Более тысячи экспонатов хранит музей боевой и трудовой славы в здании вокзала Кокшетау

Фото автора
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

На цокольном этаже вокзала Кокшетау круглосуточно открыт музей боевой и трудовой славы, созданный в 1981 году. Площадь музея составляет 460 квадратных метров, он состоит из залов боевой и трудовой славы, памяти и зала, посвященного структурным подразделениям Акмолинского отделения дороги.

«Музей создан по приказу начальника Кокчетавского отделения дороги Лукпана Мухамедгалиева под номером 255 от 16 декабря в знак благодарности первостроителям дороги Петропавловск – Кокчетав, а также всему старшему поколению железнодорожников, перешагнувших за короткий исторический срок от керосиновой лампы и паровозов до высоковольтной энергетической системы и электровозов», – отмечает менеджер музея боевой и трудовой славы Айжан Рахимова.

На сегодня здесь собрано более одной тысячи экспонатов, отображающих историю развития и становления железнодорожного транспорта в Акмолинском регионе. Одним из уникальных экспонатов можно назвать железнодорожный станционный колокол. С его помощью работники вокзалов и станций оповещали о прибытии или отправлении поезда. Так, один удар означал внимание пассажирам, провожающим и отъезжающим, два удара напоминали, что нужно было занять места в вагоне, а если пассажиры слышали три удара, то это означало, что поезд трогался в путь.

«Также к уникальным экспонатам можно отнести нивелир 1900 года, номера газеты «Гудок» от 9 и 10 мая 1945 года. Здесь опубликован указ товарища Сталина об объявлении 9 Мая праздником Победы. Их передал в фонд музея бывший начальник ПЧ Леонид Дмитриев. Также у нас есть уникальный инструмент – жезлоподаватель. Он использовался во времена, когда еще не было светофоров. Это простейшее устройство, представляющее собой проволочное кольцо диаметром 30-50 сантиметров на длинной ручке. Так, во время прибытия поезда помощник машиниста обменивался жезлоподавателем с дежурным по станции. Это означало, что путь не занят и он может спокойно по нему ехать. Кроме того, здесь есть экспонаты, переданные персоналом железнодорожной больницы и подделки от воспитанников детского сада. Ведь они были открыты благодаря железнодорожникам», – рассказывает Айжан Рахимова.

Кроме того, здесь можно ознакомиться с макетом современного комплекса привокзальной площади. Над его изготовлением трудился художник-энтузиаст Сакен Кунгасов.

Во втором зале можно проследить историю предприятия с самого ее начала: вот постановление правительства СССР за подписью В. И. Ленина о начале строительства железной дороги Петропавловск – Кокчетав (Петрокок) от 5 августа 1920 года.

Макеты тепловозов, керосинки, лампы обходчиков, старый телеграфный аппарат с настоящей лентой, рельсорезка, кусок узкоколейки, тормозной башмак, сигнальный фонарь – все экспонаты имеют свой временной отрезок и занимают в нем свое почетное место.

Одними из частых гостей музея стали учащиеся образовательных учреждений и студенты колледжа Бурабай. С начала года Айжан Рахимова провела около 80 экскурсий для 700 человек. По ее словам, каждая проведенная экскурсия придает ей новые силы, ведь музей на вокзале создавали для пассажиров.

Новости
11.07.2025
Транспортные полицейские напомнили правила безопасности на железной дороге
Новости
11.07.2025
Руководство КТЖ провело выездное совещание по вопросам развития туризма
Пассажирские перевозки
11.07.2025
Новый электропоезд «Burabay Express» начал курсировать по маршруту Астана-Боровое
Новости
11.07.2025
АО «Қазтеміртранс» открыло сервисный кабинет для грузоотправителей и получателей в Кокшетау
Новости
11.07.2025
Более 119 млн тенге сэкономили железнодорожники благодаря платформе PrimeZone
Новости / Архив
11.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №52 от 11 июля 2025 года
Спорт
10.07.2025
Около 250 железнодорожников участвуют в республиканской спартакиаде в Щучинске
Новости
10.07.2025
KTZ Express организовало экспортную мультимодальную перевозку в страны ЕС
Новости
10.07.2025
KTZ Express и AD Ports Group создали совместное предприятие GulfLink
Новости
10.07.2025
Из Урала - в Китай: через Казахстан наладили новый экспортный маршрут
КТЖ в лицах
10.07.2025
Четыре десятилетия на станции Баталы: история дежурной Улбасын Саулебаевой
Новости
09.07.2025
Железнодорожники помогли потушить здание в жилом секторе станции Сексеул
Новости
09.07.2025
КТЖ и Китайские железные дороги подписали новое соглашение о стратегическом сотрудничестве
Пассажирские перевозки
09.07.2025
АО «Пассажирские перевозки» объявило о запуске пятого сезона туристического поезда «Jibek Joly»
Новости
09.07.2025
Контроль за безопасностью движения на подъездных путях усилили в КТЖ
Регионы
09.07.2025
Пожарный поезд станции Павлодар задействован в двух масштабных учениях
КТЖ в лицах
09.07.2025
Профессия — видеть то, что скрыто: осмотрщик Даурен Утемисов рассказал о своей работе
Новости
08.07.2025
Казахстанские железнодорожники прошли обучение в КНР
Регионы
08.07.2025
Станция Алтынколь превысила план по вагонообороту на 66%
Грузовые перевозки
08.07.2025
Экспортная погрузка угля железнодорожным транспортом достигла исторического рекорда