КТЖ – 2023: рекордные объемы и модернизация инфраструктуры
Грузовые перевозки Казахстана демонстрируют высокий рост и в течение трех лет обновляют исторический максимум.
Эксплуатационный грузооборот в уходящем году достиг 270 млн тонн-км, что на 7,5% больше прошлого года. Из них:
- транзит - 27,4 млн тонн, что на 18,4% выше показателей 2022 года;
- экспорт - 85,8 млн тонн, что на 9% выше показателей 2022 года;
- объем перевозок с КНР - 28 млн тонн, что на 22% больше 2022 года.
Экономические показатели
Согласно оперативным данным, выручка нацкомпании КТЖ в течение трех лет показывает устойчивую динамику, поднявшись до почти 2 трлн. В 2023 году выручка достигла 1,9 трлн тенге, что на 29,3% больше прошлого года.
Прибыль составила 140 млрд тенге, что в 4 раза больше 2022 года. Это наилучший показатель компании за последние 10 лет.
Фонд оплаты труда составил 574 млрд тенге, что в 2 раза больше уровня 2020 года.
Обновление активов
В течение трех лет решены вопросы дефицита локомотивного парка: закуплено 254 единиц.
Системное обновление парка пассажирских вагонов ожидается в период с 2025 по 2030 годы (производство 537 вагонов заводом Stadler).
В 2023 году:
- приобретено 112 локомотивов (снижен средний износ локомотивов до 52%);
- отремонтировано 1 369 км железнодорожного полотна, что в 2 раза выше уровня прошлого года.
Знаковые события
Компания находится в активной фазе масштабного развития железнодорожной инфраструктуры. В ближайшие три года будет построено 1 300 км новых путей и в стадии подготовки еще 2 000 км.
Начата реализация крупных инфраструктурных проектов: строительство железнодорожных линий Достык – Мойынты, Дарбаза – Мактаарал, Бахты – Аягоз, Обводной линии в обход Алматы.
На сегодня уже отсыпано 5 700 тыс м3 земельного полотна, уложено более 300 км путей.
Построен грузовой терминал Казахстана в китайском сухом порту г. Сиань, запуск строительства которого был дан Главой государства в мае 2023 года.
Завершен первый этап реализации проекта «Умная железная дорога». Открыт совместный цифровой хаб с компанией Huawei. Завершены пилотные проекты с компанией Wabtec (Kinetix, PTC 2.0, TripOptimizer). Начала работу программа Цифровой Коридор DTC с компанией PSA.
Развитие транспортно-логистического потенциала
Идет активная работа по исполнению поручения Главы Государства по развитию транзитного потенциала. В планах Компании в течение трех лет увеличить объем транзитных грузов в два раза. Для этого по основным транзитным маршрутам определены операторы:
- на ТМТМ – компания «MiddleCorridorMultimodalLtd», cовместное предприятие с Азербайджаном и Грузией;
- на МТК «Север-Юг»: через Порт Курык - cовместное предприятие с ADPortsGroup; через переход Болашак формируется совместное предприятие с Россией и Туркменистаном;
- на транзитном маршруте Китай-Россия-Европа продолжает работать АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс», совместное предприятие с Россией и Беларусью.
Для совместной работы привлечены крупнейшие мировые компании: COSCO (Сухой Порт), ООО «ГК Порт Ляньюньган» (Сухой Порт, порт Актау), PS AInternational (цифровой коридор), Shandong Port Group (торговые хабы), RhenusLogistics (терминалы), ADPortsGroup (трейдинг), Huawei Technologies Co. Ltd. (цифровизация), Wabteccorporation (цифровизация и интервальное движение), Alstom (системы блокировки, стрелочные переводы), Stadler Bussnang AG(пассажирские вагоны), Deutsche Bahn (управление пассажирскими перевозками), CRRC corporation Ltd. (локомотивы).
Рейтинги
Положительную динамику работы компании подтверждает оценка независимых международных рейтинговых агентств:
- Moody’sInvestors Service – кредитный рейтинг «Baa3», прогноз «Стабильный»;
- FitchRatings – кредитный рейтинг «BBB-», прогноз «Стабильный»;
- S&P – кредитный рейтинг «BB», прогноз «Стабильный»;
- Moody’s ESG Solutions - ESG рейтинг - А2, 57 баллов (лучший среди мировых транспортных компаний).