Акмарал Байгабулова о программе наставничества в ҚТЖ

Интервью
25.06.2021, 13:36
Какой он – идеальный наставник? Почему, несмотря на дополнительную нагрузку, менторство стоит всех усилий? Как наставничество помогает компании создать лояльный пул специалистов? На все эти вопросы ответила в интервью бизнес-партнер департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Акмарал БАЙГАБУЛОВА, которая знает о работе с молодежью все. Более 10 лет она работает в этом направлении в крупнейшей нацкомпании страны, являясь также наставником в программах Фонда «Самрук-Қазына» – «Жас Өркен» и «Цифровое лето». – Со студенческих времен я занимаю активную жизненную позицию. Я входила в ряды Альянса студентов Казахстана, в Конгресс молодежи РК, мы решали правовые, социально-экономические и бытовые проблемы молодежи, развивали интеллектуальный потенциал студентов, популяризировали среди них здоровый образ жизни. Поэтому я хорошо понимаю желания и цели молодых людей. – Акмарал Жарасовна, расскажите об основных направлениях вашей деятельности в АО «НК «ҚТЖ» и программах фонда. – Моя работа на протяжении 10 лет связана с молодежной политикой АО «НК «ҚТЖ». Под моим кураторством находилось более 46 тысяч молодых специалистов во всех регионах Казахстана. Компания оказывает большую поддержку и максимальное содействие в развитии молодых сотрудников. И эти усилия ложатся на благодатную почву. Многие из них уже сегодня занимают руководящие должности. Помимо этого, ежегодно в ҚТЖ приходят на стажировку студенты, которые вносят большой вклад в развитие множества интересных проектов. Работа с ними также очень увлекательна. Мне посчастливилось стать наставником программы «Цифровое лето» от АО «Самрук-Қазына». Данная программа дает возможность лучшей и талантливой молодежи пройти стажировку в реальных проектах цифровой трансформации в портфельных компаниях фонда. – Насколько нам известно, среди подопечных, в развитии которых вы участвуете как наставник, есть немало «звезд», за короткий срок взлетевших по карьерной лестнице и демонстрирующих яркие профессиональные результаты. Поделитесь одной из таких историй. – Таких историй много, но приведу в пример молодого специалиста Шокана Тлеубердиева, который проявил себя в рамках программы «Жас Өркен-2019». Первую ротацию он проходил в департаменте управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ». Активно участвовал в различных проектах, благо- творительных мероприятиях, распространял ценности проекта «БЛАГО» и даже был командирован в города Актобе и Уральск. За этот период молодой специалист усилил свои коммуникативные и организационные навыки, улучшил навыки командообразования и развил компетенцию «Ориентация на результат». Радует, что после других ротаций – в АО «ФНБ «Самрук-Қазына», АО «Казпочта», АО «KEGOC» – выбор Шокана при трудоустройстве пал на нашу компанию. Сегодня он является главным менеджером в том же департаменте, где проходила его ротация. – Что для вас наставничество? – Для меня наставничество – это в первую очередь возможность поделиться с коллегами профессиональными навыками и знаниями, необходимыми для эффективной работы компании. Сегодня, на мой взгляд, это один из наиболее результативных методов развития прикладных профессиональных компетенций сотрудников, проверенных временем. Конечно, наставничество требует дополнительных затрат времени и физических сил, но вместе с тем позволяет более детально погрузиться в свою сферу деятельности, развить навыки управления, систематизировать профессиональный опыт и быть полезным. Наставник делится не только полезными знаниями, но и вселяет веру в ученика, вдохновляет его на достижения и свершения. Для новичка в профессии вера в его способности очень важна. – Есть ли секреты идеального наставника? Почему ментор – это вдохновитель? – Идеальные наставники – это люди, которые сами являются любознательными учениками и всегда стремятся углублять свои знания. Они умеют слушать, задавать нужные вопросы, предоставлять объективную обратную связь, делиться историями и при- мерами из собственной жизни. Идеальный наставник должен быть успешным человеком, самодостаточным, обладающим характером и желанием помогать развиваться другим. Он должен всегда быть искренне заинтересованным, желающим, чтобы кто-то другой также добился успеха. Важно уметь радоваться успехам своего подопечного, а не видеть в нем конкурента. В компании, где грамотно выстроена система наставничества, этот процесс открывает широкие перспективы как перед наставником, так и перед его подопечными, но в большей степени положительно отражается на самой компании. – Расскажите подробнее о перспективах, которые открывает наставничество. – Для нас, наставников, это возможность повышения профессионального уровня, реализации себя в качестве руководителей, карьерного и личностного роста. А коллеги, наставниками которых мы являемся, ощущают поддержку и причастность к достижению целей компании, развивают свои компетенции, становятся увереннее и активнее, более ответственно подходят к выполнению своих обязанностей. Что касается непосредственно компании, система наставничества позволяет оптимизировать затраты на обучение и наладить процесс передачи опыта, сформировать пул высококвалифицированных лояльных сотрудников, укрепить командный дух, усилить мотивацию на достижение более высоких результатов труда, развить систему внутренней оценки и сократить текучесть кадров. – Что нужно для эффективной работы наставника? – Важно правильно выстроить взаимосвязь между ним, подопечным, другими сотрудниками и руководителями. Нужно добиться единого видения стратегических целей компании и подходов к решению общих задач. Отношения между наставником и подопечным должны строиться на принципах равенства и взаимной заинтересованности в результате. Необходимо создать доверительную обстановку, не навязывать свое мнение и не перегружать обучаемого замечаниями и рекомендациями. И именно такие программы, как «Жас Өркен» и «Цифровое лето», дают возможность эффективно использовать институт наставничества и преемственности в группе компаний Фонда «Самрук-Қазына», позволяя гармонично развиваться не только молодым специалистам, но и самим наставникам. Резюмируя, могу сказать, что наставник должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, терпение, открытость новому, лояльность к другому мнению и опыту, способность мягко исправлять ошибки и вдохновлять на развитие в профессии. – Спасибо за беседу!

Беседовал Ермек СМАГУЛ

Новости
30.05.2025
Потенциальное сотрудничество в сфере транспорта и логистики обждуждают Казахстан и Республика Конго
Грузовые перевозки
30.05.2025
Экспорт казахстанского зерна вырос на 58,1%
Регионы
30.05.2025
Весенний комиссионный осмотр завершён на сети Алматинского региона
Новости
30.05.2025
КТЖ внедряет современные технологии медицинского контроля для поддержки здоровья сотрудников
Новости
30.05.2025
Новый вид ремонта грузовых магистральных тепловозов освоили в сервисном центре Шалкар
Новости / Архив
30.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №41 от 30 мая 2025 года
Регионы
29.05.2025
Сотрудники стыковых станций встретились на корпоративном семинаре в Алматы
Регионы
29.05.2025
Детскую железную дорогу запустили в Караганде
Новости
29.05.2025
Железнодорожники усилили профилактическую работу на переездах
Регионы
29.05.2025
Железнодорожники провели профилактические беседы со школьниками в Соль-Илецке
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Два новых электропоезда запустят в Казахстане
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Минтранс планирует перевезти железнодорожным транспортом более 7 млн пассажиров этим летом
Новости
29.05.2025
Первый камень нового сервисного центра компании Alstom заложен в Астане
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Первый туристический поезд отправился из Сианя в Алматы
Новости
28.05.2025
Развитие ТМТМ и проекты Alstom обсудили на инвестиционном форуме в Астане
Регионы
28.05.2025
Учения с участием пожарного поезда прошли на станции Есиль
Регионы
28.05.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в ВКО
Грузовые перевозки / Цифра недели
28.05.2025
Железнодорожные перевозки между Казахстаном и Китаем выросли на 13%
Пассажирские перевозки
28.05.2025
В поезде «Астана – Жезқазған» родилась девочка
Интервью
27.05.2025
Казахстанско-китайский терминал в Сиане: транзитный прорыв Евразии