ИИ внедряют для оптимизирования движения поездов в Казахстане

Новости
11.04.2024, 13:28

Ведущий инженер лаборатории волновых процессов и систем управления Московского физико-технического института Андрей Новиков рассказал в интервью Rail-news.kz, как разработанный учеными МТФИ искусственный интеллект помогает в организации движения поездов.

Работу над проектом начали в 2019 году по заданию группы компаний «1520», внедряющей в Казахстане на железных дорогах свою систему микропроцессорной централизации. За это время специалисты МФТИ разработали алгоритмы, удовлетворяющие по скорости принятия решений, по корректности и оптимальности составления графика движения, а также по возможности расширения функционала.

«Интеллектуальная система управления движением поездов «Прогноз» - один из компонентов системы управления расписанием (СУР). Она предназначена для поддержки принятия решений поездным диспетчером в нештатной ситуации, когда фактор времени принятия решений особо критичен. Соответственно, система «Прогноз» нацелена на помощь поездному диспетчеру, а также для оказания помощи инженеру-графисту службы движения, составляющему нормативный и оперативный графики движения», — рассказал Андрей Новиков.

Разработчики использовали нейросетевой алгоритм оптимальных прецедентов, обученный на имеющихся архивных данных. Параллельно происходит вычисление методом стохастической оптимизации, основанном на теории графов. Комбинация этих двух методов позволяет гарантированно получать оптимальный результат.

Испытания показали, что перерасчет графика при любых изменениях на ближайшие трое суток происходит менее чем за три секунды.

«У поездных диспетчеров есть термин «брошенные поезда». Это поезда, которые не могут попасть в пункт назначения по разным причинам, и их останавливают на какой-либо станции, где есть свободные пути для того, чтобы дождаться, когда будет возможность продолжить путь. Поезда могут «бросить» на час, а могут и на сутки. Все зависит от развития ситуации. Занимая эти пути, ограничивается способность диспетчера для маневра. И когда таких поездов становится много, ситуация становится критической. Тут-то программа помогает найти наиболее оптимальное решение: какие поезда пропустить вперед, а какие придержать.  Прогнозировать ситуацию можно на сутки, двое и даже трое вперед. Однако принятие решения по перестроению остается за человеком», — говорит Андрей Новиков.

Инженер также рассказал о планах по расширению функционала ИИ.

«Во-первых, сейчас идет работа с информационно-вычислительным центром по внедрению стыковки и получению информации от Автоматизированной системы оперативного управления перевозками по формированию, отправлению, проследованию и прибытии поездов по станциям участка. Это позволит более достоверно формировать график исполненного движения поездов, а соответственно делать более точный прогноз развития ситуации. Уже сейчас внедряются замечания и предложения поездных диспетчеров по формированию статистических отчетов, по расширению пометок на графике движения, что позволит расширить перечень ограничений и запретов при расчетах графика. В данный момент система находится в опытной эксплуатации и по итогам внедрения всех замечаний, предложений и рекомендаций будет принято решение о тиражировании ИСУДП «Прогноз» на другие участки», — сказал он.

Регионы
15.08.2025
Железнодорожники провели интеллектуальное состязание к 180-летию Абая в Усть-Каменогорске
Новости
15.08.2025
Члены согласительных комиссий ж/д предприятий прошли обучение по переговорам в трудовых спорах
Новости
15.08.2025
Соревнования профессионального мастерства среди железнодорожников прошли на приграничных станциях
Интервью
15.08.2025
От ремонта тысяч километров путей до внедрения ИИ: стратегические направления работы Дирекции магистральной сети
Новости / Архив
15.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №65 от 15 августа 2025 года
Новости
14.08.2025
Казахстан и Китай обсуждают строительство зернового хаба в Чэнду
Новости
14.08.2025
Транспортные полицейские отработали навыки расследования происшествий на железной дороге
Новости
14.08.2025
Казахстан намерен отправить на экспорт около 13 млн тонн зерна
Регионы
14.08.2025
Более 220 детей павлодарских железнодорожников отдохнули в летних лагерях
Новости
14.08.2025
АО «Кедентранссервис» и Хэфэй обсудили развитие совместных логистических проектов
Спорт
13.08.2025
Победителей Х Спартакиады «Самрук-Қазына» поздравили в КТЖ
Инфраструктура
13.08.2025
Теміржол жөндеу перевыполнило план капитального ремонта путей за 7 месяцев
Регионы
13.08.2025
О работе энергохозяйства рассказали в Алматинской дистанции электроснабжения
Новости
13.08.2025
Таиланд, Мьянма, Алжир проявляют интерес к казахстанскому зерну
Регионы
12.08.2025
Защитинская дистанция сигнализации: профсоюз и руководство укрепляют охрану труда
Интервью
12.08.2025
Цифровая трансформация АО «KTZ Express»: объединение сервисов и упрощение работы с клиентами
Новости
12.08.2025
Liebherr поставила первую партию систем кондиционирования для вагонов Stadler в Казахстан
Регионы
12.08.2025
Четыре железнодорожных вокзала модернизируют в ЗКО
Новости
12.08.2025
Новый рекорд по передаче экспортных грузов в Китай установлен на станции Достык
Новости / Архив
12.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №64 от 12 августа 2025 года