Более тысячи экспонатов хранит музей боевой и трудовой славы в здании вокзала Кокшетау


Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
На цокольном этаже вокзала Кокшетау круглосуточно открыт музей боевой и трудовой славы, созданный в 1981 году. Площадь музея составляет 460 квадратных метров, он состоит из залов боевой и трудовой славы, памяти и зала, посвященного структурным подразделениям Акмолинского отделения дороги.
«Музей создан по приказу начальника Кокчетавского отделения дороги Лукпана Мухамедгалиева под номером 255 от 16 декабря в знак благодарности первостроителям дороги Петропавловск – Кокчетав, а также всему старшему поколению железнодорожников, перешагнувших за короткий исторический срок от керосиновой лампы и паровозов до высоковольтной энергетической системы и электровозов», – отмечает менеджер музея боевой и трудовой славы Айжан Рахимова.
На сегодня здесь собрано более одной тысячи экспонатов, отображающих историю развития и становления железнодорожного транспорта в Акмолинском регионе. Одним из уникальных экспонатов можно назвать железнодорожный станционный колокол. С его помощью работники вокзалов и станций оповещали о прибытии или отправлении поезда. Так, один удар означал внимание пассажирам, провожающим и отъезжающим, два удара напоминали, что нужно было занять места в вагоне, а если пассажиры слышали три удара, то это означало, что поезд трогался в путь.

«Также к уникальным экспонатам можно отнести нивелир 1900 года, номера газеты «Гудок» от 9 и 10 мая 1945 года. Здесь опубликован указ товарища Сталина об объявлении 9 Мая праздником Победы. Их передал в фонд музея бывший начальник ПЧ Леонид Дмитриев. Также у нас есть уникальный инструмент – жезлоподаватель. Он использовался во времена, когда еще не было светофоров. Это простейшее устройство, представляющее собой проволочное кольцо диаметром 30-50 сантиметров на длинной ручке. Так, во время прибытия поезда помощник машиниста обменивался жезлоподавателем с дежурным по станции. Это означало, что путь не занят и он может спокойно по нему ехать. Кроме того, здесь есть экспонаты, переданные персоналом железнодорожной больницы и подделки от воспитанников детского сада. Ведь они были открыты благодаря железнодорожникам», – рассказывает Айжан Рахимова.

Кроме того, здесь можно ознакомиться с макетом современного комплекса привокзальной площади. Над его изготовлением трудился художник-энтузиаст Сакен Кунгасов.

Во втором зале можно проследить историю предприятия с самого ее начала: вот постановление правительства СССР за подписью В. И. Ленина о начале строительства железной дороги Петропавловск – Кокчетав (Петрокок) от 5 августа 1920 года.

Макеты тепловозов, керосинки, лампы обходчиков, старый телеграфный аппарат с настоящей лентой, рельсорезка, кусок узкоколейки, тормозной башмак, сигнальный фонарь – все экспонаты имеют свой временной отрезок и занимают в нем свое почетное место.

Одними из частых гостей музея стали учащиеся образовательных учреждений и студенты колледжа Бурабай. С начала года Айжан Рахимова провела около 80 экскурсий для 700 человек. По ее словам, каждая проведенная экскурсия придает ей новые силы, ведь музей на вокзале создавали для пассажиров.