Казахстанско-китайский терминал в Сиане: транзитный прорыв Евразии


Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Генеральный директор Xi'an Free Trade Port Construction and Operation Co., Ltd. Юань Сяоцзюнь в интервью для газеты «Қазақстан теміржолшысы» рассказал о текущем состоянии и перспективах развития казахстанско-китайского логистического центра в Сиане, оценил его роль в транспортно-логистическом сотрудничестве между нашими странами и обозначил планы на будущее.
– Господин Юань, насколько на сегодняшний день используется потенциал казахстанско-китайского терминала в городе Сиане (КНР) и как он влияет на рост транскаспийских маршрутов?
– С момента ввода в эксплуатацию в феврале 2024 года, казахстанско-китайский терминал в городе Сиане обработал более 200 тысяч тонн грузов. Благодаря созданию совместного предприятия (СП) время перевалки грузов сократилось до трех часов, и терминал стал ключевым узлом для быстрой консолидации и распределения грузов, следующих из Китая транзитом через Казахстан. СП уже обеспечило обработку значительных объемов навалочных грузов, включая их контейнеризацию и доставку. Ожидается, что к 2025 году объем транзитных грузов вырастет на 50-60% в годовом исчислении.
Интеграция систем по обмену документацией помогла обеспечить достоверность документов до их отправки, что привело к сокращению сроков таможенной обработки.
Если остановиться на вопросе роста транскаспийских и других маршрутов, то с момента возобновления работы транскаспийского маршрута в 2024 году объемы перевозок по железнодорожным контейнерным линиям значительно увеличились. К примеру, ежемесячное количество поездов только по маршруту Сиань – Баку (Азербайджан) достигло исторического максимума в 36 составов, что в 20 раз превышает показатели 2023 года. Этот маршрут стал ключевым каналом для доставки продукции таких компаний, как Huawei, BYD и Longi Solar, в Европу. В дальнейшем СП совместно с Международной логистической ассоциацией транскаспийского маршрута планирует оптимизировать сроки доставки и снизить транспортные расходы. Ожидается, что к концу 2025 года ежемесячное количество поездов превысит 60, а годовой объем грузов, проходящих через терминал, составит 600 составов.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших планах и перспективах на год и более длительный период?
– Сначала о краткосрочных целях – до конца 2025 года. В планах – повышение эффективности Транскаспийского международного транспортного коридора за счет внедрения цифровых интеллектуальных систем, сокращения сроков обработки документов и снижения логистических издержек. Также расширение торговой сети: развитие сотрудничества со странами Центральной Азии в сферах торговли зерном, энергоресурсами, бытовой техникой и других. А теперь – о долгосрочной стратегии: создание на базе СП интегрированных услуг хранения и доставки для казахстанских компаний в Китае, превращение терминала в многофункциональный хаб (бондинг, электронная коммерция, складирование). Кроме того, в планах привлечение китайских экспортных грузов, следующих через терминал, обеспечение эффективных и удобных трансграничных логистических решений.
– Когда, по вашему мнению, терминал выйдет на свою максимальную мощность?
– Сианьский терминал занимает площадь 100 му (≈6,67 га) с текущей пропускной способностью до 1 000 TEU (ДФЭ) в сутки. В связи с ростом спроса на транскаспийские и центральноазиатские маршруты к концу 2025 года ожидается обработка 85-90% контейнеров, а к 2027 году терминал приблизится к насыщению. Планируется расширение складских площадей на 3 000 квадратных метров к 2027 году для увеличения мощности.
– Какова, на ваш взгляд, роль терминала в развитии транспортно-логистического сотрудничества наших стран?
– Роль терминала в китайско-казахстанском транспортном сотрудничестве велика. Во-первых, это – стратегическая роль. Он обеспечивает более 70% консолидации грузов из Китая в Центральную Азию и является ключевым звеном Транскаспийского маршрута китайско-европейских железнодорожных перевозок (из Сианя).
Во-вторых, он обеспечивает снижение затрат и повышение эффективности. Так, за счет модели «от хаба – к хабу» логистические издержки предприятий сокращены на 15%, а таможенные процедуры ускорены.
В-третьих, это мост для торговли. Он играет большую роль в укреплении сотрудничества в сферах сельхозпродукции, электромобилей (например, экспорт «умной продукции» Сианя вырос на 30% в 2024 году) и бытовой техники.
В-четвертых, это пример региональной интеграции. Терминал представляет тиражируемую модель логистического сотрудничества для стран «Пояса и пути», способствуя созданию новых торговых коридоров Евразии.
В заключение отмечу, что Казахстанско-китайский терминал в городе Сиане – не только символический проект китайско-казахстанского сотрудничества в рамках «Пояса и пути», но и ключевой драйвер региональной экономической интеграции. Цифровизация, развитие мультимодальных перевозок и формирование торговой экосистемы усилят его роль как международного логистического хаба, обеспечивая устойчивый рост экономического взаимодействия между Китаем, Казахстаном и Евразией.
– Благодарю Вас за интересную беседу!