Казпрофтранс отмечает 30-летний юбилей: надежность, проверенная временем
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
В этом году Казахстанский отраслевой профсоюз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта отмечает 30-летний юбилей. За этот период он прошел непростой путь и вырос в крупную, авторитетную организацию, объединяющую более 100 тысяч работников одной из самых стратегически важных отраслей экономики. Для железнодорожников Казпрофтранс всегда был и остается надежной опорой. Праздничная дата – еще один повод вспомнить славные вехи истории отраслевого профсоюза.
БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО
Летопись ОО «Казпрофтранс» уходит корнями в 90-е годы прошлого века. После развала СССР процессы трансформирования затронули все стороны социально-экономической жизни граждан новых независимых государств. Коснулись они и главной артерии нашей страны – железнодорожного транспорта. Развал единого народнохозяйственного комплекса привел к остановке тысяч производств и, как следствие, к резкому снижению перевозок.
На совершенно пустом нормативном поле оказалось и профдвижение: прежние законы утратили свою силу, а новые еще не были приняты. При этом предпринимались самые разнообразные методы раскола и ослабления влияния профсоюзов. Назревавшая острая обстановка стимулировала процесс поиска иной профсоюзной концепции. Чтобы защитить права работников и сохранить потенциал стальной магистрали, руководители Дорпрофсожа Алма-Атинской, Целинной и Западно-Казахстанской железных дорог – Борис Шубин, Иван Лашин и Сермухамбет Есекеев – приняли стратегически верное решение о создании единого профсоюза железнодорожной отрасли Казахстана.
26 марта 1992 года в Алма-Ате был созван первый учредительный съезд Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, в котором приняли участие более 120 делегатов от трех железных дорог нашей республики, а также первый министр транспорта и коммуникаций РК Нигматжан Исингарин. Именно с этой датой связано образование общественного объединения «Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей Республики Казахстан». В его состав вошли Дорпрофсожи, Райпрофсожи и первичные профсоюзные организации предприятий, непосредственно подчинявшихся отделениям дорог, а также строительных трестов «Желдорстрой» и «Казтрансстрой». Председателем единого отраслевого профсоюза избрали руководителя профсоюза Алма-Атинской железной дороги Бориса Шубина. Его заместителями стали Иван Лашин и Амангельды Байжуманов.
Решениями первого учредительного съезда был принят устав и ряд других нормативных документов, которыми Казпрофтранс руководствуется в работе по сей день – вносятся изменения, дополнения, но основа остается той же.
С первых дней своей деятельности для решения жизненно важных вопросов людей труда профсоюз настойчиво добивался конструктивного диалога с органами исполнительной власти и работодателями, что позволяло в немалой степени ослаблять удары, наносимые экономическими реформами.
ГАРАНТИИ СТАБИЛЬНОСТИ
В кризисные 90-е годы отраслевому профсоюзу предстояло сформировать новую систему социального партнерства и установить единый стандарт гарантий для тружеников магистрали. 26 февраля 1993 года благодаря совместной кропотливой работе подписано первое Отраслевое тарифное соглашение между Правительством РК, управлениями Алма-Атинской, Западно-Казахстанской, Целинной железных дорог и Профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей. Оно действовало до 1 января 1994 года и включало жизненно важные для работников вопросы, касающиеся условий труда и отдыха, занятости, предоставления социальных гарантий и льгот.
Дальновидность принятого руководством Дорпрофсожей решения о создании центрального органа профсоюза железнодорожников доказана временем. За 30 лет стальная магистральКазахстана претерпела ряд ключевых преобразований, менялись структура, названия, но независимый профсоюз на каждом этапе продолжал отстаивать интересы тысяч тружеников отрасли.
Так, в Отраслевом тарифном соглашении на 1997 год было отмечено, что в случае изменения органов управления или реорганизации предприятия оно останется в силе, то есть сохранятся льготы для работников, будет обеспечена своевременная выплата заработной платы и решены все предусмотренные в документе вопросы. Это решение профактива вновь оказалось выверенным и единственно верным в складывающихся обстоятельствах – в том же году на базе трех железных дорог было создано республиканское государственное предприятие «Қазақстан темiр жолы» (РГП «ҚТЖ»).
Кроме того, Правительством РК было принято решение о реструктуризации железнодорожного транспорта и пере- даче местным исполнительным органам власти всех объектов социальной сферы (школы, больницы, дома культуры, спортивные комплексы и т. д.). На тот момент железная дорога содержала около шести тысяч социальных объектов, в том числе системы торгово-бытового, жилищно-коммунального обслуживания, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.
В конце переломного для стальной магистрали 1997 года профсоюз добился заключения Отраслевого тарифного соглашения на двухлетний срок. Ранее он ограничивался одним годом.
В 1998-1999 годы в связи с переносом столицы центральный совет профсоюза был передислоцирован из Алматы в Астану. В условиях продолжающейся реструктуризации было сохранено единство трудовых коллективов. Заключены коллективные договоры во всех дочерних предприятиях, создана комиссия по рассмотрению вопроса установления повышающих коэффициентов к тарифным ставкам и должностным окладам работникам, занятым на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, на которых ранее распространялось льготное пенсионное обеспечение.
В 2000 году впервые в соглашение включено медицинское обслуживание железнодорожников в соответствии с оформленными страховыми медицинскими полюсами.
Стоит отметить, что каждое следующее соглашение всегда совершеннее предыдущего: профсоюз прикладывает все усилия для того, чтобы отстоять существующие льготы и предусмотреть новые социальные блага для работников. С 2003 года сроки действия документа увеличились до трех лет.
