Профсоюзы: не тормозить прогресс!

Социум
10.06.2019, 10:58
Ирина Бектиярова

Международная научно-практическая конференция «Достойный труд и будущее сферы труда», которая была созвана в эти дни в живописном предгорье Заилийского Алатау близ Алматы, могла бы превратиться в очередное мероприятие для галочки. Тем более и повод красивый – встреча приурочена к 100-летию Международной организации труда. Но не таковы участники конференции – представители МОТ (Международная организация труда), МКПЖ (Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников), делегации профсоюзов железнодорожников Грузии, Кыргызстана, России, Узбекистана, Украины, Эстонии, председатели филиалов и профкомов ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» («КАЗПРОФТРАНС»), а также АО «НК «ҚТЖ». Они говорили не только об исторических параллелях, но и о сегодняшнем, наболевшем и злободневном. Им было что обсудить.

– Когда говорят, что профсоюзы – тормоз прогресса, что это реликт советского прошлого, покажите пример Скандинавии, – предложил заведующий сектором Европы и Центральной Азии бюро трудящихся МОТ Сергиюс Гловацкас. – Скандинавские страны относятся к числу самых богатых, удобных для проживания, благообеспеченных регионов в мире. В том числе еще и потому, что там сильные профсоюзы!

Всего в мире насчитывается 550 миллионов членов профсоюзов. В последние годы наметился спад, причиной которого – деиндустриализация, при которой традиционные профсоюзные секторы уменьшаются, трудовая миграция и другие. В странах бывшего Союза профсоюзы составляют более 30%, что сравнимо с Западной Европой. Самая низкая численность в Восточной и Центральной Европе – около 10%.

В Казахстане за десятилетие произошло небольшое снижение с 38%, 37% от наемных, 27% от занятых, а в России эти цифры 33%, 27% и 25%. При этом заметен рост профсоюзных организаций на онлайн-платформах, в новых сферах экономики.

– Время вызовов, надо на них отвечать, знать, как планировать наше будущее движение, – считают представители МОТ.

УВЕРЕННОСТЬ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ

Заместитель председателя Федерации профсоюзов РК Мухтар Тиникеев отметил, что Казахстан с 1993 года является членом этой авторитетной специализированной организации ООН по вопросам сферы труда. Федерация профсоюзов РК обратилась к Правительству с просьбой принять меры в 2019 году по присоединению к пяти конвенциям МОТ: «О минимальных нормах социального обеспечения», «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», «О работе на условиях неполного рабочего времени», «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве». Ратификация конвенций МОТ будет способствовать совершенствованию трудового и социального законодательства в стране в соответствии с международными стандартами в сфере труда и повышению правовой защиты и гарантий работникам всех категорий.

– Для человека труда важны достойная зарплата, стабильная работа, крыша над головой и уверенность в завтрашнем дне. Последнее дают профсоюзы, – считает Мухтар Тиникеев.

Председатель «КАЗПРОФТРАНС» Оразгали Ахметбаев напомнил, что с первых дней деятельности основной и главной задачей профсоюза транспортников, образованного в 1992 году, было создание партнерских отношений с исполнительной властью и работодателями железнодорожных и транспортных предприятий. С целью проведения согласованных действий по урегулированию социально-трудовых отношений, решению профессиональных и социально-экономических проблем 14 декабря 2017 года было подписано отраслевое соглашение по социально-трудовым вопросам между государственным органом – Министерством по инвестициям и развитию РК, работодателем – АО «НК «ҚТЖ», иными организациями железнодорожного транспорта и отраслевым профсоюзом на 2018–2020 годы. Подписан Коллективный договор на 2018–2020 годы между АО «НК «ҚТЖ» и его трудовым коллективом, а также с 15 дочерними организациями.

– Одним из основных критериев оценки уровня благополучия железнодорожников является размер заработной платы и своевременность ее выплаты. Следует отметить, что выплаты зарплаты, начисление и оплата ежегодных трудовых отпусков работников компании и дочерних обществ производится без задержек и в сроки, оговоренные договорами. Задолженность по выплате заработной платы за прошедший год отсутствует, снижения от уровня сложившейся оплаты труда не произошло. Коллективными договорами предусматривается индексация зарплаты. С 1 января 2019 года НК «ҚТЖ» и ее дочерних организациях повышена зарплата на 5% (в 2018 году – 10%), – сказал Оразгали Ахметбаев.

