Исторический вагон времен Николая II хранится на станции Павлодар
На территории технической библиотеки станции Павлодар вот уже на протяжении многих лет находится исторический вагон 1913 года. Железнодорожный транспорт был специально построен для Николая II на Петровском вагоностроительном заводе. Главной достопримечательностью города он стал благодаря усилиям почетного жителя Павлодарского Прииртышья и генералу железной дороги Казахстана Аби Саркыншакова.
Бронированный шестиосный салон-вагон – один из немногих сохранившихся образцов вагонов типа «Полонсо». Его особенность – в металлических пластинах, которые закрывали нижнюю часть кузова от пола до окон. При обстреле пассажирам нужно было только лечь на пол для того, чтобы укрыться от пуль. Кроме этого, установлены шесть пар колес (у обычных их четыре.
– Прим. авт.) и свинцовые пластины весом 32 тонны, которые не дают перевернуться вагону. Например, при сходе с рельсов. Окна вагона тоже были перекрыты 10-милиметровыми стальными листами. Стоит отметить, что автором этой системы стал французский инженер по фамилии Полонсо.
В вагоне есть рабочий кабинет с большим столом, спальня, столовая, пищеблок и ванная комната. Как гласит история, эти вагоны были специально построены для императора Николая II и его семьи.
По некоторым источникам, в одном из них он подписал отречение от престола. После окончания Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт передали министру путей сообщения СССР. После его привезли на Целинную железную дорогу. С 1977 года вагон стал вторым домом для начальника Павлодарского отделения железной дороги Аби Саркыншакова.
Почетный железнодорожник берег его как зеницу ока. В 1987 году вагон хотели забрать в Москву, но Аби Саркыншаков добился того, чтобы ценный раритет остался на павлодарской земле. Конечно, за эти годы ему поступало немало заманчивых предложений, но он был непреклонен.
Сегодня исторический вагон находится на территории технической библиотеки станции Павлодар.