Роль железнодорожников Казахстана в военные годы: история через экспонаты

Социум
09.05.2019, 13:05
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Гордостью Центрального музея железнодорожного транспорта Казахстана является зал, посвященный воинам Великой Отечественной войны и участникам трудового фронта, где горит вечный огонь. Здесь красочно оформлена военно-историческая экспозиция, запечатлевшая хронику военного лихолетья.

На протяжении всего существования сотрудники музея непрерывно поддерживают связь с республиканскими архивами и музеями, у которых были приобретены фотоматериалы, видеофильмы, уникальные документы и другие исторические редкости.

Основатель музея, ветеран Бейсен Шормаков до сих пор работает в этом направлении. О его способностях и одаренности можно много рассказывать. Именно он стоял у истоков становления музейного фонда. Являясь членом Ассоциации музеев города, создал и воплотил в реальность уникальное детище с ярким колоритом, фантазией и творческой мыслью. Здесь собраны уникальные вещи, а поисковая работа является главной составляющей комплектования музейного фонда. В настоящее время его дело продолжает Гульнара Шормакова, которую можно назвать тонкой, творческой личностью.

– Каждый экспонат, фотоальбом, воспоминание ветеранов – яркое повествование хроники военного периода, – говорит Гульнара Шормакова. Хорошо отражена роль железнодорожников Казахстана в военные годы, перед которыми стояла задача бесперебойно снабжать армию всем необходимым, быстро продвигать поезда с войсками, военными и оборонными грузами, обеспечить транспортом предприятия, учреждения, эвакуированные в Казахстан и республики Средней Азии.


Только в Алма-Ате принято и размещено несколько десятков заводов, фабрик и крупных цехов.

Каждый коллектив предприятия железнодорожного транспорта считал своим долгом внести в общенародное дело что-то новое и полезное. По приказу Наркомата путей сообщения, с 24 июня 1941 года был введен воинский график движения поездов. Ничего не меняя в техническом оснащении дороги, было принято решение пропускать через нее гораздо большее количество оборонных грузов. Прежде всего, сократили до минимума количество пассажирских поездов дальнего и пригородного сообщения. Унифицировали размеры грузовых составов, сократили время их прохождения по перегонам и остановки по техническим нуждам, исключили обгон – и поезда пошли сплошным потоком, заполнив до предела магистральные линии.

Все крупные стратегические операции Великой Отечественной войны – под Сталинградом, при прорыве блокады Ленинграда, в битве на Курской дуге, вплоть до взятия Берлина – потребовали подвоза 350-500 тысяч вагонов. Эта огромная работа выпала на долю личного состава колонн паровозов резерва НКПС. И когда над рейхстагом водрузилось Знамя Победы, в Берлин пришли паровозы ОРКП-34, общий пробег которых составил около 2 миллионов 600 тысяч километров. Ими провезено 3 миллиона тонн военных грузов.

Не стерта из памяти первая женщина-казашка – машинист депо Пишпек Забира Жусупова, которая доставляла военные грузы в огневые точки фронта.


Впечатляет стенд, посвященный 28 героям-панфиловцам, в память о славных сыновьях Казахстана на разъезде Дубосекова стоит мемориальный комплекс, где народ увековечил подвиг 28 панфиловцев. В числе воинов-панфиловцев были и железнодорожники с Туркестано-Сибирской железной дороги. Герой Советского Союза Иван Шапшаев, Галел Вильданов, Исмухан Таймасов, Миспах Иманбеков, Мусахан Алимжанов – эти имена вошли в историческое наследие дороги.

Красными буквами в историческую летопись внесены имена участников Великой Отечественной войны и Трудового фронта Алматинского отделения дороги: герой Советского Союза Иван Косенков, Станислав Соколов, Шамиль Шарипов, Мавлиха Курбангалиева, Николай Середенко, Рымбек Турганбаев, Александр Шокарев и многие другие.

Масштабность охвата этого исторического периода, многоплановость и техническая оснащенность военной экспозиции позволяет музею стать уникальным центром пропаганды роли железнодорожного транспорта Казахстана.

Новости
22.02.2025
Провинция Шэньси вложит 2,5 млрд юаней в развитие контейнерных поездов Китай-Европа
Новости
22.02.2025
В 2025 году будут запущены 3 новых казахстанско-китайских терминала
Грузовые перевозки
21.02.2025
Уровень нарушений безопасности движения снижен на 11% в ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки»
Инфраструктура
21.02.2025
Более 200 км железнодорожного пути оздоровят в 2025 году в Павлодарском регионе
Новости
21.02.2025
Huawei начнет развертывание LTE-R на Трансказахстанском железнодорожном коридоре
Новости
21.02.2025
АО «KTZ Express» обратится в Верховный суд
Регионы
21.02.2025
Знание правил безопасности дежурных по переезду проверили в Алматинской дистанции пути
Новости
21.02.2025
Использование навигационных пломб и QR-кодов для грузов обсудили представители ЕЭК и Ирана
Регионы
21.02.2025
К паводковому сезону готовятся в Костанайском регионе
Регионы
21.02.2025
Профилактическую работу по обеспечению безопасности на железной дороге ведут в Карагандинской области
Грузовые перевозки
21.02.2025
Перевозки между Казахстаном и Китаем в январе выросли на 18%
Новости / Архив
21.02.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №13 от 21 февраля 2025 года
Новости
20.02.2025
Бектенов обсудил с предпринимателями проблемы и перспективы развития транспортно-логистической отрасли
Новости
20.02.2025
Руководство КТЖ проводит инспекцию противопаводковых мероприятий в регионах
Регионы
20.02.2025
Опытные железнодорожники из Карагандинской области обучают технический персонал предприятий Южного региона
Регионы
20.02.2025
Планы на 2025 год озвучили в Павлодарском отделении ГП
Новости
20.02.2025
Технику восстановительных поездов обновляют в КТЖ
Регионы
20.02.2025
Нестандартные ситуации обсудили на плановых технических занятиях на станции Илецк
Регионы
20.02.2025
Пожарный поезд задействовали в тушении жилого дома в Актюбинской области
Регионы
20.02.2025
Внеплановые технические занятия провели на станции Жанаарка