Концепцию по совершенствованию технологии лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» представили в КТЖ

Новости
11.02.2025, 12:22
Фото Александра Жабчука
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

АО «НК «ҚТЖ» в рамках своей программы по обеспечению устойчивого взаимодействия колеса с рельсами на 2024 год разработала концепцию, которая направлена на совершенствование технологии лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» на период с 2025 по 2030 год, передает Rail-news.kz.

Основная цель концепции – повышение эффективности использования технологии лубрикации. При этом лубрикация зоны контакта «колесо-рельс» предназначена для повышения срока службы колес и рельсов, снижения эксплуатационных расходов на их ремонт и приобретение в результате уменьшения интенсивности износа гребней колес подвижного состава и боковой грани головки рельсов.  Также лубрикация снижает расход топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов в результате уменьшения сил сопротивления по рельсам, повышает устойчивость колеса от вкатывания на головку рельса. Немаловажным фактором можно назвать и то, что происходит снижение уровня шумового воздействия на окружающую среду от взаимодействия колес и рельсов.

«На сегодняшний день на магистрали АО «НК «ҚТЖ» эксплуатируется более 2 600 километров кривых радиусом до 1 200 метров. За последние три года замена изношенных рельсов составила более 300 километров, что свидетельствует о значительном уровне износа. В данное время на магистральной сети компании работают некоторые передвижные рельсосмазыватели: на базе вагона – одна и на базе локомотива – четыре. Несмотря на установку 395 стационарных лубрикаторов в кривых участках, эффективное их использование оставляет желать лучшего – только 71 из них находится в рабочем состоянии», – отметил главный менеджер Технического центра ҚТЖ Расылхан Тоқтағұл.

Спикер заметил, что нынешняя ситуация подталкивает к поиску решений для улучшения системы лубрикации и снижения расходов на ремонт. Анализ мирового опыта показывает, что для эффективного функционирования необходимо значительно увеличить количество как стационарных, так и передвижных рельсосмазывателей.

Также необходимо развитие системы мониторинга работы технических средств лубрикации и эффективности их использования на основе данных о ресурсе и состоянии элементов пары взаимодействия «колесо-рельс».

Инновации и новые технологии

Для достижения этих целей новая концепция поможет решить сразу несколько задач – от формирования и развития системы управления и мониторинга технологии лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» до повышения эффективности технологии лубрикации.

В числе ключевых направлений концепции – оптимизация смазочных материалов и инновации, применение новых технологий. Подбор более эффективных смазочных материалов, которые обеспечат высокий антифрикционный эффект при минимальном расходе поможет увеличить ресурс рельсов и колесных пар. Внедрение инновационных решений, таких как модификаторы и активаторы трения, а также комплексные методы обработки поверхности катания рельсов, позволит улучшить качество лубрикации и снизить эксплуатационные расходы. А разработка программы по дооснащению железных дорог эффективными техническими средствами лубрикации, включая как стационарные, так и передвижные установки, обеспечит более равномерное покрытие всех ключевых участков пути.

Риски и пути их минимизации

В реализации концепции существуют и определенные риски, связанные с техническим обслуживанием новых установок, а также с возможными задержками в поставках смазочных материалов. Однако специалисты отмечают, что эти риски можно компенсировать за счет правильного планирования и создания эффективной системы сервисного обслуживания, а также использования передовых международных практик и технологий.

Перспективы и экономическая эффективность

Основной экономический эффект от внедрения новой концепции – снижение затрат на ремонт и замену изношенных элементов инфраструктуры. Согласно прогнозам, каждый вложенный тенге в технологию лубрикации может принести экономический эффект не менее двух тенге. Это позволяет компании не только улучшить эксплуатационные характеристики, но и повысить свою экономическую устойчивость на фоне растущих требований к качеству перевозок.

Современные методы лубрикации, использование инновационных технологий и систем мониторинга способны значительно снизить износ рельсов и колесных пар, а также снижения расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов. Внедрение этих решений будет способствовать не только улучшению качества транспортных услуг, но и повышению безопасности и надежности транспортной системы Казахстана в целом.

Регионы
14.10.2025
Демонтажные и земляные работы завершились на вокзале станции Оскемен-1
Новости
14.10.2025
Перевалка грузов через казахстанские порты выросла на четверть
Новости
14.10.2025
Запуск вторых путей Достык – Мойынты: Новый импульс экономике и железнодорожной отрасли Казахстана
Новости
14.10.2025
Қазтеміртранс перевыполнил план ремонта вагонов и снизил долю нерабочего парка
Новости
14.10.2025
Объём грузоперевозок в Казахстане вырос на 9,1%
Новости
14.10.2025
Изображения лучших железнодорожников появились на LED-экране здания КТЖ
Новости / Архив
14.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №84-85 от 14 октября 2025 года
Новости
13.10.2025
Преподавателям отраслевых вузов рассказали о цифровизации в КТЖ
КТЖ в лицах
13.10.2025
Почетный железнодорожник Людмила Закина: лидер, наставник, человек с большой буквы
Регионы
13.10.2025
Железнодорожники приняли участие в фотоконкурсе к 120-летию профсоюза
Новости
13.10.2025
Эксперты обсудили строительство железнодорожной линии Бакты – Аягоз
Регионы
13.10.2025
Железнодорожники и полицейские провели совместный рейд на станции Жилаево
Регионы
13.10.2025
Мойынты: новые пути, модернизированные съезды и современный вокзал
Регионы
13.10.2025
Действия в чрезвычайных ситуациях отработали на учениях на станции Аманкарагай
Новости
11.10.2025
Пункт технического обслуживания локомотивов открылся после капитального ремонта в Астане
Регионы
10.10.2025
Осенний комиссионный осмотр прошел в ВКО
Регионы
10.10.2025
Итоги месячника по проверке тормозного оборудования подвели в Екибастузском вагонном эксплуатационном депо
Новости
10.10.2025
Қазтеміртранс отремонтировал 6,5 тыс. грузовых вагонов за восемь месяцев
Новости
10.10.2025
Победителей республиканского конкурса «Жас үздік маман» наградили в КТЖ
Пассажирские перевозки
10.10.2025
Нацперевозчик продлевает действие скидок на ж/д билеты до зимы