В сентябре 2000 года в связи с изменением структуры принято решение о переименовании Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей РК в общественное объединение «Профессиональный союз железнодорожников Республики Казахстан». В 2014 году он переименован в ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз железнодорожников», а к концу того же года вновь сменил название – на общественное объединение «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта». В состав Казпрофтранса вошли профсоюзы предприятий всех видов транспорта. Таким он остается по сей день, отстаивая права свыше 100 тысяч человек, в том числе 97% от общей численности коллектива АО «НК «ҚТЖ».
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
В течение 30 лет менялись не только структура и количественный состав Казпрофтранса, но и профсоюзные лидеры. Активные, мудрые, преданные выбранному делу, каждый из них внес вклад в историю развития отраслевого профсоюза и заслуживает отдельного внимания.
Первый председатель объединенного Профсоюза железнодорожников Борис Шубин на стальной магистрали прошел путь от дежурного поста станции Семипалатинск до заместителя начальника Алма-Атинского отделения дороги, а с 1980 года трудился на профсоюзном поприще. В 1987 году избран председателем Алма-Атинского Дорпрофсожа, с 1992-го по 2010 год возглавлял профсоюз отрасли. Под его мудрым руководством профсоюз укрепил связь с трудящимися, выстроил грамотный диалог с работодателем, добился множества льгот и гарантий для железнодорожников. Заслуги Бориса Егоровича отмечены рядом высоких наград, включая знак «Почетный железнодорожник».
Достойный путь в отрасли прошли и его заместители – Иван Лашин, Амангельды Байжуманов и Оразгали Ахметбаев.
После выхода Бориса Шубина на заслуженный отдых в 2010 году коллеги единогласно выбрали на должность нового председателя Оразгали Ахметбаева. И вот уже более 10 лет он оправдывает их доверие, успешно справляясь с этими обязанностями.
За вклад в работу Оразгали Ахметбаев награжден орденом «Құрмет», высшей отраслевой наградой – знаком «Почетный железнодорожник», многочисленными грамотами и медалями.
Особые организаторские способности в сочетании с лучшими человеческими качествами проявились и когда в 2014 году под крыло отраслевого профсоюза попали новые локальные организации – профсоюзы работников водной, воздушной и автомобильной отрасли. Во многих из них профсоюз существовал только формально, в других были проблемы с соблюдением обязательств. В короткие сроки Оразгали Тулепбекович вместе со своей командой помогли создать профсоюзы в некоторых автобусных парках столицы, составить отраслевое соглашение АО «ҚазАвтоЖол», такую же работу провели с аэропортами.
На всех этапах развития стальной магистрали независимого Казахстана и реструктуризации отрасли профсоюз под руководством своих признанных лидеров не допускал трудовых конфликтов и прекращения работы. Все вопросы решались за столом переговоров не с позиции силы, а уважительного отношения к стороне диалога. Всегда во главу угла ставились реальные возможности и создание нормального психологического климата в трудовых коллективах.
Благодаря профессионализму, ответственному труду и неравнодушию свои имена в историю отраслевого профсоюза и железнодорожного транспорта вписали ветераны, руководители и специалисты Профсоюза Амангельды Байжуманов, Амангельды Исин, Адилькерим Байшапанов, Галина Саятова, Людмила Закина, Виктор Пак, Виктор Степанцов, Кенжехан Усимбеков, Балтасапар Ибрагимов, Казбек Рахметов, Кенесбай Абенов, Талгатбек Спанов, Жупарбек Сабитов, Жуман Саменов и многие другие профсоюзные лидеры и активисты.
ПРИНЦИПЫ ОСТАЮТСЯ НЕИЗМЕННЫМИ
За прошедшие десятилетия Казпрофтранс прошел непростой путь и вырос в крупную, авторитетную организацию, объединяющую более 100 тысяч работ- ников и ветеранов железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта. Он является одним из учредителей Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников, Федерации профсоюзов Республики Казахстан, а также членской организацией Международной федерации транспортников.
Сегодня структура Казпрофтранс включает в себя 13 филиалов, 17 локальных профсоюзов, 315 первичных профсоюзных организаций, а также четыре представителя Центрального совета Профсоюза по Атыраускому, Мангистаускому и Семейскому регионам и Защитинскому узлу.
Идут годы, но неизменными остаются главные принципы и направления работы отраслевого профсоюза – защита трудовых прав и социально-экономических интересов работников, ветеранов отрасли, законотворческая деятельность, решение вопросов охраны труда, разрешение трудовых конфликтов, благотворительность, развитие спорта, обучение, молодежная поли- тика, международное сотрудничество и многое другое.
Последовательная реализация обязательств и гарантий, установленных Отраслевым соглашением и Коллективными договорами, позволяет сохранять стабильную работу железнодорожного транспорта. Взаимоотношения профсоюза с руководством АО «НК «Қазақстан темiр жолы», его дочерних организаций и структурных подразделений строятся по принципу равноправного социального партнерства.
30-летие Казпрофтранс отмечает не словами, а конкретными делами. Он максимально продолжит усиливать работу по защите интересов членов Профсоюза. Кроме того, в течение года в разных регионах страны запланированы проведение культурно-массовых, имиджевых и спортивных мероприятий, благотворительных акций, работа с детьми, чествование ветеранов и активистов профсоюза. Венчает юбилейный год итоговое расширенное заседание Центрального совета Профсоюза, которое состоится осенью.
– Немало сделано за минувшие годы, но еще больше предстоит сделать, – говорит Оразгали Ахметбаев. – Надеюсь, что взаимодействие профсоюза и руководства компании продолжит развиваться в позитивном ключе. Ведь на железнодорожников всегда равнялись – на наши условия труда и льготы. Мы должны сделать все возможное, чтобы так было и дальше.