Вагонное дело: ставка на надежность

Конкурентоспособность железных дорог зависит от многих факторов. Одним из важных является вагонное хозяйство. Ситуация с грузовыми вагонами в стране развивается волнообразно от дефицита к профициту и в обратном направлении. От их состояния во многом зависят основные показатели железной дороги по грузопогрузке. Поэтому к этим вопросам пристальное внимание не только со стороны крупнейшего оператора грузового вагонного парка РК «Қазтеміртранс», который осуществляет оперирование грузовыми вагонами, проводит их ремонт и модернизацию, оказывает транспортно-экспедиционные услуги, но и частных владельцев и операторов вагонов, объединенных в ассоциацию КазАПО.  

О сегодняшней ситуации с вагонным хозяйством рассказал директор департамента вагонного хозяйства АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Ельбек Тулеуленов.

– Ельбек Майданович, расскажите, какова в настоящее время ситуация с вагонным хозяйством на казахстанской железной дороге? 

– За последние два года наблюдается увеличение парка. К примеру, в 2018 году списан 1 781 вагон, приобретено АО «Казтеміртранс» и частными операторами 6 410 вагонов. И пополнение парка на такое количество новых вагонов у нас произошло впервые по сравнению с прошлыми годами.

Департаментом вагонного хозяйства проведен анализ текущего состояния парка грузовых вагонов РК, поступления грузовых вагонов в плановые виды ремонта, а также анализ отцепок грузовых вагонов в текущий отцепочный ремонт. В ходе анализа установлено, что средний возраст вагонов по состоянию на 1 января 2019 года составляет 19 лет.

– Выходит, этот показатель увеличился за предыдущие годы, когда возраст определялся в 15-17 лет. Означает ли это, что подвижной состав чаще требует ремонта?

– У нас есть данные отцепки грузовых вагонов в текущий отцепочный ремонт (ТОР) и погрузки вагонов. Если в 2014 году их отцеплено в ТОР 139 тысяч., то уже в 2017 году – 128, в 2018 году – почти 125,3 тысячи вагонов. В целом, отцепки вагонов пропорциональны объемам погрузки вагонов.

Также мы наблюдаем снижение отцепок по претензиям к качеству изготовления, увеличение отцепок по претензиям к качеству проведения капитального ремонта и увеличение отцепок к качеству проведения плановых видов ремонта, начиная с 2017 года. За 2018 год из плановых видов ремонта выпущено 51 043 вагона, из них 5 389 (или 11%) возвращены на повторный ремонт приемщиками вагонов и 1 370 вагонов (или 4%) отцеплены в ТОР с претензией к качеству ремонта.

– Скажите, каковы основные причины, по которым требуется ремонт?

– Всего в ТОР за 2018 год отцеплено 125 297 вагонов. Из них в зависимости от неисправностей: по кузову – 30%, по колесным парам – 24%, по автотормозам – 24%, по тележкам – 19%, по автосцепке – 3%.

Надо отметить, что в целом, начиная в 2014 года, увеличиваются отцепки по неисправностям колесных пар. Также заметно, что отцепки полувагонов пропорциональны общему числу отцепок. Из общего числа отцепок по колесным парам, которые составляют 28 128 вагонов, 65% пришлось на отцепки по неисправности тонкий гребень. Заметно ежегодное увеличение отцепок именно по этой причине.

– В связи с этим какие принимаются меры?

– В настоящее время в АО «НК «ҚТЖ» рассматривается возможность снижения норматива минимальной толщины гребня колесных пар грузовых вагонов с 25 до 24 миллиметров. По данному вопросу имеется заключение АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта», а также техническое заключение АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» о возможности эксплуатации колесных пар с толщиной гребня 24 миллиметра.

Анализ надежности буксового узла показывает ежегодное увеличение отцепок по этой причине. С 2014-го по 2017 год допущено по одному случаю изломов шеек оси, в 2018 году – 3.

Мы видим пути повышения надежности буксового узла. Предлагаем применять смазку «Буксол» и переход на подшипники повышенной надежности – сдвоенные и кассетного типа.

– Что предпринимается для улучшения ситуации в вагонном хозяйстве?

– Разработаны мероприятия, направленные на снижение отцепок грузовых вагонов на внеплановый ремонт. Важно пересмотреть межремонтные интервалы для грузовых вагонов на тележках типа 2 по ГОСТ 9246. В том числе, во-первых, установить требование на постановку вагонов кольцевых маршрутов в деповской ремонт только по комбинированному критерию, исключив календарный пробег вагонов. После чего внести соответствующие изменения в Положение о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении. Во-вторых, по заявке собственников вагонов производить развороты кольцевых маршрутов. В третьих, рассмотреть возможность постепенного перехода на эксплуатацию тормозных колодок с чугунной вставкой на всем парке грузовых вагонов, что позволит снизить отцепки по тонкому гребню, неравномерному прокату, выщербинам, раковинам и прочим неисправностям колесных пар.

Для снижения отцепок грузовых вагонов на внеплановый ремонт по буксовому узлу предлагаем обеспечить стопроцентную замену цилиндрических подшипников буксовых узлов на новые при капитальном ремонте колесных пар; исключить применение болтов торцевого крепления, у которых ресурс использования истекает в межремонтном периоде; производить перевод роликовых цилиндрических подшипников колесных пар на смазку «Буксол» при проведении среднего ремонта колесной пары; производить перевод грузового подвижного состава на колесные пары и тележки грузовых вагонов на буксовые узлы, оснащенные подшипниками кассетного типа или сдвоенными. Это позволит снизить риски ослабления и разрушения торцевого крепления буксовых узлов, сократить количество отцепок по неисправностям буксового узла на 18%, повысить надежность работы буксового узла.

– Какова в этом роль и участие всех участников перевозочного процесса, в том числе КазАПО?

– Необходимо актуализировать порядок приемки вагонов с подъездных путей на магистральную железнодорожную сеть с участием представителей перевозчика и грузоотправителя.

Важно организовать проведение модернизации крепления деталей и элементов вагонов, максимально исключающей их хищение в процессе эксплуатации.

Мы передали в КазАПО расширенный анализ ситуации для ознакомления с ним всех участников перевозочного процесса.

Ирина БЕКТИЯРОВА, Алматы


Новости
30.10.2025
ВЖДО внедряет цифровую модель безопасности
Новости
30.10.2025
Работникам «Центра диагностики пути» напомнили о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний
Регионы
30.10.2025
Илецкие железнодорожники поддержали акцию «Таза Қазақстан»
Регионы
30.10.2025
Работники портов Актау и Курык высадили 800 деревьев в рамках акции «Таза Қазақстан»
Новости
30.10.2025
Более 250 пенсионеров-железнодорожников поздравили с Днем пожилых людей в Кокшетау
Новости
29.10.2025
Представители правительства США посетили локомотивосборочный завод в Астане
Новости
29.10.2025
Глава КТЖ наградил футбольную команду – победителя Международного корпоративного кубка
Новости
29.10.2025
Мультимодальный маршрут связал Пекин и Алматы
Спорт
29.10.2025
Забег среди железнодорожников прошёл в Кокшетау
Спорт
29.10.2025
Турнир по настольному теннису среди железнодорожников прошёл на станции Акадыр
Спорт
29.10.2025
Турнир по дартсу провели ко Дню Республики в Уральске
Новости
28.10.2025
Семинар по искусственному интеллекту прошёл в КТЖ
Инфраструктура
28.10.2025
Более 11 тысяч километров железнодорожных линий обновят до 2029 года
Регионы
28.10.2025
Отдел первой линии поддержки проводил на пенсию ведущего инженера Флюру Колузаеву
Регионы
28.10.2025
Историю профсоюза железнодорожников собрали в одном фотоальбоме в Усть-Каменогорске
Новости
28.10.2025
Внутренние тренеры КТЖ прошли тренинг по применению ИИ в работе
Регионы
28.10.2025
Железнодорожный подъездной путь к аэропорту «Сары-Арка» построят в Караганде
Пассажирские перевозки
27.10.2025
Прямое железнодорожное сообщение возобновили между Алматы и Москвой
Новости
25.10.2025
В «КТЖ-Грузовые перевозки» наградили работников ко Дню Республики
Регионы
24.10.2025
Условный пожар потушили на станции Оскемен-1