Контролировать движение поездов на линии Жетыген – Алтынколь станет легче
Собственный корреспондент по Алматинской области
Под председательством главного инженера АО «НК «ҚТЖ» Батыра Котырева проведены эксплуатационные испытания Системы интервального регулирования движения поездов (СИРДП-Е) на линии Жетыген – Алтынколь. Таким образом, данный участок станет очередным на «пространстве 1520», где управление движением поездов осуществляется по радиоканалу с использованием концепции подвижных блок-участков.
Линия Жетыген – Алтынколь протяженностью 300 километров имеет социально-экономическое значение для Казахстана: участок является частью строящегося транспортно-логистического узла на востоке страны, в который входят международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», Индустриальная зона, Сухой порт и автомагистраль Западная Европа – Западный. Внедрение системы «СИРДП-Е» позволит обеспечить высокую пропускную способность линии при значительном сокращении затрат, так как снизится потребность в напольном оборудовании и техническом обслуживании.
Система интервального регулирования движения высчитывает безопасное расстояние между поездами и сохраняет его на протяжении всего пути, благодаря чему на перегоне может одновременно находиться по несколько составов.
Это значительно повышает пропускную способность линии.
Система включает в себя систему контроля и управления движением, обмена данными, средства определения местоположения, измерения скорости и пройденного пути, расчета параметров движения и контроля целостности состава.
Особенность заключается в том, что движение поездов ведется по радиоканалу стандарта TETRA.
Для обмена информацией между составом и центром радио блокировки на станциях установлены базовые радиостанции, обеспечивающие двойное перекрытие радиосигналом.
Через радиоканал система контролирует скорость и тормозной путь поезда, а при необходимости автоматически применяет экстренное торможение.
Стоит отметить, что на рабочем месте поездного диспетчера участка Жетыген – Алтынколь установлен комплекс управления процессами перевозок RailTMS, разработанный ООО «1520 Сигнал». Он позволяет максимально эффективно использовать пропускную способность участка за счет построения наиболее оптимального графика движения поездов благодаря интеллектуальному модулю – главному элементу системы.
По итогам проверки были подписаны акты ввода в подконтрольную эксплуатацию системы СИРДП-Е на участке Жетыген – Алтынколь и мачтовой конструкции для систем радиосвязи TETRA/LTE.
Параллельно с испытаниями «СИРДП-Е» было протестировано функционирование системы «Cybe-RR tools», которая показала положительные результаты.
Определение местоположения и состояния тормозного башмака с привязкой к местности осуществляется при помощи специального датчика, закрепленного на тормозном башмаке. Техническое решение основано на антивандальных bluetooth датчиках подключенных к носимой радиостанции PTc680. Датчик размещается на тормозном башмаке без нарушения его конструкции и имеет антивандальное исполнение. Датчики могут работать в агрессивной среде в температурном диапазона +50 до – 50 0С, а также возможных ударов и вибраций.
Техническое решение позволяет:
- оповещать работников о смене местоположения тормозного башмака;
- отображать на АРМ карту местности и координат тормозного башмака с его номером с использованием карт станционных путей.
- сохранять архив всех перемещений тормозных башмаков;
Решение масштабируемое и позволяет подключать к программному обеспечению неограниченное количество пользователей.
Результаты пилотного проекта рассмотрены с участием производственно-технических служб под председательством Главного инженера Компании.
По результатом обсуждение в целях дальнейшей автоматизации станционных технологических процессов принято решение по проведению интеграции с станционными информационными системами на базе МПЦ Ebilock-950.
Кроме того, комиссия посетила станцию Байсерке, где представители компании RtelGroup презентовали антенно-мачтовую конструкцию для систем радиосвязи стандарта ТЕТRA/LTE.
Железнодорожный транспорт ввиду значительного протяжения имеет недостаточную долю обеспечения покрытия цифровой сетью.
Внедряемые типовые технические решения имеют системные недостатки связанных с качеством связи.
Использование типовых мачт связано с высотными работами от 20 до 40 метров, что связано с риском для персонала Компании.
В 2021 году АО «НК»КТЖ» приступило к разработке технического решения для сетей цифровой передачи данных в соответствии с условиями работы железнодорожного транспорта.
По заданию Компании в рамках опытно-конструкторских работ «RtelGroup» проведена разработка:
- технологической платформы, «короны» с размещением оборудования связи.
- съёмного привода для обеспечения подъёма и спуска оборудования;
- мачты конусного типа, с обеспечением соединения конструкции без дополнительных креплений.
В конструкции базой станции применены блоки связи стандарта TETRA компании Hytera с низким уровнем энергопотребления
Для обеспечения качества связи использованы всенаправленные антенны обеспечивающие усиление сигнала.
Надёжность конструкции мачты рассчитана из условий ветровой и климатической нагрузки регионов РК.
Оборудование базовой станции установлена на станции Байсерке Алматинского отделения дороги.
Для бесперебойной связи организованы Ethernet каналы пропускной способностью 2 Мбит/сек.
Это позволило обеспечить цифровое радиопокрытие от станции Алматы 1 до станции Жетыген, тем самым создавая основу для дальнейшей организации движения поездов по «СИРДП-Е» в других направлениях на данном полигоне.
По результатам комиссионного осмотра под председательством Главного инженера Компания базовая станция введена в опытную эксплуатацию.