На прямой связи с Москвой

Ирина Бектиярова

В семье Накатковых до сих пор вспоминают этот черный эбонитовый телефон, что висел у них в алмаатинской квартире на стене. Бабушка Анна Васильевна Писарева рассказывала внуку Андрею, как в любое время его деду, Степану Митрофановичу Накаткову могли позвонить и потребовать доклада о выполнении задания. Учитывая трехчасовую разницу во времени, звонок мог раздаться и далеко за полночь. Все цифры дед знал назубок и докладывал четко, по-военному – спрашивали очень строго. За безупречную работу был награжден орденом Ленина.

– Мой дед, Степан Митрофанович Накатков, во время Великой Отечественной войны работал главным диспетчером Туркестанского железнодорожного узла. Постоянно контролировал прибытие эшелонов с эвакуированным оборудованием и беженцами. Он руководил отправкой на фронт составов с бойцами, продовольствием и обмундированием. О ходе работы каждый день отчитывался по прямому телефону с Москвой, – рассказывает его внук.

Сам Андрей, понятно, того телефона не видел, дед умер, когда он только родился. Но вот проводку и телефонную розетку застал. Родился Степан Митрофанович в Рязанской волости Касимовского уезда, в деревне Бельково в 1904 году. Рано лишился родителей, жил у тетки. После революции 1917 года с приятелями убежал в Туркестан.

– Помните, как в фильме «Ташкент – город хлебный» им тоже хотелось более сытной жизни, – вспоминает ветеран.

Но до Ташкента они не добрались, остались жить в городе Аулие-Ата (теперешний Тараз), о чем никогда не жалели. Вскоре Степан устроился сначала учеником лудильщика, затем работал самостоятельно. После организации железнодорожного депо начал работать сначала слесарем, потом кочегаром на паровозе, затем помощником машиниста и машинистом.

– В 1930-м году, когда по знаменитому Турксибу открыли сквозное движение, дед привел как машинист из Аулие-Ата в Алма-Ату второй железнодорожный состав, – с гордостью говорит Андрей.

В таразском музее даже есть экспонаты того времени, где рассказывается и о Степане Накаткове. В 1937 году Степана Митрофановича перевели на работу в Алма-Ату. В конце 20-х годов женился на Анне Писаревой, братья которой Павел, Михаил и Иван тоже были машинистами. Сын Степана Митрофановича, Юрий в 1957 году окончил Алма-Атинский железнодорожный техникум, работал машинистом.

– Во время войны мой отец трудился на оборонном заводе на ст. Алма-Ата-1. Затем работал кочегаром, помощником машиниста. В железнодорожном техникуме отец увлекся спортом, ездил в Ростов-на Дону на первенство ДСО «Локомотив» по штанге, занял там призовое место, – вспоминает Андрей.


В те времена туда ходил трамвай, причем по той же линии, которая сегодня соединяет Алматы-1 и Алматы-2. Было тяжело, уставал сильно.

Однажды заснул прямо на сиденье, никто не разбудил, так и уехал подросток снова на конечную остановку, от которой до дома добираться несколько километров. В то время было не просто голодно, в городе свирепствовал тиф. Юрий подхватил заразу, лечился в госпитале, который размещался в здании гимназии.

Свое железнодорожное дело любил всю жизнь!

В любом фильме с паровозами, на вопрос сына, какой это паровоз, он моментально определял его марку, никогда не ошибаясь.

И с ним не случился такой казус как со знаменитым режиссером Михаилом Роммом. На показе его известного фильма «Ленин в октябре» в зале вдруг раздался смех. Железнодорожники дотошно разбирались в деталях, и конечно, не могли пропустить то, что вождь садится в паровоз, а на следующих кадрах его показывают уже в кабине, но они поняли, что паровоз был уже другой марки. Железнодорожников не проведешь!

А еще дед был прекрасным рассказчиком. Всем смешно, вокруг все вповалку, за животы держались от смеха, а он оставался серьезным. Артистические способности передались по наследству. Сын снимался в эпизодах фильма «Девушкаджигит».

Андрей стал известным журналистом, актером, режиссером кино, и уже его сын, правнук Степана Митрофановича окончил мастерскую Меньшова и Алентовой во ВГИКе.

В юбилейный 75-летний День Победы все члены большой династии Накатковых вспоминали своих родных, которые достойно прожили сложные годы, выстояли и победили!  

Новости
29.10.2025
Представители правительства США посетили локомотивосборочный завод в Астане
Новости
29.10.2025
Глава КТЖ наградил футбольную команду – победителя Международного корпоративного кубка
Новости
29.10.2025
Мультимодальный маршрут связал Пекин и Алматы
Спорт
29.10.2025
Забег среди железнодорожников прошёл в Кокшетау
Спорт
29.10.2025
Турнир по настольному теннису среди железнодорожников прошёл на станции Акадыр
Спорт
29.10.2025
Турнир по дартсу провели ко Дню Республики в Уральске
Новости
28.10.2025
Семинар по искусственному интеллекту прошёл в КТЖ
Инфраструктура
28.10.2025
Более 11 тысяч километров железнодорожных линий обновят до 2029 года
Регионы
28.10.2025
Отдел первой линии поддержки проводил на пенсию ведущего инженера Флюру Колузаеву
Регионы
28.10.2025
Историю профсоюза железнодорожников собрали в одном фотоальбоме в Усть-Каменогорске
Новости
28.10.2025
Внутренние тренеры КТЖ прошли тренинг по применению ИИ в работе
Регионы
28.10.2025
Железнодорожный подъездной путь к аэропорту «Сары-Арка» построят в Караганде
Пассажирские перевозки
27.10.2025
Прямое железнодорожное сообщение возобновили между Алматы и Москвой
Новости
25.10.2025
В «КТЖ-Грузовые перевозки» наградили работников ко Дню Республики
Регионы
24.10.2025
Условный пожар потушили на станции Оскемен-1
Новости
24.10.2025
Искусственный интеллект в КТЖ — новый уровень управления железной дорогой
Регионы
24.10.2025
Работники локомотивного хозяйства приступили к обучению в рамках Корпоративной программы развития
Регионы
24.10.2025
Алматинское отделение магистральной сети завершает подготовку к зиме
Новости
24.10.2025
Около 60 студентов колледжа побывали на экскурсии в Центральном музее КТЖ
Новости / Архив
24.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №88-89 от 24 октября 2025 года