Как железнодорожник стал сапером и спас четырех девушек

Социум
09.05.2019, 12:47

В послевоенное время сапер, приравненный к ветеранам Великой Отечественной войны, Евгений Набоков разминировал более 2500 взрывоопасных единиц.

Евгений Набоков родился в послевоенное время. Сразу после окончания школы устроился работать в Сортировке Карагандинской области помощником машиниста. В 1966 году 18-летнего парня призвали служить в ряды Советской Армии. На протяжении трех лет молодой солдат осваивал азы армейской службы – марш-броски, прыжки с парашютом, занятия по специальной подготовке, зачеты по мерам безопасности при работе со взрывоопасными предметами. Во время войны фашисты оставили на советской земле большое количество складов с артиллерийскими боеприпасами, которые подлежали разминированию. Саперы регулярно выезжали и очищали местность от мин, а потом гремели взрывы.

По словам Евгения Набокова, работать приходилось в различных экстремальных условиях. В 1967 году на его счету было уже обезврежено 2500 взрывоопасных единиц. 

Только саперы знают, что кроется за этой цифрой – сотни исхоженных километров, десятки кубометров выброшенного грунта, мозоли на руках. Непривычного к такой работе человека от усталости валит с ног, но молодые сильные ребята не считаясь ни с чем, работали не покладая рук.

– Однажды из военкомата пришла заявка на подрыв снаряда, – вспоминает он. – В состав группы, высланной на задание, вошел и я. Ехать далеко, на место прибыли к концу дня, а справиться с работой нужно было засветло. Особенно много времени заняла подготовка котлована для заряда, поэтому мы сразу же взялись за лопаты. Приблизительно через час котлован был готов. Снарядов оказалось тысяч пять, но они были мелкими – от самолетных пушек. Решили взорвать их все вместе, укладывали прямо в ящики. Когда все было готово к взрыву, бросились бежать от опасного места (за три с лишним минуты нужно добежать до укрытия). Вдруг лейтенант Федоров остановился, как вкопанный, лицо его побледнело.

Набоков глянул в ту сторону, куда тот смотрел и тоже окаменел. Размахивая лукошками, из лесу шли четверо девчат. Набоков бросился им навстречу, чтобы остановить. Прошло больше минуты, значит, до взрыва осталось примерно полторы. Он их пытался остановить, но девушки продолжали идти. Они не слышали Евгения, и тогда он рванулся вперед. После очередного крика девушки остановились. Они не могли понять, почему незнакомый солдат так быстро бежит к ним. Наконец догадались и бросились к водосточному колодцу. Вот-вот должен был грянуть взрыв. Набоков упал в неглубокую, наполненную водой выемку. Тут же вздрогнула земля. Разорвались целые снаряды и ящики. Рядом с сапером падали комья грязи и изуродованный металл. После того, как отгремели взрывы, перестали падать осколки, он все не поднимался. Спустя некоторое время пришел в себя. В это время  к нему подбежали перепуганные девчата. Несколько месяцев спустя после этого случая Евгений Набоков стал коммунистом и получил медаль «За боевые заслуги».

После службы в армии Дмитрий вернулся в родное депо и 41 год проработал на железной дороге. Сейчас он находится на заслуженном отдыхе. Никто из коллег даже не подозревал, что бок о бок трудится с легендарным сапером. Сам он в силу своей скромности не рассказывал о подвигах, которые когда-то совершил. Сейчас на примере Евгения Набокова учатся молодые железнодорожники, они хотят быть похожими на него как профессионала, патриота и личность.

Новости
05.12.2025
Столичные волонтёры ҚТЖ обеспечили 55 ветеранов углём на зимний период
Регионы
05.12.2025
В Карагандинской области модернизируют 14 объектов железнодорожной инфраструктуры
Грузовые перевозки
05.12.2025
Перевозки через стык «Достык — Алашанькоу» выросли на 6%
Новости
05.12.2025
На линию Курык – Алят в 2026 году выйдут два новых парома
Новости
05.12.2025
Новая компетенция «Управление локомотивом» представлена на чемпионате WorldSkills Kazakhstan
Новости / Архив
05.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №101 от 05 декабря 2025 года
Новости
04.12.2025
Экспортный путь зерна до узбекской границы продемонстрировали журналистам
Новости
04.12.2025
Транзит по ТМТМ из Китая увеличился на 12%
Регионы
04.12.2025
Будни станции Арстансор: малый штат, большой участок ответственности
КТЖ в лицах
04.12.2025
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона
Новости
03.12.2025
Более 1700 раз экстренно тормозили машинисты поездов в этом году
Интервью
03.12.2025
Перевозки, парк и цифровые решения: «Қазтеміртранс» подводит итоги и формирует стратегию развития до 2026 года
Пассажирские перевозки
03.12.2025
Поезд «Астана – Омск» начнет курсировать в декабре
Инфраструктура
03.12.2025
КТЖ перевыполнило план ремонта путей на 2025 год
Новости
02.12.2025
Навигационные пломбы в ЕАЭС начнут применять с февраля 2026 года
Новости
02.12.2025
Программно-аппаратный комплекс установили на автомотрисах Астанинской дистанции электроснабжения
Пассажирские перевозки
02.12.2025
ЕАЭС упростит железнодорожные пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
02.12.2025
Перевозки грузов по сети ҚТЖ выросли до 287,8 млн тонн
Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года