ИИ внедряют для оптимизирования движения поездов в Казахстане

Новости
11.04.2024, 13:28

Ведущий инженер лаборатории волновых процессов и систем управления Московского физико-технического института Андрей Новиков рассказал в интервью Rail-news.kz, как разработанный учеными МТФИ искусственный интеллект помогает в организации движения поездов.

Работу над проектом начали в 2019 году по заданию группы компаний «1520», внедряющей в Казахстане на железных дорогах свою систему микропроцессорной централизации. За это время специалисты МФТИ разработали алгоритмы, удовлетворяющие по скорости принятия решений, по корректности и оптимальности составления графика движения, а также по возможности расширения функционала.

«Интеллектуальная система управления движением поездов «Прогноз» - один из компонентов системы управления расписанием (СУР). Она предназначена для поддержки принятия решений поездным диспетчером в нештатной ситуации, когда фактор времени принятия решений особо критичен. Соответственно, система «Прогноз» нацелена на помощь поездному диспетчеру, а также для оказания помощи инженеру-графисту службы движения, составляющему нормативный и оперативный графики движения», — рассказал Андрей Новиков.

Разработчики использовали нейросетевой алгоритм оптимальных прецедентов, обученный на имеющихся архивных данных. Параллельно происходит вычисление методом стохастической оптимизации, основанном на теории графов. Комбинация этих двух методов позволяет гарантированно получать оптимальный результат.

Испытания показали, что перерасчет графика при любых изменениях на ближайшие трое суток происходит менее чем за три секунды.

«У поездных диспетчеров есть термин «брошенные поезда». Это поезда, которые не могут попасть в пункт назначения по разным причинам, и их останавливают на какой-либо станции, где есть свободные пути для того, чтобы дождаться, когда будет возможность продолжить путь. Поезда могут «бросить» на час, а могут и на сутки. Все зависит от развития ситуации. Занимая эти пути, ограничивается способность диспетчера для маневра. И когда таких поездов становится много, ситуация становится критической. Тут-то программа помогает найти наиболее оптимальное решение: какие поезда пропустить вперед, а какие придержать.  Прогнозировать ситуацию можно на сутки, двое и даже трое вперед. Однако принятие решения по перестроению остается за человеком», — говорит Андрей Новиков.

Инженер также рассказал о планах по расширению функционала ИИ.

«Во-первых, сейчас идет работа с информационно-вычислительным центром по внедрению стыковки и получению информации от Автоматизированной системы оперативного управления перевозками по формированию, отправлению, проследованию и прибытии поездов по станциям участка. Это позволит более достоверно формировать график исполненного движения поездов, а соответственно делать более точный прогноз развития ситуации. Уже сейчас внедряются замечания и предложения поездных диспетчеров по формированию статистических отчетов, по расширению пометок на графике движения, что позволит расширить перечень ограничений и запретов при расчетах графика. В данный момент система находится в опытной эксплуатации и по итогам внедрения всех замечаний, предложений и рекомендаций будет принято решение о тиражировании ИСУДП «Прогноз» на другие участки», — сказал он.

Новости / Архив
07.03.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №17-18 от 07 марта 2025 года
КТЖ в лицах
06.03.2025
Почетный железнодорожник Бекболат Нарегеев отметил 75-летний юбилей
Регионы
06.03.2025
О профилактической работе по предотвращению наездов на людей рассказали в Павлодарском регионе
Регионы
06.03.2025
Итоги четырехмесячника «Контроль боковой рамы» подвели в Екибастузском эксплуатационном вагонном депо
Новости
06.03.2025
IT-продукты для изучения и развития казахского языка презентовали работникам КТЖ
Регионы
06.03.2025
Неделя безопасности и охраны труда прошла на станции Орал
Регионы
06.03.2025
Дополнительные приемно-отправочные пути построят на станции Тобол
Новости
06.03.2025
Общее собрание Международной ассоциации ТМТМ прошло в Баку
Грузовые перевозки
06.03.2025
Подведены итоги первого года работы казахстанского хаба в Сиане
Регионы
06.03.2025
Наезда на табун лошадей удалось избежать машинисту поезда в Атырауской области
Регионы
06.03.2025
О важности рационального использования воды рассказали работникам Жанааркинского эксплуатационного локомотивного депо
Регионы
06.03.2025
Семь противоразмывных поездов сформировали в Костанайском регионе
Новости
06.03.2025
Итоги обеспечения сохранности перевозимых грузов подвели в КТЖ
Новости
05.03.2025
Казахстан и Финляндия намерены укрепить сотрудничество в транспортной сфере
Регионы
05.03.2025
Ревизоры выявили 129 нарушений безопасности движения в Алматинском регионе
Грузовые перевозки
05.03.2025
Более 7,4 млн тонн зерна нового урожая перевезено железнодорожным транспортом
Грузовые перевозки
05.03.2025
KTZ Express и Shandong Hi-Speed Group обсуждают увеличение объемов грузоперевозок сельхозпродукции по ТМТМ
Пассажирские перевозки
05.03.2025
Путешествие с животными: В КТЖ напомнили правила перевозки питомцев
Грузовые перевозки
05.03.2025
Казахстан увеличил в разы экспорт растительного масла и кормов в Китай
Инфраструктура
04.03.2025
КТЖ и PTC Holding намерены совместно развивать терминальную инфраструктуру в Грузии