Легендарному паровозу Казахстана - 100 лет

Қазақстан теміржолшысы

На столичной привокзальной площади вот уже 17-ый год стоит легендарный паровоз-памятник серии Эш-4161. В этом году он отмечает без малого свой 100-летний юбилей.

История пути старейшего уцелевшего паровоза в Казахстанедостойна уважения - он участник и свидетель многих исторических событий, трудовых подвигов железнодорожников. В годы Великой Отечественной войны возил грузы на прифронтовую полосу, не раз попадал под обстрелы и бомбежки. 

Он был изготовлен на другом континенте, на одном из заводов Швеции. Тогда по заказу Советского Союза шведская компания NOHAB построила 1000 паровозов серии ЭШ (приставка “ш” означает принадлежность Швеции). В 1933 году паровоз передали в распоряжение Туркестано-Сибирской железной дороги, где он обслуживал участки Турксиба.

Уже после войны, очищая паровоз от слоев краски, железнодорожники увидели историческую надпись - «Смерть немецким оккупантам!», а также обнаружили десятки залатанных пробоин и осколков.

В 1945 году паровоз передали в Жамбылское локомотивное депо, где он почти сорок лет еще приносил пользу в маневровом движении. Но время не стоит на месте и на смену дымящим тягачам пришли тепловозы и электровозы. В 1982 году паровоз вышел на заслуженный отдых - его установили на постамент в депо, где он простоял 21 год. А затем в честь столетия Казахстанской железной дороги его перевезли в столицу - украшать привокзальную площадь. 

Основательный, крепкий, разменявший век паровоз, словно не чувствует возраста, продолжая оставаться в строю и напоминать о своих достижениях. Охранять, беречь его – важная миссия железнодорожников. Поэтому каждую весну работники столичного локомотивного эксплуатационного депо приводят его в порядок - красят, чинят, чистят. Тем не менее памятник периодически страдает от рук местных вандалов. Чтобы хоть как-то защитить исторический объект, железнодорожники предлагают включить его в объекты культурного наследия столицы. С таким предложением они уже не первый год выступают перед руководством и выступают на местных телеканалах.

- Это памятник работникам, героически творившим историю. Память о боевом и трудовом героизме железнодорожников должна жить, - считает директор столичного депо Дулат Ахмадиев. - История легендарного грузового паровоза важна не только действующим работникам стальной магистрали, но и подрастающему поколению, важна школьникам. Паровоз - это не только дань уважения и благодарности за самоотверженный труд железнодорожников, но и символ развития железнодорожного транспорта.
Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом