Итоги работы по обеспечению безопасности движения за 2024 год подвели в КТЖ
В АО «НК «Қазақстан темір жолы» подвели итоги работы по обеспечению безопасности движения за 2024 год и рассказали о планах на 2025 год, передает Rail-news.kz.
Как сообщила пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы», в результате комплекса мероприятий, направленных на улучшение контроля и профилактики, снижено количество нарушений безопасности на 15% к 2023 году. Целевой показатель безопасности движения был улучшен на 14%.
В 2024 году особое внимание было уделено профилактическим мерам. Ревизоры Департамента безопасности движения КТЖ провели более девяти тысяч проверок, что позволило выявить более 100 тысяч несоответствий. В результате были приняты более 20 тысяч мер по остановке эксплуатации подвижного состава и устройств инфраструктуры с низкой надежностью.
Для мотивации персонала более 200 работников были поощрены за предотвращение нарушений и улучшение показателей безопасности движения. Введены новые ведомственные награды, что стало важным стимулом для сотрудников к соблюдению стандартов безопасности.
Автоматизация обеспечения безопасности движения через диагностику и контроль
В 2024 году важным достижением стало улучшение состояния железнодорожных путей. Диагностическими средствами (диагностические вагоны и дефектоскопные тележки) было промерено более 460 тысяч километров пути, что на 19 тысяч километров больше, чем в 2023 году. Это позволило выявить более четырех тысяч километров с неудовлетворительным состоянием. Снижение числа таких участков на 395 километров и значительное уменьшение количества остродефектных рельс и участков с неисправностями четвертой степени демонстрируют системную работу по профилактике аварийных ситуаций.
За 2024 год с использованием 614 КТСМ (Комплекс технических средств контроля за состоянием подвижного состава) было проконтролировано более пяти миллионов единиц подвижного состава (вагоны и локомотивы), что на 60 тысяч единиц больше, чем в 2023 году. На 15% увеличилось количество остановленных вагонов с неисправными деталями, такими как роликовые и кассетные буксы, до 2,5 тысячи вагонов.
В рамках усовершенствования процессов был значительно улучшен функционал системы «Ревизор по безопасности движения» (АС РБ), которая позволяет в реальном времени получать информацию о состоянии безопасности на всех уровнях управления. В системе доступны данные о результатах ревизорских проверок и нарушениях безопасности за последние 10 лет, что позволяет определять глубину проблем, делать соответствующие выводы для принятия управленческих решений.
В 2024 году систему «Ревизор по безопасности движения» дополнили новыми выходными формами анализа, которые дают более детализированные данные о проверках и нарушениях в разрезе структурных подразделений. Всего было добавлено 18 новых форм, что способствует более точному отслеживанию ситуации в области обеспечения безопасности движения.
Важным шагом стало внедрение автоматизированной системы «Анализ рисков по безопасности движения» (АС АР), которая позволяет более точно рассчитывать влияние различных факторов риска на безопасность движения поездов. Система отображает текущий уровень рисков и автоматически предоставляет информацию для составления корректирующих мероприятий. В 2024 году были завершены работы по интеграции данных из системы «Ревизор по безопасности движения» и автоматизации процессов формирования корректирующих мероприятий по управлению рисками, что позволило повысить эффективность управленческих решений и улучшить мониторинг рисков.
В 2024 году Информационный комплекс «Инфо-центр», который обеспечивает контроль за состоянием поездных участков, был дополнен модулями «Предупреждения», «Диагностика пути», «Пассажирские перевозки». Они информируют о возможных рисках и способствуют улучшению анализа состояния инфраструктуры и соблюдению графика движения пассажирских поездов. Интерактивные дашборды комплекса позволяют в режиме реального времени отслеживать эксплуатационную работу, состояние подвижного состава, инфраструктуры и безопасность движения на всех участках сети. Для удобства восприятия информации предусмотрены цветовая индикация и понятный интерфейс. Региональные ревизоры безопасности теперь имеют доступ к актуальной информации о состоянии инфраструктуры и безопасности движения в своих зонах ответственности, что значительно повышает оперативность и точность принятия решений.
Инициативы по совершенствованию правил и инструкции
Одной из ключевых задач 2024 года стало совершенствование нормативно-технической документации. КТЖ разработало предложения по внесению изменений в «Правила технической эксплуатации» и «Правила безопасности на железнодорожном транспорте», которые были направлены в Министерство транспорта. Также были проведены мероприятия, направленные на повышение профессионализма специалистов, включая визуализацию ключевых нормативных документов, таких как «Правила технической эксплуатации», «Инструкция по сигнализации» и «Инструкция по движению поездов и маневровой работе», сегодня продолжается работа по оцифровке данных документов.
Предотвращение дорожно-транспортных происшествий и наездов на людей
В 2024 году на железнодорожных переездах было зафиксировано 28 дорожно-транспортных происшествий. Большинство аварий произошли на неохраняемых переездах, и все они стали результатом нарушений водителями автотранспортных средств правил дорожного движения при пересечении железнодорожных путей.
В 2024 году железнодорожники провели более двух тысяч профилактических рейдов и около 800 собраний в автопредприятиях. Более 102 тысяч водителей были ознакомлены с правилами проезда через железнодорожные переезды. Снижению числа происшествий также способствовало внедрение современных технологий мониторинга на переездах, включая установку видеокамер и систем «Сергек». Работа в данном направлений будет продолжена с согласованием с местными исполнительными органами.
В 2024 году было зафиксировано 75 случаев наезда на людей. Основные причины происшествий — нарушение правил перехода через железнодорожные пути, алкогольное опьянение, нахождение в наушниках и случаи суицида. Наибольшее количество инцидентов произошло в Шымкентском, Актобинском, Жамбыльском и Акмолинском отделениях дорог.
Для предотвращения наездов на людей в 2024 году было организовано 298 заседаний координационного совета с участием представителей прокуратуры, полиции, органов транспортного контроля и СМИ. Также было проведено более 12 тысяч собраний с жителями населенных пунктов, в которых приняло участие более 166 тысяч человек.
Скот и железная дорога: повышение ответственности владельцев
В 2024 году также было проведено 2 589 собраний с владельцами скота, в ходе которых более 56 тысяч человек были проинформированы о правилах выпаса и прогона скота через железнодорожные пути. Было вручено 86 730 выписок из Кодекса об административных правонарушениях, что повысило осведомленность владельцев скота о требованиях безопасности.
Проведена работа по исключению случаев наезда на безнадзорно пасущийся скот, где построено ограждение от выхода скота на путь протяженностью 770 километров.
Сотрудничество с государственными органами: комплексный подход к безопасности
КТЖ продолжает реализацию Комплексного плана по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте на 2024-2025 годы, утвержденного первым заместителем премьер-министра Республики Казахстан. Документ направлен на дальнейшее улучшение безопасности на железной дороге и включает ряд мер, которые обеспечат надежные условия для перевозки грузов и пассажиров.
Перспективы на 2025 год
В 2025 году КТЖ продолжит совершенствовать систему безопасности, включая дальнейшее внедрение автоматизации и улучшение взаимодействия с государственными органами. Компания планирует развивать системы для оперативного реагирования на риски и внедрять новые технологии для повышения безопасности на железнодорожном транспорте.