Музей Карагандинского отделения - культурное наследие страны

Социум
29.01.2020, 13:12
Светлана Могай

Собственный корреспондент по Карагандинской области

Музей истории Карагандинского отделения грузовых перевозок хранит немало раритетных вещей. Среди них исторические документы, фотоматериалы, макеты техники, картины, форма работников железной дороги и другие экспонаты, отражающие работу и быт железнодорожников.

За сохранность ценных экспонатов отвечает председатель Совета ветеранов Карагандинского отделения ГП Галина Домрина.

До ухода на пенсию она работала начальником административно-хозяйственного отдела Карагандинского отделения дороги.

По ее словам, музей был организован в 1989 году по инициативе учителя школы № 56 Любовь Исаевой. Огромную лепту в становлении и организации музея, а также в сборе экспонатов внес бывший начальник Карагандинского отделения дороги Юрий Расстрыгин. Благодаря ему музей стал историческим достоянием поселка Сортировка Железнодорожного района.

В музее хранится жезлодержатель, семафорный фонарь, который служил для подачи сигнала в темное время суток, совковая лопата конца 50-х годов для загрузки угля в топку паровоза.

– Моя мама Марья Антоненко в числе первых женщин работала машинистом в Железнодорожном районе, – рассказывает Галина Ивановна. – В 1940 году, будучи девчонкой, она поступила в дорожно-техническую школу, а после ее окончания устроилась работать кочегаром. Со временем мама стала с завидным упорством осваивать паровозное мастерство. Сначала она работала помощником машиниста, а в годы войны наравне с мужчинами управляла многосоставной техникой. В то время в Караганде насчитывалось всего пять женщин-машинистов. По рассказам мамы, железнодорожникам приходилось нелегко, так как все было сосредоточено на фронте и на том, чтобы одержать скорейшую победу над врагом. В дороге приходилось находиться по 18-20 часов. Машинисты возили зерно, уголь до станции Анар. Все макеты в музее сделаны руками железнодорожников-умельцев.

К примеру, макет паровоза выполнен слесарем-экспериментальщиком локомотивного депо Агадырь Яковом Дутенгефнером, который работал на предприятии с 1951 года. Ему присвоено звание передовика производства и лучшего рационализатора в депо. С 1 января 1985 года по 1 июля 1989-го он внедрил в производство 49 рацпредложений с экономическим эффектом на сумму около 30 тысяч советских рублей. На одной из полок музея можно увидеть советский телеграфный аппарат 1935 года выпуска.

– Это устройство чем-то напоминает нынешний факс, – продолжает Галина Ивановна.

– На нем сотрудники железной дороги передавали телеграммы. Передатчик представлял собой четырехрядную клавиатуру типа пишущей машинки, с помощью которой можно было вести передачу русского и латинского алфавитов, а также цифр и знаки препинания.

Аппарат приводился в действие электродвигателем в сети постоянного переменного тока 110-120 вольт. Он имел следующие технические данные: скорость работы аппарата составляла 382 знака в минуту. При этом электрическая скорость телеграфирования – 50 Бод, а практический обмен – 1100 слов в час. Дальность передачи при одноплюсовом телеграфировании составляла 250-300 километров. Расход тока за сутки – 0,9-1,0 ампер в час. Весит аппарат 28 килограммов.

Все экспонаты, представленные в музее – история и достояние прошлых лет, которое должно хранить и свято чтить будущее поколение.

Инфраструктура
04.07.2025
Новая щебнеочистительная машина пополнила парк КТЖ
Регионы
04.07.2025
Комплексную проверку провели на станции Сары-Озек
Инфраструктура
04.07.2025
Комплекс мероприятий КТЖ обеспечил снижение числа инцидентов
Новости
04.07.2025
Менеджер Департамента инфраструктурного развития Тулеген Утегенов помог спасти жизнь коллеге
Новости
04.07.2025
ТОО «Теміржол жөндеу» капитально отремонтировало более 120 км путей
Новости / Архив
04.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №51 от 04 июля 2025 года
Новости
03.07.2025
Число инцидентов на железной дороге сократилось вдвое
Новости
03.07.2025
Глава государства обозначил ключевые задачи для министра транспорта
КТЖ в лицах
03.07.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Евгений Журавский отметил 90-летний юбилей
Новости
03.07.2025
Председателем правления КТЖ назначен Талгат Алдыбергенов
Регионы
03.07.2025
Более 103 км скотоизгороди возведено на железнодорожных участках Карагандинского региона
Пассажирские перевозки
03.07.2025
Более 1,2 млн пассажиров перевезено поездами КТЖ в июне
Новости
03.07.2025
XII совещание министров транспорта ШОС «Глобальный устойчивый транспорт» прошло в Тяньзыне
Новости
02.07.2025
Атырауский вагоностроительный завод планирует выпускать до 7 тыс. вагонов к 2026 году
Грузовые перевозки
02.07.2025
Рост экспортных перевозок зафиксирован в первом полугодии на сети КТЖ
Регионы
02.07.2025
Предприятия Оскеменского региона наградили по итогам весеннего осмотра
Новости
02.07.2025
Станция Достык готовится отметить 35-летний юбилей
Грузовые перевозки / Цифра недели
01.07.2025
Перевозки зерна по сети КТЖ выросли на 53%
Регионы
01.07.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Орал
Новости
01.07.2025
Антитеррористические учения прошли в порту Актау