История легендарной стройки Турксиба - в ценных экспонатах

Социум
10.06.2020, 11:58
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Во всех филиалах АО «НК «ҚТЖ» в этом году проходит череда мероприятий, посвященных легендарной стройке Турксиб, в том числе и в музеях Жамбылского отделения ГП.

Ценные исторические материалы и уникальные экспонаты о строительстве Туркестано-Сибирской магистрали, которая обеспечила Среднюю Азию дешевым хлебом, собирались по крупицам.

Движение по магистрали стартовало 90 лет назад. Сегодня окунуться в историю легендарной стройки можно в относительно молодом музее Жамбылского отделения ГП и музее с почти вековой историей Жамбылского эксплуатационного локомотивного депо.

Каждый из них уникален и интересен по-своему. Музей в отделении был открыт по инициативе ветеранов отрасли и профсоюза.

Особое место в нем занимают исторические материалы, посвященные строительству Турксиба. На черно-белых фотографиях запечатлены исторические моменты укладки рельсов.

Строительство велось одновременно с двух сторон: от города Семипалатинска и от станции Луговая. К масштабному проекту были привлечены около 50 тысяч человек.

На стройку ехали квалифицированные специалисты из Москвы, Ленинграда, Харькова и других промышленных центров СССР.

Турксиб назвали дорогой новой жизни. Магистраль оказала огромное влияние на жизнь региона, вдохнула новую жизнь в уездный город Алматы, открыла новые города и рабочие поселки Жана-Семей, Чарск, Жангызтобе, Актогай, Лепсы, Матай, Сарыозек, Шу, Аягуз, Отар и многие другие. Турксиб стал кузницей национальных кадров.

За годы его строительства и развития бывшие кочевники овладели железнодорожной профессией и стали достойными основателями семейных железнодорожных династий.

В музее можно увидеть удостоверение слесаря того периода, рабочий стол первого начальника дороги, за которым принимались важные исторические решения, старинные телефоны, выпущенные с конвейера Ленинградского завода «Красная заря», патефон, кирку, молоток путейцев, куски рельсов образцов 1887-1888, 1907, 1916 годов.

В музее представлен медный станционный колокол, вылитый харьковскими мастерами.

ВО ИМЯ ПОБЕДЫ

В разделе, посвященном периоду Великой Отечественной войны, собраны военная форма, компас, каска, котелок, противогаз. Здесь хранится земля из городов-героев Сталинграда, Ленинграда, Минска, Одессы, Керчи, Москвы и разъезда Дубосекова, где положили головы казахстанцы, в том числе и железнодорожники.

Рядом с административным зданием отделения стоят два вековых дуба, немые свидетели становления и развития железной дороги.

При строительстве музея основная, капитальная стена должна была пройти через один из них. Чтобы сохранить «ветерана», было принято решение строить стену по ломанной линии в обход дуба.

В музее эксплуатационного локомотивного депо хранятся экспонаты, датируемые 20-ми годами прошлого столетия, а также информация о людях, ставших для современного поколения железнодорожников легендами.

Почетный экспонат музея депо – труженик отрасли, паровоз 1926 года выпуска. Он гордо стоит на пьедестале на территории депо. Уникальную технику заказали в Европе, за нее правительство Советского Союза заплатило золотом.

В мирное время паровоз исправно приносил пользу региону, в годы первой мировой войны доставлял ценный груз на фронт.

Надо отметить, что музейная экспозиция, посвященная периоду Великой Отечественной войны, одна из обширных.

Более 200 жамбылских железнодорожников воевали на передовой, водили поезда. В музее хранится справка о том, что жамбылский машинист Николай Алферин совершил подвиг – на немецком паровозе провел под обстрелами состав с боеприпасами и боевой техникой на железнодорожную станцию Лихтенберг.

Под стеклами стеллажей представлены боевые и трудовые награды железнодорожников, пожелтевшие от времени фронтовые письма-треугольники, которые с нетерпением ждала каждая казахстанская семья. Рядом представлены оружие и амуниция солдат.

В музее можно встретить металлические сундучки с ручкой (шарманки), с которыми отправлялись в поездку машинисты и их помощники.

В них хранились обед или ужин, необходимые для поездки вещи. Сундучки делали из жести, чтобы случайно не повредить дорожный скарб. Благодаря шарманке машиниста узнавали на улице издалека. Под стеклом хранятся карманные служебные часы машинистов, раньше по ним определяли время прибытия на станцию. Часы были нумерованные и служили для работы. Железная дорога во все времена строго соблюдала график движения.

ГОРДИМСЯ И ПОМНИМ

Среди экспонатов – пожелтевшие фото первых машинистов локомотивов: авторитетного машиниста-инструктора Турксиба Сыздыка Опинова, машиниста Дмитрия Кулагина, который решил стать железнодорожником еще в детстве, предотвратив крушение поезда на станции Тюлькубас. Сначала его приняли в депо рабочим, а по достижении совершеннолетия – в локомотивную бригаду.

Среди машинистов локомотивного депо – бывший чапаевец Михаил Юдаков, водитель прославленного красного командира Александра Пархоменко Иван Неклюдов, первая женщина-казашка, машинист Забира Джусупова, она стала кавалером орденов Ленина и Октябрьской революции. Железнодорожный китель другой женщины, водившей поезда, Таисии Воробьевой, передан в музей родственниками. Музеи постоянно пополняются новыми экспонатами, демонстрирующими современную историю развития железной дороги региона и Казахстана. 

Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом