Железнодорожные профессии: поездной диспетчер

КТЖ в лицах
09.07.2019, 17:05
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

На железной дороге каждая профессия накладывает свой индивидуальный оттенок, свои характерные черты, но, согласитесь, именно движенцам присущи мгновенная реакция и умение быстро принимать оптимальные решения. Инертных и случайных людей здесь нет, а оперативность становится нормой жизни для каждого работника этой службы.

Диспетчер. Это емкое и вместе с тем мобилизующее слово в системе железнодорожного транспорта постоянно на слуху. Даже сейчас, в век цифровых технологий, людей данной профессии не спешат «заменить» на умные машины – поездные, маневровые и локомотивные диспетчеры продолжают работу в круглосуточном режиме.

Автоматизированное рабочее место поездного диспетчера участка Жетыген – Алтынколь оснащено высокотехнологичными системами управления движением поездов на основе микропроцессорной системы EBILock-950. Электронные системы АРМ ДНЦ работают в режиме горячего резерва. Таким образом, даже в экстренном случае управление поездной ситуацией не будет потеряно, и система беспрепятственно продолжит беспрерывную работу.

 На участке Жетыген – Алтынколь работает поездной диспетчер Ельдар Байсаков. Молодой человек трудится сравнительно недавно, но уже зарекомендовал себя грамотным оперативным и перспективным работником. От четкости его команд зависит правильное исполнение графика движения поездов на линии. За смену приходится решать много задач, следить за непрерывно меняющимися условиями. А рабочая смена его начинается с запроса всех станций. Вот он у мониторов, где отображена ситуация по станциям и перегонам, взял в руки цветные карандаши, и началась привычная работа поездного диспетчера: запрашивает станцию Шелек, где происходит смена локомотивных бригад, далее – грузовой поезд, хвостовой вагон (итого 54 вагона, осей 228), наличие тормозных башмаков, закреплений, брошенных поездов и так далее. От такого наплыва информации можно вполне растеряться, если еще учесть, что параллельно ведется селекторная связь, сквозь которую Ельдар привычно узнает голоса всех причастных к перевозочному процессу. Но такой регламент переговоров для него – обычный рабочий процесс.

...А руки тем временем ловко и энергично красным карандашом обозначают на графике пассажирский поезд, далее черным – транзитные, синим – участковые, зеленым – порожные составы. Смотришь на эти переплетения, как на авангардный шедевр и удивляешься…

Диспетчер читает поездную обстановку. Вот на табло загорелся сигнал поезда на станции Жетыген, и Ельдар моментально включается в процесс. Примечательно и то, что его указания предельно продуманы и убедительны, ровным голосом он запрашивает станции, со всеми держит одну тональность.

– Люблю эту работу за многогранность и движение, каждая смена непредсказуема, тем она и интересна, и так приятно сдать смену с благоприятной поездной обстановкой, – улыбаясь, говорит Ельдар.

Он очень трепетно относится к своему делу. После окончания Казахского университета путей сообщения начинал свою деятельность на дороге оператором по обработке документов, затем перевелся сигналистом на станцию Уштобе, работал оператором, вскоре был переведен на станцию Алтынколь дежурным по станции. Теперь он поездной диспетчер. Приходилось работать на других участках: Актогай – Достык и Алматы – Отар.

Ельдар – участник региональных и республиканских молодежных форумов, принимал непосредственное участие в командных учениях «Айбалта-2019», когда происходила погрузка военной техники на станциях Таскарасу, Кундызды и Шелек. Вот тогда и показал свое мастерство поездного диспетчера.

Работа не дает ему даже малейшего послабления, тем она и замечательна для него, молодого, любящего все новое и прогрессивное, представителя передового поколения железнодорожников.

Новости
02.06.2025
Стотысячный контейнер отправлен из Сианя по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в Павлодарском регионе
Регионы
02.06.2025
Учения по тушению лесного пожара прошли в окрестностях Риддера
Новости
02.06.2025
Карагандинский железнодорожный колледж отмечает 60-летний юбилей
Новости
02.06.2025
Участие ÖBB в развитии ТМТМ обсудили в Астане
Новости
02.06.2025
Казахстан представил транспортный потенциал на AIF-2025
Новости
02.06.2025
Минтранс РК и CMA CGM обсудили развитие перевозок по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Школьникам напомнили о правилах безопасности на железной дороге в Костанае
Пассажирские перевозки
01.06.2025
Более 484 тысяч детей перевезено поездами КТЖ
Новости
01.06.2025
Водитель бросил авто на железнодорожных путях в Туркестанской области
Новости
01.06.2025
Первое сервисное депо Alstom открылось в Шу
Пассажирские перевозки
01.06.2025
Первый туристический поезд из Сианя прибыл в Алматы
Новости
31.05.2025
KTZ Express и TCS Logistics подписали меморандум о сотрудничестве
Новости
31.05.2025
Завершаются приготовления к пуску контейнерного хаба в Актау
Новости
31.05.2025
Казахстан и Австрия намерены расширять логистическое сотрудничество
Новости
31.05.2025
Развитие транспортно-логистического сотрудничества обсудили КТЖ и делегация из Омана
Новости
30.05.2025
Потенциальное сотрудничество в сфере транспорта и логистики обждуждают Казахстан и Республика Конго
Грузовые перевозки
30.05.2025
Экспорт казахстанского зерна вырос на 58,1%
Регионы
30.05.2025
Весенний комиссионный осмотр завершён на сети Алматинского региона
Новости
30.05.2025
КТЖ внедряет современные технологии медицинского контроля для поддержки здоровья сотрудников