Герои рядом: дружба железнодорожников, прошедших Афганистан

Социум
10.05.2019, 09:50

В этом году исполнилось 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана, но эхо этой продолжительной войны слышно до сих пор. Ее участники живут и трудятся среди нас. Работники сортировочной горки станции Нур-Султан Владимир Сибгатуллин и Даурен Утекеев – гордость коллектива и образец мужества. Их характер закалил не только труд на ответственной работе, но и огонь боевых действий.

Дружбе коллег-железнодорожников тоже без малого 30 лет.

– Мы служили в разное время и познакомились уже по возвращении из Афганистана. С 1990 года трудимся бок о бок, отмечаем вместе памятные даты – 15 февраля возлагаем цветы к памятнику воинам-афганцам, в День воздушно-десантных войск посещаем могилы сослуживцев. Мы помним и чтим наших боевых товарищей, которые остались там навсегда, и дорожим дружбой с теми, кто вернулся домой живым, – поделился дежурный сортировочной горки Даурен Утекеев.

Он, как и многие воины-интернационалисты, не любит рассказывать о войне.

– В августе 1987 года мне исполнилось 18 лет, а в ноябре того же года призвали в армию – в пограничные войска. На тот момент я окончил Целиноградский техникум железнодорожного транспорта и планировал пойти по стопам отца-железнодорожника. Но приказ есть приказ, – вспоминает Даурен Утекеев. – Мы до последнего не знали, где будем служить, хотя посещали мысли об Афганистане. Так и вышло. После обучения на вертолетах были доставлены в пункт назначения – на таджикско-афганскую границу. Два года я служил в разведке. Разное повидал. И новость о выводе войск застала там же. Это был очень радостный день для всех нас.

Война накладывает свой отпечаток на всю жизнь, признается воин-интернационалист:

– Независимо от того, где ты находишься – на фронте или в тылу. Меняются взгляды, приходит осознание, что такое мир.

В 1990 году он вернулся на родную станцию Целиноград и устроился регулировщиком скорости движения вагонов. Потом был переведен оператором по сортировочной горке, а с 1991 года по настоящее время работает дежурным сортировочной горки. У Даурена – двое сыновей и дочка, недавно он стал дедушкой двоих внуков. Может, кто-то из них однажды выберет профессию железнодорожника?

Владимир Сибгатуллин – тоже потомственный железнодорожник. Его отец Салик Шакирович всю жизнь посвятил работе в этой отрасли, а дядя Рахим Сибгатул лин был одним из первых выпускников тогда еще Акмолинского техникума железнодорожного транспорта по специальности «эксплуатация железных дорог», учился в группе Д-2.

– По его примеру я тоже выбрал эту специальность. И спустя несколько десятков лет оказался в группе Д-68. Начинал, как и многие, помощником составителя, в разные годы был регулировщиком, дежурным парка формирования, оператором маневровой вышки, а с 1992 года – оператор сортировочной горки.

За годы многолетнего труда Владимир Саликович обучил немало молодых коллег, сегодня он самый опытный работник сортировочной горки, а также единственный в коллективе, кто успел поработать на трех пультах управления – от ГАЦ КГМ до ГАЦГРС-ГТСС.

– Наша работа очень ответственная, напряженная. Она схожа с ездой на автомобиле: нужно быть очень внимательным, контролировать безопасный роспуск вагонов, все выполнять технично, по правилам. Если ты невнимателен на дороге, это может привести к негативным последствиям, то же самое у нас, – говорит он. – Я ни разу не пожалел о выбранной профессии.

В Афганистан Владимир Сибгатуллин попал в 20 лет. Выпускник техникума проходил практику на станции, а по вечерам по направлению военкомата учился на водительских курсах.

– Это был 1982 год, и я знал, что нас готовят для службы в Афганистане. Попал в автомобильные войска, где в составе военной колонны возил грузы по маршруту Термез – Кабул. Главная задача – это доставка стройматериалов, топлива, боеприпасов и многого другого. По 500 километров, через два перевала. Подъем в гору. Скалы и ущелья. Постоянное ожидание обстрела, – вспоминает он. – Сначала страшно… потом привыкаешь. У войны одно лицо. И нет ничего хуже этой беды. Конечно, она закаляет характер, но кто в этой кухне побывал, у него на всю жизнь остается синдром войны. Этого не объяснить словами, это что-то непроходящее, гнетущее где-то в глубине души.

Он признается, что там сумел осознать, насколько хрупкое понятие жизнь. Вместе с Дауреном Утекеевым каждый год он приходит почтить память товарищей.

– Мужчина, прошедший войну, всю жизнь будет помнить эти годы, своих сослуживцев и командиров, – добавляет он. – Память об их подвиге дает силы жить полноценной жизнью – я слежу за здоровьем, занимаюсь спортом, люблю рыбалку, занимаюсь садоводством на своем дачном участке.

Говоря о подвигах товарищей, Даурен и Владимир скромно умалчивают о своих, но и без слов понятно, что они – настоящие герои нашего времени. 

Любовь РОВБА

Новости
03.10.2025
VI Евразийский форум по безопасности и цифровизации на транспорте прошел в Алматы
Новости
03.10.2025
Запуск единой транзитной системы ЕАЭС и цифровизацию перевозок обсудили в Минске
Новости
03.10.2025
Более 500 делегатов из 30 стран приняли участие в VII форуме New Silk Way в Алматы
Новости
03.10.2025
KTZ Express представило Казахстан на CILF 2025
Пассажирские перевозки
03.10.2025
Более 100 казахстанских туристов отправились в путешествие на Keruen express
Новости
03.10.2025
КТЖ и Dynamic Aviation обсудили перспективы сотрудничества в сфере грузовой авиации
Новости / Архив
03.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №81 от 03 октября 2025 года
Новости
02.10.2025
КТЖ и AD Ports Group обсудили перспективы сотрудничества
Социум
02.10.2025
Комфортные условия для работы и отдыха создали для электриков станции Кушмурун
Новости
02.10.2025
Девушку задержали за повреждение поезда в Акмолинской области
КТЖ в лицах
02.10.2025
Единственная женщина-бригадир пути Караганды: история Елены Борисовой
Спорт
02.10.2025
Более 600 железнодорожников приняли участие в корпоративном забеге в Астане
Регионы
02.10.2025
Жемское эксплуатационное локомотивно депо отмечает 120 лет
Новости
02.10.2025
Страны ТМТМ подписали новые соглашения по развитию коридора
Регионы
02.10.2025
Учения по тушению условного пожара прошли на станции Есиль
Новости
01.10.2025
Месячник безопасности движения проходит в Акмолинском отделении ГП
Новости
01.10.2025
Более 1 500 школьников и студентов прошли лекции о безопасности вблизи железной дороги
Новости
01.10.2025
Почетный железнодорожник Калтай Самбетов поздравил железнодорожников с 35-летием станции Достык
Социум
01.10.2025
Спортивный комплекс для железнодорожников открыт на станции Бершугир
Новости
01.10.2025
Обучение экологов филиалов ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» прошло в Алматы