Воспоминания железнодорожников-участников войны в Афганистане

Социум
10.05.2019, 10:28

Газоэлектросварщик стройгруппы Павлодарского отделения ГП Владимир Захарюта и помощник машиниста Павлодарского эксплуатационного депо Евгений Дудко – участники войны в Афганистане. Мужчины поделились своими воспоминаниями о тех тяжелых временах.

НАМ НЕ БЫЛО И ДВАДЦАТИ…

Владимир Захарюта начал нести боевую вахту в этой стране с 19 лет. Правда, в Афганистане он пробыл полгода, но это время навсегда и неизгладимо врезалось в память мужчины. Владимира и его товарищей из Ташкента самолетом доставили в Кабул, а дальше перекинули в город Баграм, находящийся в 60 километрах к северо-западу от Кабула в афганской провинции Парван.

– В 1985 году ушел в армию. Долг Родине отдавал в Украине. Весной 1986 года нас известили о том, что отправят в Афганистан. Мне тогда было неполных 19 лет, – рассказывает Владимир Юрьевич. – Помню ужасную жару, страх перед неизвестностью. В то же время впечатлили горы тех мест. Сначала прошли краткосрочную учебу в зенитно-ракетном комплексе «Оса», потом несли боевое дежурство. Мы не участвовали в боевых действиях. Через полгода по приказу Михаила Горбачева состоялся вывод советских войск из Афганистана.

Владимир Захарюта продолжил армейскую службу в Узбекистане заместителем начальника расчета в звании младшего сержанта, после демобилизовался. С 2001 года начал работать в Павлодарском отделении ГП и с тех пор тесно связан с железнодорожной отраслью. О чем не сожалел ни дня.

– Меня с юности тянуло на флот, но не получилось. Зато некоторое время трудился на Павлодарском судоремонтном заводе. Сейчас с нетерпением жду заслуженного отдыха, – говорит он. – Будни на стальной магистрали проходят быстро, но интересно. В предприятии не забывают о нас, поздравляют. В этом году исполнилось 30 лет со дня окончания вывода советских войск из Афганистана.

Наш собеседник – член общественного объединения «Союз ветеранов и инвалидов Афганской войны и локальных войн» Павлодарской области. Сегодня организация проводит большую работу по военнопатриотическому воспитанию молодого поколения – организовывают лекции и уроки мужества в школах города.

– Родину нужно защищать, но этот конфликт носил политический характер, нужен был тем, кто сидел у власти. Столько молодых ребят погибло! Поэтому сегодня надо учить подрастающее поколение правильным понятиям о жизни, любви к Родине, патриотизму, – резюмирует Владимир Юрьевич.

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ...

Евгению Дудко тоже было 19 лет, когда его отправили в город Кундуз, расположенный на севере Афганистана. В 1980 году он окончил городское профессиональное техническое училище но специальности «помощник машиниста». Некоторое время работал на железной дороге, потом призвали служить в армию. На афганскую землю Евгений ступил в декабре 1981-го. До этого молодые солдаты прошли обучение в одном из южных городов Советского союза Кушка.

– Три месяца учились на минометчиков. Нам сразу сказали, что готовят для Афганистана, – рассказывает мужчина. – Люди там жили очень бедно, ходили в галошах в холодный сезон. Поразило то, что они вспахивали землю деревянной сохой на быках. Такое мы видели только в учебниках по истории. В первый день выезда из гарнизона наша колонна попала под обстрел – нас уже «ждали». После боя сообщили, что 32 моджахеда погибли и еще 28 ранены. Наш второй батальон практически каждый день выезжал на боевые операции. Там я пробыл с 1981 по 1983 год. 4 января 1984 года отправили домой.

Евгений Дудко считает, что защищать Родину от захватчиков нужно всегда, но лучше, когда все страны и нации живут в мире и согласии. Последствия войны очень трудно принять и пережить. В то время бойцы не задавались вопросом, правильно это или нет, да и никто не спрашивал у них, они были уверены, что выполняли свой долг перед родной страной.

– В первом бою погиб водитель. Смерть видели каждый день. Всегда обстреливали и обстреливались. Кого-то ранили, на глазах подрывались ребята, – вспоминает те страшные дни Евгений Дудко. – Но о тех молодых, храбрых парнях надо помнить. Они – яркий пример мужества. Сегодня испытываю смешанные чувства. Мы защищали Родину, нам сказали, дескать, если не мы, то американские войска захватят южные границы. Но лучше было бы, если бы та война и не начиналась вовсе.

После Афганистана Евгений Дудко вернулся в родной город Павлодар и продолжил трудиться помощником машиниста в эксплуатационном депо. Признается, что всегда тянулся к технике. Сейчас он находится на отраслевом пособии по достижению возраста. Все свое свободное время посвящает воспитанию троих любимых внуков. 

Новости
03.07.2024
Итоги акции «Марафон зеленых дел» подвели в КТЖ
Новости
03.07.2024
Роль ШОС, сотрудничество Китая и Казахстана, «Один пояс, один путь»: посол КНР в РК дал большое интервью
Грузовые перевозки
03.07.2024
Посол КНР: Объем торговли между Казахстаном и Китаем достиг 17,6 млрд долларов
Грузовые перевозки
03.07.2024
За полгода перевозки в направлении КНР увеличились на 12,5%
Новости
02.07.2024
Более 40 документов подписали в рамках Казахстанско-Китайского делового совета
Инфраструктура
02.07.2024
Грузовые вагоны произвели в Атырау
Новости
02.07.2024
Успехи инициативы «Один пояс, один путь» отметил председатель правления «Самрук-Қазына» на Казахстанско-Китайском Деловом Совете
Грузовые перевозки
02.07.2024
Около пяти тысяч грузовых поездов прошло через Казахстан в Китай - посол КНР
Новости
02.07.2024
Марат Карабаев встретился с министром транспорта КНР в Астане
Грузовые перевозки
02.07.2024
Объем грузоперевозок по железной дороге между Казахстаном и Китаем продолжает показывать рост
Новости
02.07.2024
Первые маневровые локомотивы в рамках соглашения КТЖ и CRRC досрочно поступили на станцию Алтынколь
Грузовые перевозки
02.07.2024
Автоматизированное ведение графика исполненного движения поездов стало доступно на нескольких участках в Казахстане
Регионы
02.07.2024
Профилактические работы ведут в Алматинской дистанции электроснабжения
Грузовые перевозки
02.07.2024
Телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста внедрили в КТЖ
Пассажирские перевозки
02.07.2024
Количество инва-купе увеличивается в Казахстане
Новости / Архив
02.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №55 от 02 июля 2024 года
Новости
02.07.2024
Президент Казахстана подписал расширяющие сотрудничество с Китаем в транспортной сфере законы
История железной дороги
01.07.2024
Жамбылское эксплуатационное локомотивное депо отмечает вековой юбилей
Новости
01.07.2024
Вокзалы Астаны перешли на усиленный режим
Новости
01.07.2024
Kazlogistics и Global Logistics Alliance подписали Меморандум о сотрудничестве