ИИ внедряют для оптимизирования движения поездов в Казахстане

Новости
11.04.2024, 13:28

Ведущий инженер лаборатории волновых процессов и систем управления Московского физико-технического института Андрей Новиков рассказал в интервью Rail-news.kz, как разработанный учеными МТФИ искусственный интеллект помогает в организации движения поездов.

Работу над проектом начали в 2019 году по заданию группы компаний «1520», внедряющей в Казахстане на железных дорогах свою систему микропроцессорной централизации. За это время специалисты МФТИ разработали алгоритмы, удовлетворяющие по скорости принятия решений, по корректности и оптимальности составления графика движения, а также по возможности расширения функционала.

«Интеллектуальная система управления движением поездов «Прогноз» - один из компонентов системы управления расписанием (СУР). Она предназначена для поддержки принятия решений поездным диспетчером в нештатной ситуации, когда фактор времени принятия решений особо критичен. Соответственно, система «Прогноз» нацелена на помощь поездному диспетчеру, а также для оказания помощи инженеру-графисту службы движения, составляющему нормативный и оперативный графики движения», — рассказал Андрей Новиков.

Разработчики использовали нейросетевой алгоритм оптимальных прецедентов, обученный на имеющихся архивных данных. Параллельно происходит вычисление методом стохастической оптимизации, основанном на теории графов. Комбинация этих двух методов позволяет гарантированно получать оптимальный результат.

Испытания показали, что перерасчет графика при любых изменениях на ближайшие трое суток происходит менее чем за три секунды.

«У поездных диспетчеров есть термин «брошенные поезда». Это поезда, которые не могут попасть в пункт назначения по разным причинам, и их останавливают на какой-либо станции, где есть свободные пути для того, чтобы дождаться, когда будет возможность продолжить путь. Поезда могут «бросить» на час, а могут и на сутки. Все зависит от развития ситуации. Занимая эти пути, ограничивается способность диспетчера для маневра. И когда таких поездов становится много, ситуация становится критической. Тут-то программа помогает найти наиболее оптимальное решение: какие поезда пропустить вперед, а какие придержать.  Прогнозировать ситуацию можно на сутки, двое и даже трое вперед. Однако принятие решения по перестроению остается за человеком», — говорит Андрей Новиков.

Инженер также рассказал о планах по расширению функционала ИИ.

«Во-первых, сейчас идет работа с информационно-вычислительным центром по внедрению стыковки и получению информации от Автоматизированной системы оперативного управления перевозками по формированию, отправлению, проследованию и прибытии поездов по станциям участка. Это позволит более достоверно формировать график исполненного движения поездов, а соответственно делать более точный прогноз развития ситуации. Уже сейчас внедряются замечания и предложения поездных диспетчеров по формированию статистических отчетов, по расширению пометок на графике движения, что позволит расширить перечень ограничений и запретов при расчетах графика. В данный момент система находится в опытной эксплуатации и по итогам внедрения всех замечаний, предложений и рекомендаций будет принято решение о тиражировании ИСУДП «Прогноз» на другие участки», — сказал он.

Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом
Инфраструктура
18.07.2024
Более 180 железнодорожных станций модернизируют в Казахстане до 2030 года
Новости
18.07.2024
Более 757 тонн зерна отправлено по железной дороге из Казахстана в Китай
Регионы
17.07.2024
Волонтеры Карагандинского отделения ГП посетили пансионат «Забота»
Новости
17.07.2024
Семьи железнодорожников сразились в спортивных соревнованиях в Уральске
Регионы
17.07.2024
Железнодорожники прошли тестирование на знание государственного языка в Усть-Каменогорске
Пассажирские перевозки
17.07.2024
Консультации по вопросам услуги «Лист ожидания» проводят на вокзалах
Новости
17.07.2024
Стала известна стоимость электрификации участка железной дороги Луговая — Балыкчы
Регионы
16.07.2024
Около 3 тысяч тонн шубаркольского угля находится на складе станции Майкудук