Павлодарское отделение ГП: как все начиналось

Регионы
12.08.2020, 10:00
Айдана Ертай

В прошлом году Павлодарскому отделению дороги (ныне отделению ГП) исполнилось 95 лет. Его уникальная история начинается с 1924 года. За эти годы филиал достиг больших результатов. Сегодня это связующее звено в индустриальном центре на востоке Казахстана с общей протяженностью путей 1169 километров. 

В далеком 1924 году постановлением Совнаркома, который подписал Владимир Ленин, открылась железная дорога, пролегавшая от станции Павлодар до Славгорода.

Путь протяженностью 137 километров проходил через станцию Кулунда. В Павлодаре было построено здание паровозного депо без подсобных цехов и служебных помещений. Оно использовалось для осмотра и экипировки паровозов, приписанных к депо Купино. Станция Павлодар входила в состав Славгородского отделения Омской железной дороги.

В это же время пришел первый самый маломощный паровоз серии «ОВ» и привел в город первый железнодорожный состав из нескольких двухосных вагонов с общим грузом 500 тонн.

Позже к новой линии примкнули две железнодорожные ветки, одна для вывоза соли, добываемой в Коряковском озере, а вторая связывалась с Таволжан ским солепромыслом. Кроме этого для нужд Кузнецка пошел дополнительный груз – огнеупорная глина с Майского рудника, которая с барж грузилась в железнодорожные вагоны.

В связи с резким ростом потока грузов появилась необходимость открыть в Павлодаре паровозное депо с постоянным местом жительства паровозных бригад, так как участок Славгород – Павлодар в то время обслуживался только паровозами и паровозными бригадами депо Купино Омской железной дороги. В июне 1931 года началась эксплуатация Павлодарского паровозного депо. Из Купино в депо Павлодар было передано семь паровозов серии «ОВ».

В годы первых пятилеток началось строительство железнодорожной ветки Карталы – Павлодар. С ее вводом основная продукция Центрального Казахстана – уголь и медь – кратчайшим путем доставлялась в районы Магнитогорска, Западный Казахстан и Среднюю Волгу. Продолжение этой линии до Павлодара открыло Кузбассу дополнительную связь с Уралом и помогло разгрузить основную сибирскую магистраль.

Далее продолжилось строительство железной дороги Павлодар – Акмолинск с сооружением железнодорожного моста через Иртыш в Павлодаре. Строительные работы стартовали в 1949 году. Железнодорожное полотно строители довели до Экибастуза. Это решение позволило транспортировать уголь не только в Павлодарский регион, но и в Семипалатинскую, Восточно-Казахстанскую области. 30 марта 1950-го строительство железнодорожного моста завершилось, по нему прошел первый поезд в составе девяти платформ, груженых шпалами. В марте 1954 года на станцию Павлодар начали прибывать эшелоны с первоцелинниками. Это посланцы Ставрополя, Ярославской, Ленинградской, Тамбовской и Московской областей.

Постановлением Совмина СССР №115 от 22 января 1954 года и приказом МПС СССР №40 от 19 февраля 1954 года образовано Павлодарское отделение дороги Казахской (Карагандинской) железной дороги. Отделение располагало тремя участковыми станциями – Павлодар, Экибастуз и Ерментау.

Сегодня Павлодарское отделение ГП по объему выполняемой работы относится к первой категории. Основную долю составляет погрузка. Филиал отгружает более 30% всех грузов по АО «НК «ҚТЖ», здесь присутствуют практически все номенклатуры грузов – от каменного угля до продуктов перемола. 6 мая 2016 года со станции Екибастуз отправлена трехмиллиардная тонна угля. Екибастузский уголь поставляется десяткам регионов Казахстана и трем России. Сейчас в Павлодарском филиале ГП работает более 4000 человек. 

Регионы
15.08.2025
Железнодорожники провели интеллектуальное состязание к 180-летию Абая в Усть-Каменогорске
Новости
15.08.2025
Члены согласительных комиссий ж/д предприятий прошли обучение по переговорам в трудовых спорах
Новости
15.08.2025
Соревнования профессионального мастерства среди железнодорожников прошли на приграничных станциях
Интервью
15.08.2025
От ремонта тысяч километров путей до внедрения ИИ: стратегические направления работы Дирекции магистральной сети
Новости / Архив
15.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №65 от 15 августа 2025 года
Новости
14.08.2025
Казахстан и Китай обсуждают строительство зернового хаба в Чэнду
Новости
14.08.2025
Транспортные полицейские отработали навыки расследования происшествий на железной дороге
Новости
14.08.2025
Казахстан намерен отправить на экспорт около 13 млн тонн зерна
Регионы
14.08.2025
Более 220 детей павлодарских железнодорожников отдохнули в летних лагерях
Новости
14.08.2025
АО «Кедентранссервис» и Хэфэй обсудили развитие совместных логистических проектов
Спорт
13.08.2025
Победителей Х Спартакиады «Самрук-Қазына» поздравили в КТЖ
Инфраструктура
13.08.2025
Теміржол жөндеу перевыполнило план капитального ремонта путей за 7 месяцев
Регионы
13.08.2025
О работе энергохозяйства рассказали в Алматинской дистанции электроснабжения
Новости
13.08.2025
Таиланд, Мьянма, Алжир проявляют интерес к казахстанскому зерну
Регионы
12.08.2025
Защитинская дистанция сигнализации: профсоюз и руководство укрепляют охрану труда
Интервью
12.08.2025
Цифровая трансформация АО «KTZ Express»: объединение сервисов и упрощение работы с клиентами
Новости
12.08.2025
Liebherr поставила первую партию систем кондиционирования для вагонов Stadler в Казахстан
Регионы
12.08.2025
Четыре железнодорожных вокзала модернизируют в ЗКО
Новости
12.08.2025
Новый рекорд по передаче экспортных грузов в Китай установлен на станции Достык
Новости / Архив
12.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №64 от 12 августа 2025 года