Павлодарское отделение ГП: как все начиналось

Регионы
12.08.2020, 10:00
Айдана Ертай

В прошлом году Павлодарскому отделению дороги (ныне отделению ГП) исполнилось 95 лет. Его уникальная история начинается с 1924 года. За эти годы филиал достиг больших результатов. Сегодня это связующее звено в индустриальном центре на востоке Казахстана с общей протяженностью путей 1169 километров. 

В далеком 1924 году постановлением Совнаркома, который подписал Владимир Ленин, открылась железная дорога, пролегавшая от станции Павлодар до Славгорода.

Путь протяженностью 137 километров проходил через станцию Кулунда. В Павлодаре было построено здание паровозного депо без подсобных цехов и служебных помещений. Оно использовалось для осмотра и экипировки паровозов, приписанных к депо Купино. Станция Павлодар входила в состав Славгородского отделения Омской железной дороги.

В это же время пришел первый самый маломощный паровоз серии «ОВ» и привел в город первый железнодорожный состав из нескольких двухосных вагонов с общим грузом 500 тонн.

Позже к новой линии примкнули две железнодорожные ветки, одна для вывоза соли, добываемой в Коряковском озере, а вторая связывалась с Таволжан ским солепромыслом. Кроме этого для нужд Кузнецка пошел дополнительный груз – огнеупорная глина с Майского рудника, которая с барж грузилась в железнодорожные вагоны.

В связи с резким ростом потока грузов появилась необходимость открыть в Павлодаре паровозное депо с постоянным местом жительства паровозных бригад, так как участок Славгород – Павлодар в то время обслуживался только паровозами и паровозными бригадами депо Купино Омской железной дороги. В июне 1931 года началась эксплуатация Павлодарского паровозного депо. Из Купино в депо Павлодар было передано семь паровозов серии «ОВ».

В годы первых пятилеток началось строительство железнодорожной ветки Карталы – Павлодар. С ее вводом основная продукция Центрального Казахстана – уголь и медь – кратчайшим путем доставлялась в районы Магнитогорска, Западный Казахстан и Среднюю Волгу. Продолжение этой линии до Павлодара открыло Кузбассу дополнительную связь с Уралом и помогло разгрузить основную сибирскую магистраль.

Далее продолжилось строительство железной дороги Павлодар – Акмолинск с сооружением железнодорожного моста через Иртыш в Павлодаре. Строительные работы стартовали в 1949 году. Железнодорожное полотно строители довели до Экибастуза. Это решение позволило транспортировать уголь не только в Павлодарский регион, но и в Семипалатинскую, Восточно-Казахстанскую области. 30 марта 1950-го строительство железнодорожного моста завершилось, по нему прошел первый поезд в составе девяти платформ, груженых шпалами. В марте 1954 года на станцию Павлодар начали прибывать эшелоны с первоцелинниками. Это посланцы Ставрополя, Ярославской, Ленинградской, Тамбовской и Московской областей.

Постановлением Совмина СССР №115 от 22 января 1954 года и приказом МПС СССР №40 от 19 февраля 1954 года образовано Павлодарское отделение дороги Казахской (Карагандинской) железной дороги. Отделение располагало тремя участковыми станциями – Павлодар, Экибастуз и Ерментау.

Сегодня Павлодарское отделение ГП по объему выполняемой работы относится к первой категории. Основную долю составляет погрузка. Филиал отгружает более 30% всех грузов по АО «НК «ҚТЖ», здесь присутствуют практически все номенклатуры грузов – от каменного угля до продуктов перемола. 6 мая 2016 года со станции Екибастуз отправлена трехмиллиардная тонна угля. Екибастузский уголь поставляется десяткам регионов Казахстана и трем России. Сейчас в Павлодарском филиале ГП работает более 4000 человек. 

Новости
24.08.2024
Крупную партию автомобилей доставили по железной дороге из Китая в Казахстан
Новости
23.08.2024
Казахстанским грузоотправителям представили возможности маршрута Баку — Тбилиси — Карс
Новости
23.08.2024
Более 32 тысяч людей воспользовались услугами специалистов медпоезда «Саламатты Қазақстан»
Регионы
23.08.2024
Представители Казпрофтранс и Роспрофжел приняли участие в «Веселых стартах» в Павлодаре
Регионы
23.08.2024
О запасах угля в Алматинском регионе рассказали в отделении грузовых перевозок
Регионы
23.08.2024
Условную течь серной кислоты ликвидировали на станции Оскемен-1
Новости / Архив
23.08.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №72 от 23 августа 2024 года
Новости
22.08.2024
Подъездные пути к отопительному сезону полностью готовы - Гани Есенбаев
Новости
22.08.2024
Около 20 детей акмолинских железнодорожников побывали с трехдневной экскурсией в Астане
Регионы
22.08.2024
Железнодорожная ветка Аркалык – Шыбаркуль отмечает юбилей
Новости
22.08.2024
КТЖ выявило хищения дизтоплива в локомотивных депо
Грузовые перевозки
22.08.2024
О подготовке к будущему отопительному сезону рассказали в КТЖ
Новости
21.08.2024
В частной кассе продавали билеты на поезда по завышенной в 2 раза цене
Регионы
21.08.2024
О работе отдела пути рассказали в Алматинском отделении магистральной сети
Новости
21.08.2024
В Минтранспорта рассказали о развитии морских портов Актау и Курык
Грузовые перевозки
21.08.2024
Рост на 50% импортного грузопотока отметили в Минтранспорта
Новости
21.08.2024
Работники АО «Кедентранссервис» приняли участие в экологической акции «Сдай батарейку - спаси ёжика»
Грузовые перевозки
21.08.2024
Современные маневровые тепловозы пополнили парк КТЖ
Грузовые перевозки
20.08.2024
Железнодорожным транспортом перевезено 17 млн тонн угля в Казахстане - Карабаев
КТЖ в лицах
20.08.2024
Почетный железнодорожник Михаил Надточий отмечает 90-летие