойчивость компании? Повлияла ли пандемия на дальнейшую финансовую стратегию компании? – Мы уже обсудили влияние пандемии на финансовое состояние компании и меры, предпринимаемые для ее минимизации. Что касается финансовой устойчивости компа нии, то здесь по-прежнему основной проблемой является высокий валютный риск.

На конец первого квартала 2020 года сумма общего долга ҚТЖ составляет 1,85 триллиона тенге, или 4,4 миллиарда долларов, из них долг в «твердой» валюте –1,7 миллиарда долларов (729 млрд тенге по текущему курсу).

При том, что производственные показатели и в прошлом году, и в I квартале имеют положительную динамику, финансовый результат отрицательный.

Только в марте текущего года курсовой убыток ҚТЖ составил 109 миллиардов тенге.

Как вам известно, при поддержке Правительства РК и фонда «Самрук-Қазына» реализуются мероприятия, направленные на оптимизацию долговой нагрузки и повышение финансовой устойчивости компании.

В прошлом году осуществлен досрочный выкуп еврооблигаций ҚТЖ 2027 года погашения номиналом в 780 миллионов долларов. Это позволило снизить долю долга в «твердой валюте» с 57 до 37% по состоянию на конец 2019 года.

Однако для ҚТЖ (при валютной выручке в 24%) валютный риск остается очень высоким. Уже сегодня доля валютного долга выросла до 40% в связи с ослаблением курса тенге в марте нынешнего года.

Во избежание дальнейших курсовых убытков ҚТЖ совместно с Самрук-Қазына выработали конкретный алгоритм действий по снижению доли долга в «твердой валюте».

Продолжается работа по сокращению размера основного долга, реализуется ряд мероприятий по снижению гарантируемой части долга дочерних компаний, а также деконсолидации долга компаний, планируемых к        передаче в конкурентную среду.

В условиях жесткой оптимизации затрат, являясь естественным монополистом по услугам магистральной сети и субъектом общественно значимого рынка по услугам перевозок, мы также продолжаем работу по изменению законодательства в области регулируемых тарифов и приближению его к существующим реалиям.

– Как на сегодняшний день обстоят дела с выводом непрофильных и убыточных активов в АО «НК «ҚТЖ»? Каков в целом эффект от продаж прогнозируется на ближайший год?

– В 2019 году из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» выведено 12 непрофильных компаний, отрицательные финансовые показатели которых в сумме составляли более 5 миллиардов тенге в год.

С начала 2020 года из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» выведены две непрофильные компании, АО «УК СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» с отрицательным финансовым показателем в размере 2 миллиардов тенге, а также получен эффект от реализации доли участия в АО «Транстелеком» в размере 2,3 миллиарда тенге.

Помимо того, до конца текущего года планируется вывести еще 5 непрофильных активов, при этом планируется получить экономический эффект от реализации двух активов.

Также будут выведены из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» три компании, которые в настоящее время генерируют убыток в размере более 3 миллиардов тенге в год. 

Регионы
18.07.2025
Воспитанники детсада посетили Уральский железнодорожный музей
Новости
18.07.2025
Более 9 млн тонн казахстанского зерна отправлено на экспорт
Новости
18.07.2025
Эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы ограничат в Казахстане
Инфраструктура
18.07.2025
Железнодорожный мост построят через Сырдарью
Новости
18.07.2025
Развитие морской отрасли обсудили в Министерстве транспорта РК
Новости
18.07.2025
АО «Кедентранссервис» обсуждает сотрудничество в сфере цифровизации логистики с китайскими компания
Новости
18.07.2025
Цифровой модуль для договоров с нерезидентами запущен в KTZ Express
Инфраструктура
18.07.2025
Половина ремонтной кампании на железной дороге завершена в Казахстане
Новости / Архив
18.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №54 от 18 июля 2025 года
Регионы
17.07.2025
Лучших осмотрщиков-ремонтников вагонов определили на станции Караганда-Сортировочная
Регионы
17.07.2025
Меры по противодействию коррупции обсудили на станции Илецк
Регионы
17.07.2025
Финансового ревизора Южного регионального отдела ревизии Валентину Нейман проводили на пенсию
Регионы
17.07.2025
Учения по реагированию на случай холеры прошли на станции Павлодар
Новости
17.07.2025
Капитальный ремонт 16 домов отдыха локомотивных бригад проводит КТЖ
Регионы
17.07.2025
Костанайские железнодорожники отгрузили почти 7 млн тонн
Инфраструктура
17.07.2025
Строительство логистического хаба «Тобыл» начато в Костанае
Пассажирские перевозки
16.07.2025
Нарушения в туристических поездах выявила комиссия АО «Пассажирские перевозки»
Регионы
16.07.2025
В июне экспорт угля «Шубарколь комир» достиг рекордных 841 тыс. тонн
Новости
16.07.2025
Брейн-ринг для машинистов электровозов прошел в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
16.07.2025
На обходной линии в обход ж/д узла станции Алматы выполнено более 96% земляных работ