Роль железнодорожников Казахстана в военные годы: история через экспонаты

Социум
09.05.2019, 13:05
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Гордостью Центрального музея железнодорожного транспорта Казахстана является зал, посвященный воинам Великой Отечественной войны и участникам трудового фронта, где горит вечный огонь. Здесь красочно оформлена военно-историческая экспозиция, запечатлевшая хронику военного лихолетья.

На протяжении всего существования сотрудники музея непрерывно поддерживают связь с республиканскими архивами и музеями, у которых были приобретены фотоматериалы, видеофильмы, уникальные документы и другие исторические редкости.

Основатель музея, ветеран Бейсен Шормаков до сих пор работает в этом направлении. О его способностях и одаренности можно много рассказывать. Именно он стоял у истоков становления музейного фонда. Являясь членом Ассоциации музеев города, создал и воплотил в реальность уникальное детище с ярким колоритом, фантазией и творческой мыслью. Здесь собраны уникальные вещи, а поисковая работа является главной составляющей комплектования музейного фонда. В настоящее время его дело продолжает Гульнара Шормакова, которую можно назвать тонкой, творческой личностью.

– Каждый экспонат, фотоальбом, воспоминание ветеранов – яркое повествование хроники военного периода, – говорит Гульнара Шормакова. Хорошо отражена роль железнодорожников Казахстана в военные годы, перед которыми стояла задача бесперебойно снабжать армию всем необходимым, быстро продвигать поезда с войсками, военными и оборонными грузами, обеспечить транспортом предприятия, учреждения, эвакуированные в Казахстан и республики Средней Азии.


Только в Алма-Ате принято и размещено несколько десятков заводов, фабрик и крупных цехов.

Каждый коллектив предприятия железнодорожного транспорта считал своим долгом внести в общенародное дело что-то новое и полезное. По приказу Наркомата путей сообщения, с 24 июня 1941 года был введен воинский график движения поездов. Ничего не меняя в техническом оснащении дороги, было принято решение пропускать через нее гораздо большее количество оборонных грузов. Прежде всего, сократили до минимума количество пассажирских поездов дальнего и пригородного сообщения. Унифицировали размеры грузовых составов, сократили время их прохождения по перегонам и остановки по техническим нуждам, исключили обгон – и поезда пошли сплошным потоком, заполнив до предела магистральные линии.

Все крупные стратегические операции Великой Отечественной войны – под Сталинградом, при прорыве блокады Ленинграда, в битве на Курской дуге, вплоть до взятия Берлина – потребовали подвоза 350-500 тысяч вагонов. Эта огромная работа выпала на долю личного состава колонн паровозов резерва НКПС. И когда над рейхстагом водрузилось Знамя Победы, в Берлин пришли паровозы ОРКП-34, общий пробег которых составил около 2 миллионов 600 тысяч километров. Ими провезено 3 миллиона тонн военных грузов.

Не стерта из памяти первая женщина-казашка – машинист депо Пишпек Забира Жусупова, которая доставляла военные грузы в огневые точки фронта.


Впечатляет стенд, посвященный 28 героям-панфиловцам, в память о славных сыновьях Казахстана на разъезде Дубосекова стоит мемориальный комплекс, где народ увековечил подвиг 28 панфиловцев. В числе воинов-панфиловцев были и железнодорожники с Туркестано-Сибирской железной дороги. Герой Советского Союза Иван Шапшаев, Галел Вильданов, Исмухан Таймасов, Миспах Иманбеков, Мусахан Алимжанов – эти имена вошли в историческое наследие дороги.

Красными буквами в историческую летопись внесены имена участников Великой Отечественной войны и Трудового фронта Алматинского отделения дороги: герой Советского Союза Иван Косенков, Станислав Соколов, Шамиль Шарипов, Мавлиха Курбангалиева, Николай Середенко, Рымбек Турганбаев, Александр Шокарев и многие другие.

Масштабность охвата этого исторического периода, многоплановость и техническая оснащенность военной экспозиции позволяет музею стать уникальным центром пропаганды роли железнодорожного транспорта Казахстана.

Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом