Вклад в Победу. Уральские железнодорожники в Великой Отечественной войне

Социум
10.03.2020, 16:25
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Заведующий уральским музеем АО «НК «ҚТЖ» Почетный железнодорожник Михаил Надточий подготовил к 75-летию Победы большой исторический материал об участии уральских железнодорожников в Великой Отечественной войне. С начала года им проведено 8 лекций с охватом около 200 человек.

Большая часть лекций, приуроченных к дате окончания Сталинградской битвы, ближним тылом которой был Уральск, прошла в феврале. Одной из самых ярких стала встреча с учащимися подшефной школы № 45, бывшей железнодорожной. В ней приняли участие инвалид Великой Отечественной войны Борис Шолубай и труженики тыла Фаина Разбаева, 46 лет проработавшая кондуктором, затем проводником, движенец Кабдыгали Ахметов и бессменный руководитель музея Михаил Надточий.

Напомним, что уральский музей ҚТЖ был организован в 1994 году, в год 100-летия Рязано-Уральской железной дороги – первой на территории современного Казахстана. За время существования музея с его экспозицией ознакомилось около 40 тысяч человек, в 2019-м году – более 2000. Школьники очень внимательно слушали рассказ хранителя музея о том, что строительства железной дороги добился губернатор Уральской области генерал-лейтенант Шипов, она заработала в 1894 году.

– Узкоколейку шириной в 1000 миллиметров сменила широкая колея в 1913 году. По распоряжению Николая II железные дороги перепрошили по ширине расстояния между колес артиллерийских орудий – 1524 миллиметра, – рассказывает Михаил Надточий.

В то время паровозы нужно было заполнять водой через 20–30 километров, и на всех станциях стояли водонапорные башни. В 1936 году советские ученые усовершенствовали систему, и вода требовалась паровозам через 100–170 километров пути, что дало неоспоримые преимущества во время ведения боевых действий.

– 16 октября 1942 года Уральск был включен в зону фронта, – продолжает свой рассказ хранитель музея. – По проекту, в сутки по нашей железной дороге должно было проходить по 12 поездов в одну и другую стороны, а проходило по 24 поезда. Для обеспечения бесперебойного движения работали связисты, которые передавали сообщения с помощью азбуки Морзе. На всем протяжении пути стояли сигнальщики, которые регулировали движение поездов. Днем они использовали красные и желтые флажки, а ночью – керосиновые фонари. Не менее тяжелым был труд обходчиков. На станциях они вычищали буксы от загрязненного мазута и заливали туда чистый, носили при себе 10-литровые масленки.

В то время все пути были залиты мазутом.

На станциях Сайхин, Жанибек и Шунгай (ныне они относятся к РЖД) формировались фронты, дивизии отправлялись по железной дороге к Волге. Фашистские самолеты регулярно бомбили эти станции. Только за сентябрь 1942 года на них было совершено 22 групповых и 12 одиночных налетов, сброшено 538 авиабомб. Железнодорожники защищались – на вагонах устанавливали ракетные орудия, из которых сбивали самолеты.

В таких боях прославился машинист паровозного депо Уральска Покусай. Когда он вел поезд с танками к Сталинграду, его 15 раз атаковали самолеты. Бригада была убита, а тяжело раненный машинист доставил танки к месту назначения. Современные железнодорожники гордятся и подвигом машиниста Завертайло, который отремонтировал неостывшую топку паровоза. По правилам, топка остывает двое суток – только потом в ней можно производить ремонтные работы. Однако военное время диктует свои условия.

С июля по декабрь 1942 года в результате налетов было повреждено более 100 паровозов, погибли 1393 и ранены 1800 железнодорожников. Однако за всю войну западно-казахстанские железнодорожники не допустили ни одной аварии или задержки поезда. С 1 по 19 ноября 1942 года на Сталинградский фронт было переправлено 160 тысяч солдат, 10 тысяч лошадей, 430 танков, 600 орудий, 14 тысяч автомашин.

События Великой Отечественной включают в себя множество подвигов людей, живших в тылу. Уральцы каждый день сдавали по 75 литров крови для раненых. Женщины-железнодорожницы освоили профессии помощника машиниста, слесаря, токаря, кочегара. Работники стальной магистрали были зачинателями сбора средств на постройку танковой колонны в Приуралье. К ним присоединились рабочие, служащие, колхозники. В результате было собрано 110 000 рублей, а область получила Благодарственную телеграмму от Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина – копия телеграммы хранится в музее.

– На перекидных стендах музея собраны фотографии практически всех сотрудников уральского отделения железной дороги. Эти ветераны с фото 70–80-х годов доставляли грузы в пекло сталинградских боев, отстреливались от фашистских самолетов, – показывая экспонаты музея, отметила заместитель председателя совета ветеранов-железнодорожников Уральского региона Валентина Надточая.

Большое впечатление на школьников произвели и рассказы участника ВОВ Шолубая, тружеников тыла Разбаевой и Ахметова, которым было по 7–9 лет, когда они уже трудились на Победу. Учитель музыки Айгуль Ескалиева и классный руководитель 4-го класса Маржангул Шафхатова вместе с ребятишками показали небольшой концерт ветеранам, исполнив песни военных лет и прочитав стихи о войне. 

Новости
02.12.2025
Навигационные пломбы в ЕАЭС начнут применять с февраля 2026 года
Новости
02.12.2025
Программно-аппаратный комплекс установили на автомотрисах Астанинской дистанции электроснабжения
Пассажирские перевозки
02.12.2025
ЕАЭС упростит железнодорожные пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
02.12.2025
Перевозки грузов по сети ҚТЖ выросли до 287,8 млн тонн
Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года
Новости
01.12.2025
Железнодорожники обсудили вопросы интеграции охраны труда в бизнес-процессы
Регионы
01.12.2025
«Ұлттық диктант» написали кокшетауские железнодорожники
Новости
01.12.2025
Более 3 700 казахстанцев привлекли к ответственности за нарушения на железной дороге
Регионы
01.12.2025
Внедрение цифровых технологий и экономию топлива обсудили на семинаре в Павлодаре
Регионы
01.12.2025
Месячник «Внимание – тормозное оборудование» выявил дефекты у вагонов в ВЧД-24
Регионы
01.12.2025
Более 1 млн 26 тыс. тонн зерна нового урожая погружено в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
01.12.2025
Нацперевозчик запустил новые вагоны на маршрут Алматы – Новосибирск
Новости
28.11.2025
КТЖ и транспортная полиция усиливают меры безопасности на железнодорожной сети
Грузовые перевозки / Цифра недели
28.11.2025
Более 1,2 тысячи поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
Новости
28.11.2025
Более 25 компаний стали участниками V Заседания Казахстанско-Швейцарского делового совета
Новости
28.11.2025
В АО «ҚТЖ» провели обучение работе в системе E-Otinish
Новости
28.11.2025
Работники станций Достык и Алтынколь приняли участие в семинаре в КНР
Регионы
28.11.2025
Строительство линии Кызылжар – Мойынты завершат к декабрю 2026 года
Новости
28.11.2025
Подкомитет по железнодорожному транспорту определил задачи на 2026 год