Семиреченской железной дороге исполнилось 97 лет

Жанна Иссингарина
8 августа исполнилось 97 лет с момента открытия Семиреченской железной дороги - Арысь-Пишпек (часть будущего Турксиба), передает Rail-news.kz.
После строительства Оренбург-Ташкентской железной дороги получила распространение идея постройки железной дороги, соединяющей Туркестан еще и с Сибирью, что диктовалась растущими потребностями русской хлопчатобумажной промышленности в хлопке из Туркестана, а Средней Азии - в хлебе из Сибири. Заинтересованы были в этом также и зажиточное семиреченское казачество и торговцы, которые искали рынки сбыта для своей продукции.
В апреле 1912 года Второй Департамент Государственного Совета России одобрил решение о сооружении дороги Арысь - Пишпек на частные средства с государственной гарантией.
[caption id="attachment_6666" align="aligncenter" width="744"] 28 августа 1925 года переименовали станцию Перовск Ташкентской дороги в станцию Кзыл-Орда[/caption]
Строительство началось 15 июля 1914 года от станции Арысь, и к сентябрю следующего года линия дошла до Чимкента, на ней и было открыто временное движение. К январю 1916 года укладка пути была доведена до станции Манкент, а к августу - до разъезда № 9. Средний темп укладки в этот период доходил до 4,5 километров в месяц, или 150 метров в сутки.
Строительство продолжилось и в период установления советской власти в Аулие-Атинском уезде. Правительство РСФСР направляло на стройку рельсы и другие материалы, было мобилизовано порядка 500 рабочих для участия в строительстве.
Все это позволило 28 ноября 1920 года довести линию до станции Аулие-Ата и открыть по ней временное движение. Постановлением Совета Труда и Обороны продолжение пути до Пишпека было включено в программу важнейших строек 1921 года. Был образован Совет по постройке Семиреченской железной дороги под председательством Ф. Дзержинского.
Весной и летом здесь трудились 2300 рабочих, значительную часть из которых составили казахи и киргизы. В неимоверно трудных климатических условиях, с примитивным строительным инвентарем, без необходимого профессионального опыта в железнодорожном строительстве они выполнили основную часть намеченных работ к концу июля 1924 года.
Одновременно шла постройка депо в Аулие-Ате, а также станций, подъездных путей, жилых домов вдоль всей линии дороги.
8 августа укладка рельсов прошла до Пишпека, и состоялось торжественное открытие нового пути. Магистраль длиною 166,5 километра была построена за семь месяцев 1924 года и с воодушевлением встречена населением края.
Сооружение Семиреченской железной дороги приблизило значительную часть Казахстана и Киргизии к экономическим центрам страны и открыло возможности для развития производительных сил, вызвало к жизни новые отрасли промышленности, содействовало росту сельского хозяйства. Ввоз же семиреченского хлеба в Среднюю Азию позволил высвободить под хлопчатник часть посевных площадей, которые в 1925 году увеличились по сравнению с 1924 годом на 38%. Резко снизились цены на хлеб, и улучшилось материальное положение хлопкоробов. В несколько раз выросло население Чимкента, Аулие-Аты и других городов.
Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО