Железнодорожные профессии: поездной диспетчер

КТЖ в лицах
09.07.2019, 17:05
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

На железной дороге каждая профессия накладывает свой индивидуальный оттенок, свои характерные черты, но, согласитесь, именно движенцам присущи мгновенная реакция и умение быстро принимать оптимальные решения. Инертных и случайных людей здесь нет, а оперативность становится нормой жизни для каждого работника этой службы.

Диспетчер. Это емкое и вместе с тем мобилизующее слово в системе железнодорожного транспорта постоянно на слуху. Даже сейчас, в век цифровых технологий, людей данной профессии не спешат «заменить» на умные машины – поездные, маневровые и локомотивные диспетчеры продолжают работу в круглосуточном режиме.

Автоматизированное рабочее место поездного диспетчера участка Жетыген – Алтынколь оснащено высокотехнологичными системами управления движением поездов на основе микропроцессорной системы EBILock-950. Электронные системы АРМ ДНЦ работают в режиме горячего резерва. Таким образом, даже в экстренном случае управление поездной ситуацией не будет потеряно, и система беспрепятственно продолжит беспрерывную работу.

 На участке Жетыген – Алтынколь работает поездной диспетчер Ельдар Байсаков. Молодой человек трудится сравнительно недавно, но уже зарекомендовал себя грамотным оперативным и перспективным работником. От четкости его команд зависит правильное исполнение графика движения поездов на линии. За смену приходится решать много задач, следить за непрерывно меняющимися условиями. А рабочая смена его начинается с запроса всех станций. Вот он у мониторов, где отображена ситуация по станциям и перегонам, взял в руки цветные карандаши, и началась привычная работа поездного диспетчера: запрашивает станцию Шелек, где происходит смена локомотивных бригад, далее – грузовой поезд, хвостовой вагон (итого 54 вагона, осей 228), наличие тормозных башмаков, закреплений, брошенных поездов и так далее. От такого наплыва информации можно вполне растеряться, если еще учесть, что параллельно ведется селекторная связь, сквозь которую Ельдар привычно узнает голоса всех причастных к перевозочному процессу. Но такой регламент переговоров для него – обычный рабочий процесс.

...А руки тем временем ловко и энергично красным карандашом обозначают на графике пассажирский поезд, далее черным – транзитные, синим – участковые, зеленым – порожные составы. Смотришь на эти переплетения, как на авангардный шедевр и удивляешься…

Диспетчер читает поездную обстановку. Вот на табло загорелся сигнал поезда на станции Жетыген, и Ельдар моментально включается в процесс. Примечательно и то, что его указания предельно продуманы и убедительны, ровным голосом он запрашивает станции, со всеми держит одну тональность.

– Люблю эту работу за многогранность и движение, каждая смена непредсказуема, тем она и интересна, и так приятно сдать смену с благоприятной поездной обстановкой, – улыбаясь, говорит Ельдар.

Он очень трепетно относится к своему делу. После окончания Казахского университета путей сообщения начинал свою деятельность на дороге оператором по обработке документов, затем перевелся сигналистом на станцию Уштобе, работал оператором, вскоре был переведен на станцию Алтынколь дежурным по станции. Теперь он поездной диспетчер. Приходилось работать на других участках: Актогай – Достык и Алматы – Отар.

Ельдар – участник региональных и республиканских молодежных форумов, принимал непосредственное участие в командных учениях «Айбалта-2019», когда происходила погрузка военной техники на станциях Таскарасу, Кундызды и Шелек. Вот тогда и показал свое мастерство поездного диспетчера.

Работа не дает ему даже малейшего послабления, тем она и замечательна для него, молодого, любящего все новое и прогрессивное, представителя передового поколения железнодорожников.

Пассажирские перевозки
30.04.2025
Более 120 пассажиров отправились в путешествие на туристическом поезде «Jibek Joly»
Новости
30.04.2025
Казахстан и Пакистан расширяют транспортное сотрудничество
Грузовые перевозки
30.04.2025
Казахстанское зерно отправили по железной дороге в Марокко
Регионы
30.04.2025
Память фронтовиков-железнодорожников почтили в Караганде
Интервью
30.04.2025
Жером Бойе рассказал о миссии Alstom, новых депо и будущем железнодорожной отрасли Казахстана
Регионы
30.04.2025
Вокзалы реконструируют на 6 станциях в Костанайском регионе
Грузовые перевозки
30.04.2025
Казахстан значительно нарастил поставки зерна в Иран и Азербайджан
Регионы
30.04.2025
Отчетно-выборная конференция профсоюзного комитета прошла в Алматинском отделении ГП
Регионы
30.04.2025
Стали известны подробности о системе видеоаналитики, испытанной КТЖ на переездах
Новости
29.04.2025
Заседание профсоюзного актива железнодорожного узла «Астана» посвятили Дню охраны труда
Регионы
29.04.2025
Павлодарские железнодорожники обсудили важность использования современных технологий в День охраны труда
Регионы
29.04.2025
Железнодорожники провели викторину ко Дню охраны труда в Усть-Каменогорске
Новости
29.04.2025
KTZ Express представил планы развития на форуме ESE ASIA 2025
Новости
29.04.2025
Повышение конкурентоспособности ТМТМ обсудили в Бишкеке
Новости / Архив
29.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №33 от 29 апреля 2025 года
Новости
28.04.2025
КТЖ и РЖД подвели итоги сотрудничества и наметили планы до 2027 года
Новости
28.04.2025
Итоги работы по предупреждению несчастных случаев на железной дороге подвели в Кокшетау
Новости
28.04.2025
Встреча с ветеранами-железнодорожниками прошла в Высшем колледже транспорта и коммуникаций
Спорт
28.04.2025
Спортивный праздник ҰмтылFest прошел в КТЖ
Регионы
28.04.2025
Уникальные экспонаты времён войны храни музей боевой и трудовой славы в Кокшетау