Казахстанско-китайский терминал в Сиане: транзитный прорыв Евразии

Интервью
27.05.2025, 13:12
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Генеральный директор Xi'an Free Trade Port Construction and Operation Co., Ltd.  Юань Сяоцзюнь в интервью для газеты «Қазақстан теміржолшысы» рассказал о текущем состоянии и перспективах развития казахстанско-китайского логистического центра в Сиане, оценил его роль в транспортно-логистическом сотрудничестве между нашими странами и обозначил планы на будущее.

– Господин Юань, насколько на сегодняшний день используется потенциал казахстанско-китайского терминала в городе Сиане (КНР) и как он влияет на рост транскаспийских маршрутов?  

– С момента ввода в эксплуатацию в феврале 2024 года, казахстанско-китайский терминал в городе Сиане обработал более 200 тысяч тонн грузов. Благодаря созданию совместного предприятия (СП) время перевалки грузов сократилось до трех часов, и терминал стал ключевым узлом для быстрой консолидации и распределения грузов, следующих из Китая транзитом через Казахстан. СП уже обеспечило обработку значительных объемов навалочных грузов, включая их контейнеризацию и доставку. Ожидается, что к 2025 году объем транзитных грузов вырастет на 50-60% в годовом исчислении.  

Интеграция систем по обмену документацией помогла обеспечить достоверность документов до их отправки, что привело к сокращению сроков таможенной обработки.  

Если остановиться на вопросе роста транскаспийских и других маршрутов, то с момента возобновления работы транскаспийского маршрута в 2024 году объемы перевозок по железнодорожным контейнерным линиям значительно увеличились. К примеру, ежемесячное количество поездов только по маршруту Сиань – Баку (Азербайджан) достигло исторического максимума в 36 составов, что в 20 раз превышает показатели 2023 года. Этот маршрут стал ключевым каналом для доставки продукции таких компаний, как Huawei, BYD и Longi Solar, в Европу. В дальнейшем СП совместно с Международной логистической ассоциацией транскаспийского маршрута планирует оптимизировать сроки доставки и снизить транспортные расходы. Ожидается, что  к концу 2025 года ежемесячное количество поездов превысит 60, а годовой объем грузов, проходящих через терминал, составит 600 составов.  

– Расскажите, пожалуйста, о ваших планах и перспективах на год и более длительный период?  

– Сначала о краткосрочных целях – до конца 2025 года. В планах – повышение эффективности Транскаспийского международного транспортного коридора за счет внедрения цифровых интеллектуальных систем, сокращения сроков обработки документов и снижения логистических издержек. Также расширение торговой сети: развитие сотрудничества со странами Центральной Азии в сферах торговли зерном, энергоресурсами, бытовой техникой и других.  А теперь – о долгосрочной стратегии: создание на базе СП интегрированных услуг хранения и доставки для казахстанских компаний в Китае, превращение терминала в многофункциональный хаб (бондинг, электронная коммерция, складирование).  Кроме того, в планах привлечение китайских экспортных грузов, следующих через терминал, обеспечение эффективных и удобных трансграничных логистических решений.  

– Когда, по вашему мнению, терминал выйдет на свою максимальную мощность?  

– Сианьский терминал занимает площадь 100 му (≈6,67 га) с текущей пропускной способностью до 1 000 TEU (ДФЭ) в сутки. В связи с ростом спроса на транскаспийские и центральноазиатские маршруты к концу 2025 года ожидается обработка 85-90% контейнеров, а к 2027 году терминал приблизится к насыщению. Планируется расширение складских площадей на 3 000 квадратных метров к 2027 году для увеличения мощности.  

– Какова, на ваш взгляд, роль терминала в развитии транспортно-логистического сотрудничества наших стран?

– Роль терминала в китайско-казахстанском транспортном сотрудничестве велика. Во-первых, это – стратегическая роль. Он обеспечивает более 70% консолидации грузов из Китая в Центральную Азию и является ключевым звеном Транскаспийского маршрута китайско-европейских железнодорожных перевозок (из Сианя).  

Во-вторых, он обеспечивает снижение затрат и повышение эффективности. Так, за счет модели «от хаба – к хабу» логистические издержки предприятий сокращены на 15%, а таможенные процедуры ускорены.  

В-третьих, это мост для торговли. Он играет большую роль в укреплении сотрудничества в сферах сельхозпродукции, электромобилей (например, экспорт «умной продукции» Сианя вырос на 30% в 2024 году) и бытовой техники.  

В-четвертых, это пример региональной интеграции. Терминал представляет тиражируемую модель логистического сотрудничества для стран «Пояса и пути», способствуя созданию новых торговых коридоров Евразии.  

В заключение отмечу, что Казахстанско-китайский терминал в городе Сиане – не только символический проект китайско-казахстанского сотрудничества в рамках «Пояса и пути», но и ключевой драйвер региональной экономической интеграции. Цифровизация, развитие мультимодальных перевозок и формирование торговой экосистемы усилят его роль как международного логистического хаба, обеспечивая устойчивый рост экономического взаимодействия между Китаем, Казахстаном и Евразией.

– Благодарю Вас за интересную беседу!

Спорт
10.07.2025
Около 250 железнодорожников участвуют в республиканской спартакиаде в Щучинске
Новости
10.07.2025
KTZ Express организовало экспортную мультимодальную перевозку в страны ЕС
Новости
10.07.2025
KTZ Express и AD Ports Group создали совместное предприятие GulfLink
Новости
10.07.2025
Из Урала - в Китай: через Казахстан наладили новый экспортный маршрут
КТЖ в лицах
10.07.2025
Четыре десятилетия на станции Баталы: история дежурной Улбасын Саулебаевой
Новости
09.07.2025
Железнодорожники помогли потушить здание в жилом секторе станции Сексеул
Новости
09.07.2025
КТЖ и Китайские железные дороги подписали новое соглашение о стратегическом сотрудничестве
Пассажирские перевозки
09.07.2025
АО «Пассажирские перевозки» объявило о запуске пятого сезона туристического поезда «Jibek Joly»
Новости
09.07.2025
Контроль за безопасностью движения на подъездных путях усилили в КТЖ
Регионы
09.07.2025
Пожарный поезд станции Павлодар задействован в двух масштабных учениях
КТЖ в лицах
09.07.2025
Профессия — видеть то, что скрыто: осмотрщик Даурен Утемисов рассказал о своей работе
Новости
08.07.2025
Казахстанские железнодорожники прошли обучение в КНР
Регионы
08.07.2025
Станция Алтынколь превысила план по вагонообороту на 66%
Грузовые перевозки
08.07.2025
Экспортная погрузка угля железнодорожным транспортом достигла исторического рекорда
Пассажирские перевозки
08.07.2025
На линии «Алматы – Саратов» вышли новые пассажирские вагоны
Новости
08.07.2025
Руководство КТЖ оценило работу вокзального комплекса «Нұрлы жол»
Инфраструктура
04.07.2025
Новая щебнеочистительная машина пополнила парк КТЖ
Регионы
04.07.2025
Комплексную проверку провели на станции Сары-Озек
Инфраструктура
04.07.2025
Комплекс мероприятий КТЖ обеспечил снижение числа инцидентов
Новости
04.07.2025
Менеджер Департамента инфраструктурного развития Тулеген Утегенов помог спасти жизнь коллеге