8 млн тонн зерна планирует экспортировать Казахстан

Новости
04.09.2020, 10:16
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В новом маркетинговом году Казахстан намерен экспортировать 7,5-8 миллионов тонн зерна (с учетом муки в зерновом эквиваленте), это на 1-1,5 миллиона тонн больше прошлогоднего показателя. 

Таков актуальный прогноз зернового баланса от Министерства сельского хозяйства РК. При этом, из 18 миллионов тонн зерна урожая 2020 года около 10-10,5 миллионов (продовольственное зерно, фураж, семена) придется на внутреннее потребление, остальное – потенциальный экспорт.

Важно, что в этом сезоне проблем с дефици том вагонного парка не будет. Для перевозки зерна нового урожая он полностью готов.

Переходящие остатки зерновых культур в республике на 1 августа составляли около 3 миллионов тонн. На хлебоприемных предприятиях – 1,1 миллиона тонн, на мелькомбинатах – 364,2 тысяч тонн и еще 1,5 миллиона тонн – у сельхозтоваропроизводителей. Такие цифры озвучил министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров на заседании Правительства 25 августа.

Прогнозные данные министерства совпадают с международными оценками. В июле аналитики Международного совета по зерну прогнозировали, что Казахстан экспортирует в новом маркетинговом году 7,5 миллиона тонн.

Основными экспортными рынками для отечественного зерна остаются страны Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) и Афганистан, на которые приходится суммарно около 80% казахстанского экспорта зерна. За первую половину 2020 года в страны Центральной Азии и Афганистан было отправлено 1,9 из 2,2 миллиона тонн общего объема экспорта казахстанской пшеницы.

По мнению экспертов, в этом году проблемы с урожайностью в южных странах, таких как Пакистан, Индия, частично Иран, поэтому потребность в нашем зерне со стороны Афганистана будет более высокой. 

Экспортными рынками для казахстанского зерна Минсельхоз РК также видит Россию, Турцию, страны Евросоюза, Ближнего Востока и Северной Африки. Туда отечественная пшеница пойдет через российские порты Черного и Азовского морей, поставки в Азербайджан и Грузию – через АО «Ак Бидай Терминал» в Актау и ООО «Бакинский зерновой терминал» на Каспии.

Кроме того, по железной дороге предполагается осуществлять доставку пшеницы в страны Юго-Восточной Азии и в КНР.

Также специалисты отмечают перспективное направление для казахстанского зернового экспорта – китайский рынок. В январе-июне объем экспорта зерна из РК в Китай составил 92,4 тысячи тонн. Для увеличения экспорта зерна и муки грузоотправителям рекомендуется перевозить зерно в биг-бэгах и контейнерах.

При погрузке типа оpen-top или люковых контейнеров зерном на элеваторах нет необходимости строить дополнительные площадки.

К слову, Правительство Казахстана стимулирует перевозки в контейнерах. В этом году установлены понижающие коэффициенты к предельному уровню тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети и локомотивной тяги при перевозке в контейнерах зерновых и зернобобовых культур, продукции мукомольно-крупяной промышленности через станции Актау, Курык, Алтынколь, Достык, Сарыагаш, Болашак, Оазис и Луговая.

На начало сентября в Казахстане, по данным Сапархана Омарова, убрана пятая часть площадей зерновых и зернобобовых культур. Уборочная кампания уже завершилась в Жамбылской области и почти завершилась (97%) в Туркестанской. В основных зерносеющих регионах – Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областях – убрано приблизительно по 15% зерновых площадей.

Регионы
08.09.2025
«Дорога в школу»: первоклассники железнодорожников получили ранцы в Усть-Каменогорске
Регионы
08.09.2025
Более 400 сельчан обратились к специалистам поезда «Саламатты Қазақстан» в Павлодарской области
Новости
08.09.2025
Повторное использование стройматериалов помогло улучшить условия труда железнодорожников
КТЖ в лицах
08.09.2025
Агент по передаче грузов Сауле Баянбаева награждена медалью «Ерен еңбегi үшiн»
Новости
08.09.2025
Президент обозначил новые задачи для транспортной отрасли
08.09.2025
Ветераны и профсоюз подвели итоги совместной работы в Костанайском регионе
Регионы
08.09.2025
Железнодорожники фиксируют рост случаев выхода скота на пути в Карагандинском регионе
Новости
07.09.2025
Выездные комиссии КТЖ проверили ремонтные работы на 125 вокзалах
Интервью
05.09.2025
120 лет профсоюзного движения: взгляд почетного железнодорожника Калтая Самбетова
Интервью
05.09.2025
Оразгали Ахметбаев: «Главная цель профсоюза неизменна — защита работников»
Регионы
05.09.2025
Новые руководители станций прошли обучение в Акмолинском отделении ГП
Новости
05.09.2025
Международный пассажирский форум прошел в Санкт-Петербурге
Новости
05.09.2025
КТЖ продолжает обновление парка
Инфраструктура
05.09.2025
Капитальный ремонт железнодорожного пути завершается в Алматинском регионе
Новости
05.09.2025
Масштабный капитальный ремонт ведется на вокзале Астана-1
Новости
05.09.2025
Казахстан и Китай обсуждают расширение контейнерного транзита
Новости / Архив
05.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №71-72 от 05 сентября 2025 года
Новости
04.09.2025
ЗИКСТО начнет использовать роботов для сборки подвижного состава
КТЖ в лицах
04.09.2025
Станции, проекты, люди: путь Риты Енсебаевой от инструктора до почетного железнодорожника
Регионы
04.09.2025
Железнодорожники и полицейские напомнили уральцам о правилах безопасности вблизи ж/д путей