ONLINE ПРОТИВ КОРРУПЦИИ

На конференции управляющий директор по HR (директор по управлению персоналом) АО «НК «ҚТЖ» Тамила Микулич сделала презентацию на тему «Коллективный договор как главный фактор достижения достойного труда и другие формы проявления социальной ответственности», которая вызвала живую дискуссию в зале и много вопросов.

Подробнее здесь.

МОЛОДЕЖНЫЙ ФЛЕШМОБ

В рамках конференции прошла молодежная сессия в формате дискуссионного клуба. На ней обсуждались вопросы достойного труда для молодежи с учетом тех вызовов, которые стоят перед молодым поколением.

– Мир современный стремительно меняется, наступает эра информационных технологий. Работодателю и профсоюзам надо понимать, что, возможно, через некоторое время определенных профессий уже не будет. Как к этому подготовиться, что уже надо сделать? – рассуждает главный менеджер департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Замир Сериков.

Все это он горячо обсуждал с коллегами из России, Кыргызстана, Грузии, Узбекистана и других стран. Каждый предлагал свое видение.

– Необходимо обучать информационным технологиям, процессам цифровизации. Даже простому рабочему необходимы азы IT, чтобы легче переквалифицироваться. Готовить фундамент уже сегодня, – убеждал друзей молодой железнодорожник.

После плодотворной дискуссии участники молодежной сессии организовали квест, который помог им поднять командный дух и наладить коммуникации с коллегами. Алматинская команда подготовила флешмоб для всех гостей. Участники конференции приняли специальную резолюцию, в которой особо отметили роль и значение МОТ в современных условиях. 

Новости
28.09.2025
Руководство КТЖ проинспектировало реконструкцию вокзала Астана-1
Новости
27.09.2025
Казахстан и Мьянма обсуждают развитие сотрудничества и транспортной взаимосвязанности
Новости
27.09.2025
Почётный железнодорожник Бахтарбек Жунусов награждён орденом «Құрмет»
Новости
27.09.2025
Совместное развитие ТМТМ обсудили КТЖ и CRCT
Новости
27.09.2025
Стратегическая HR-сессия «HR – өндіріс серпіні» прошла в КТЖ
Новости
27.09.2025
Съёмки сериала о железнодорожниках «Жолдар» стартовали в Алматы
КТЖ в лицах
26.09.2025
Рождённый в пути: история мастера ПЧМ Акадыр Десенгалия Абеуова
Новости
26.09.2025
КТЖ и Wabtec запускают масштабное партнерство
Новости
26.09.2025
Акмолинские железнодорожники проверяют готовность хозяйств к зиме
Регионы
26.09.2025
Меры по повышению безопасности на железной дороге обсудили в Павлодаре
Регионы
26.09.2025
«Прими меры – сохрани жизнь»: рейды и уроки безопасности проходят в Карагандинском регионе
Регионы
26.09.2025
Осенний комиссионный осмотр стартовал в Павлодарском регионе
26.09.2025
Транспортно-логистическая отрасль – драйвер развития бизнеса и экономики
Регионы
26.09.2025
KTZE Южный нарастил экспортные перевозки и расширяет мультимодальные услуги
Новости
26.09.2025
Более 110 подростков побывали на экскурсии в центральном музее КТЖ
Новости
26.09.2025
Ввод вторых путей обеспечит рост перевозок из Китая до 35 миллионов тонн уже в 2025 году
Новости / Архив
26.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №78-79 от 26 сентября 2025 года
Новости
25.09.2025
Казахстан и Иран обсуждают сотрудничество в транспортно-логистической сфере
Новости
25.09.2025
КТЖ и Citibank обсудили финансирование инфраструктурных проектов
Спорт
25.09.2025
Команда KTZ Express завоевала шесть медалей на VII чемпионате Казахстана по плаванию в категории Masters