Более тысячи экспонатов хранит музей боевой и трудовой славы в здании вокзала Кокшетау

Фото автора
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

На цокольном этаже вокзала Кокшетау круглосуточно открыт музей боевой и трудовой славы, созданный в 1981 году. Площадь музея составляет 460 квадратных метров, он состоит из залов боевой и трудовой славы, памяти и зала, посвященного структурным подразделениям Акмолинского отделения дороги.

«Музей создан по приказу начальника Кокчетавского отделения дороги Лукпана Мухамедгалиева под номером 255 от 16 декабря в знак благодарности первостроителям дороги Петропавловск – Кокчетав, а также всему старшему поколению железнодорожников, перешагнувших за короткий исторический срок от керосиновой лампы и паровозов до высоковольтной энергетической системы и электровозов», – отмечает менеджер музея боевой и трудовой славы Айжан Рахимова.

На сегодня здесь собрано более одной тысячи экспонатов, отображающих историю развития и становления железнодорожного транспорта в Акмолинском регионе. Одним из уникальных экспонатов можно назвать железнодорожный станционный колокол. С его помощью работники вокзалов и станций оповещали о прибытии или отправлении поезда. Так, один удар означал внимание пассажирам, провожающим и отъезжающим, два удара напоминали, что нужно было занять места в вагоне, а если пассажиры слышали три удара, то это означало, что поезд трогался в путь.

«Также к уникальным экспонатам можно отнести нивелир 1900 года, номера газеты «Гудок» от 9 и 10 мая 1945 года. Здесь опубликован указ товарища Сталина об объявлении 9 Мая праздником Победы. Их передал в фонд музея бывший начальник ПЧ Леонид Дмитриев. Также у нас есть уникальный инструмент – жезлоподаватель. Он использовался во времена, когда еще не было светофоров. Это простейшее устройство, представляющее собой проволочное кольцо диаметром 30-50 сантиметров на длинной ручке. Так, во время прибытия поезда помощник машиниста обменивался жезлоподавателем с дежурным по станции. Это означало, что путь не занят и он может спокойно по нему ехать. Кроме того, здесь есть экспонаты, переданные персоналом железнодорожной больницы и подделки от воспитанников детского сада. Ведь они были открыты благодаря железнодорожникам», – рассказывает Айжан Рахимова.

Кроме того, здесь можно ознакомиться с макетом современного комплекса привокзальной площади. Над его изготовлением трудился художник-энтузиаст Сакен Кунгасов.

Во втором зале можно проследить историю предприятия с самого ее начала: вот постановление правительства СССР за подписью В. И. Ленина о начале строительства железной дороги Петропавловск – Кокчетав (Петрокок) от 5 августа 1920 года.

Макеты тепловозов, керосинки, лампы обходчиков, старый телеграфный аппарат с настоящей лентой, рельсорезка, кусок узкоколейки, тормозной башмак, сигнальный фонарь – все экспонаты имеют свой временной отрезок и занимают в нем свое почетное место.

Одними из частых гостей музея стали учащиеся образовательных учреждений и студенты колледжа Бурабай. С начала года Айжан Рахимова провела около 80 экскурсий для 700 человек. По ее словам, каждая проведенная экскурсия придает ей новые силы, ведь музей на вокзале создавали для пассажиров.

Новости
08.12.2025
Более 1200 столичных школьников и студентов посетили центральный музей КТЖ
Новости
08.12.2025
Новый парк «Б» введен на станции Алтынколь
Новости
08.12.2025
Машинист поезда избежал ДТП на железнодорожном переезде станции Шортанды
Регионы
08.12.2025
Оскеменская и Кумыстауская дистанции пути завершили летние работы
Пассажирские перевозки
08.12.2025
Новые плацкартные вагоны Stadler: первые изображения и ключевые особенности
Новости
08.12.2025
Казахстан и Узбекистан увеличат обмен поездами до 35 пар в сутки
Новости
08.12.2025
Акимат Астаны и КТЖ обсудили стратегию развития транспортной системы столицы
Новости
05.12.2025
Столичные волонтёры ҚТЖ обеспечили 55 ветеранов углём на зимний период
Регионы
05.12.2025
В Карагандинской области модернизируют 14 объектов железнодорожной инфраструктуры
Грузовые перевозки
05.12.2025
Перевозки через стык «Достык — Алашанькоу» выросли на 6%
Новости
05.12.2025
На линию Курык – Алят в 2026 году выйдут два новых парома
Новости
05.12.2025
Новая компетенция «Управление локомотивом» представлена на чемпионате WorldSkills Kazakhstan
Новости / Архив
05.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №101 от 05 декабря 2025 года
Новости
04.12.2025
Экспортный путь зерна до узбекской границы продемонстрировали журналистам
Новости
04.12.2025
Транзит по ТМТМ из Китая увеличился на 12%
Регионы
04.12.2025
Будни станции Арстансор: малый штат, большой участок ответственности
КТЖ в лицах
04.12.2025
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона
Новости
03.12.2025
Более 1700 раз экстренно тормозили машинисты поездов в этом году
Интервью
03.12.2025
Перевозки, парк и цифровые решения: «Қазтеміртранс» подводит итоги и формирует стратегию развития до 2026 года
Пассажирские перевозки
03.12.2025
Поезд «Астана – Омск» начнет курсировать в декабре