История легендарной стройки Турксиба - в ценных экспонатах

Социум
10.06.2020, 11:58
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Во всех филиалах АО «НК «ҚТЖ» в этом году проходит череда мероприятий, посвященных легендарной стройке Турксиб, в том числе и в музеях Жамбылского отделения ГП.

Ценные исторические материалы и уникальные экспонаты о строительстве Туркестано-Сибирской магистрали, которая обеспечила Среднюю Азию дешевым хлебом, собирались по крупицам.

Движение по магистрали стартовало 90 лет назад. Сегодня окунуться в историю легендарной стройки можно в относительно молодом музее Жамбылского отделения ГП и музее с почти вековой историей Жамбылского эксплуатационного локомотивного депо.

Каждый из них уникален и интересен по-своему. Музей в отделении был открыт по инициативе ветеранов отрасли и профсоюза.

Особое место в нем занимают исторические материалы, посвященные строительству Турксиба. На черно-белых фотографиях запечатлены исторические моменты укладки рельсов.

Строительство велось одновременно с двух сторон: от города Семипалатинска и от станции Луговая. К масштабному проекту были привлечены около 50 тысяч человек.

На стройку ехали квалифицированные специалисты из Москвы, Ленинграда, Харькова и других промышленных центров СССР.

Турксиб назвали дорогой новой жизни. Магистраль оказала огромное влияние на жизнь региона, вдохнула новую жизнь в уездный город Алматы, открыла новые города и рабочие поселки Жана-Семей, Чарск, Жангызтобе, Актогай, Лепсы, Матай, Сарыозек, Шу, Аягуз, Отар и многие другие. Турксиб стал кузницей национальных кадров.

За годы его строительства и развития бывшие кочевники овладели железнодорожной профессией и стали достойными основателями семейных железнодорожных династий.

В музее можно увидеть удостоверение слесаря того периода, рабочий стол первого начальника дороги, за которым принимались важные исторические решения, старинные телефоны, выпущенные с конвейера Ленинградского завода «Красная заря», патефон, кирку, молоток путейцев, куски рельсов образцов 1887-1888, 1907, 1916 годов.

В музее представлен медный станционный колокол, вылитый харьковскими мастерами.

ВО ИМЯ ПОБЕДЫ

В разделе, посвященном периоду Великой Отечественной войны, собраны военная форма, компас, каска, котелок, противогаз. Здесь хранится земля из городов-героев Сталинграда, Ленинграда, Минска, Одессы, Керчи, Москвы и разъезда Дубосекова, где положили головы казахстанцы, в том числе и железнодорожники.

Рядом с административным зданием отделения стоят два вековых дуба, немые свидетели становления и развития железной дороги.

При строительстве музея основная, капитальная стена должна была пройти через один из них. Чтобы сохранить «ветерана», было принято решение строить стену по ломанной линии в обход дуба.

В музее эксплуатационного локомотивного депо хранятся экспонаты, датируемые 20-ми годами прошлого столетия, а также информация о людях, ставших для современного поколения железнодорожников легендами.

Почетный экспонат музея депо – труженик отрасли, паровоз 1926 года выпуска. Он гордо стоит на пьедестале на территории депо. Уникальную технику заказали в Европе, за нее правительство Советского Союза заплатило золотом.

В мирное время паровоз исправно приносил пользу региону, в годы первой мировой войны доставлял ценный груз на фронт.

Надо отметить, что музейная экспозиция, посвященная периоду Великой Отечественной войны, одна из обширных.

Более 200 жамбылских железнодорожников воевали на передовой, водили поезда. В музее хранится справка о том, что жамбылский машинист Николай Алферин совершил подвиг – на немецком паровозе провел под обстрелами состав с боеприпасами и боевой техникой на железнодорожную станцию Лихтенберг.

Под стеклами стеллажей представлены боевые и трудовые награды железнодорожников, пожелтевшие от времени фронтовые письма-треугольники, которые с нетерпением ждала каждая казахстанская семья. Рядом представлены оружие и амуниция солдат.

В музее можно встретить металлические сундучки с ручкой (шарманки), с которыми отправлялись в поездку машинисты и их помощники.

В них хранились обед или ужин, необходимые для поездки вещи. Сундучки делали из жести, чтобы случайно не повредить дорожный скарб. Благодаря шарманке машиниста узнавали на улице издалека. Под стеклом хранятся карманные служебные часы машинистов, раньше по ним определяли время прибытия на станцию. Часы были нумерованные и служили для работы. Железная дорога во все времена строго соблюдала график движения.

ГОРДИМСЯ И ПОМНИМ

Среди экспонатов – пожелтевшие фото первых машинистов локомотивов: авторитетного машиниста-инструктора Турксиба Сыздыка Опинова, машиниста Дмитрия Кулагина, который решил стать железнодорожником еще в детстве, предотвратив крушение поезда на станции Тюлькубас. Сначала его приняли в депо рабочим, а по достижении совершеннолетия – в локомотивную бригаду.

Среди машинистов локомотивного депо – бывший чапаевец Михаил Юдаков, водитель прославленного красного командира Александра Пархоменко Иван Неклюдов, первая женщина-казашка, машинист Забира Джусупова, она стала кавалером орденов Ленина и Октябрьской революции. Железнодорожный китель другой женщины, водившей поезда, Таисии Воробьевой, передан в музей родственниками. Музеи постоянно пополняются новыми экспонатами, демонстрирующими современную историю развития железной дороги региона и Казахстана. 

Новости
07.09.2025
Выездные комиссии КТЖ проверили ремонтные работы на 125 вокзалах
Интервью
05.09.2025
120 лет профсоюзного движения: взгляд почетного железнодорожника Калтая Самбетова
Интервью
05.09.2025
Оразгали Ахметбаев: «Главная цель профсоюза неизменна — защита работников»
Регионы
05.09.2025
Новые руководители станций прошли обучение в Акмолинском отделении ГП
Новости
05.09.2025
Международный пассажирский форум прошел в Санкт-Петербурге
Новости
05.09.2025
КТЖ продолжает обновление парка
Инфраструктура
05.09.2025
Капитальный ремонт железнодорожного пути завершается в Алматинском регионе
Новости
05.09.2025
Масштабный капитальный ремонт ведется на вокзале Астана-1
Новости
05.09.2025
Казахстан и Китай обсуждают расширение контейнерного транзита
Новости / Архив
05.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №71-72 от 05 сентября 2025 года
Новости
04.09.2025
ЗИКСТО начнет использовать роботов для сборки подвижного состава
КТЖ в лицах
04.09.2025
Станции, проекты, люди: путь Риты Енсебаевой от инструктора до почетного железнодорожника
Регионы
04.09.2025
Железнодорожники и полицейские напомнили уральцам о правилах безопасности вблизи ж/д путей
Регионы
03.09.2025
Пожарный поезд станции Кушмурун отметил 85-летний юбилей
Регионы
03.09.2025
Угольные склады проверило руководство Алматинского отделения ГП
Новости
03.09.2025
Кедентранссервис и China Construction развивают совместные инфраструктурные проекты
Новости
03.09.2025
Железнодорожники приняли участие в дармарке в рамках «Таза Қазақстан»
Пассажирские перевозки
03.09.2025
Более 20 тысяч билетов оформлено через услугу «Поезд+Поезд»
Новости
02.09.2025
Президент Казахстана обсудил с главой CRRC локализацию производства локомотивов
Регионы
02.09.2025
«Дорога в школу»: около 150 первоклассников-детей железнодорожников получили ранцы к 1 сентября