Люди в проектах цифровой трансформации ҚТЖ

Социум
25.06.2021, 10:28
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Планы по повышению эффективности деятельности и производительности труда, проекты трансформации ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», а также подходы по социально-ответственному высвобождению персонала обсудили в рамках HR-комитета «Люди в проектах цифровой трансформации», прошедшем в онлайн-режиме. Мероприятие объединило на платформе Zoom свыше 190 участников. Важно отметить, что впервые в новом формате тематического HR-комитета помимо представителей HR-служб системы ҚТЖ из всех регионов страны приняли участие руководители ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», филиалов АО «НК «ҚТЖ» – «Центр оценки и развития персонала железнодорожного транспорта», «Центр трансформации бизнеса», «Дирекция автоматизации и цифровизации», а также ОО «Казпрофтранс». В приветственном слове заместитель председателя правления по корпоративным вопросам и HR АО «НК «ҚТЖ» Серик Кеулимжаев отметил, что Советом директоров одобрен портфель Программы трансформации, реализация которого может повлиять на численность работников ҚТЖ. – Хочу особо подчеркнуть наш приоритет при реструктуризации трудовых ресурсов: не увольнение, а оптимизация численности и сохранение социальной стабильности. Трансформация – системный взаимосвязанный процесс, направленный на увеличение производственной эффективности и рационализацию бизнес-процессов. На сегодняшний день это самая актуальная тема, и мы хотим, чтобы вы были в курсе реализованных и будущих инициатив компании, – обратился он к участникам. В ходе HR-комитета отмечалось, что сотрудники HR-службы являются агентами изменений, транслятора- ми посылов и целей компании для работников на местах.

– Основная цель наших трансформационных программ и инициатив – повышение производительности. В 2020 году из-за пандемии коронавируса и связанного с ней снижения пассажирооборота производительность компании несколько снизилась по отношению к 2019 году, – проинформировала в своем выступлении директор по управлению персоналом АО «НК «ҚТЖ» Тамила Микулич.

– С 2018-го по 2020 год наша производительность выросла только на 14%, и у нас амбициозные планы – в течение ближайших 5 лет повысить производительность труда на 41%. Поэтому можно представить, насколько интенсивная и напряженная работа нам предстоит. Она напомнила, что одним из факторов, влияющих на производительность, является численность работников. Так, к примеру, за два последних года коллектив ҚТЖ уменьшился на 13,8 тысячи человек, из них только 2% (305 человек) уволились по соглашению сторон с выплатой компенсации. Остальные 98% работников были трудоустроены либо в ҚТЖ, либо в аутсорсинговые компании, либо ушли на заслуженный отдых по программе раннего выхода на пенсию. – Таким образом, уровень «мягкой» оптимизации у нас достигает 96%. Это достаточно хороший показатель, который мы хотим удержать или улучшить в ближайшие 5 лет, – проинформировала Тамила Микулич.

ВЫГОДЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Подводя итоги прошлого года, Тамила Микулич отметила, что в результате проводимой оптимизации персонала удалось накопить резервы по фонду оплаты труда в размере 13 миллиардов тенге. Они были направлены на выплату премии по коэффициенту трудового участия путейцам и проводникам (более 15 тысяч работников), регулярную выплату отраслевого премирования, пересмотр тарифных ставок для Шымкента, так как он стал городом республиканского значения. Кроме того, по результатам 2020 года выплачена премия региональным и линейным работникам в размере 1 МРЗП (охвачено 110 тысяч человек). – Все это удалось реализовать именно благодаря тому, что поя вились резервы в фонде оплаты труда – это конкретный результат от проектов трансформации, – сказала Тамила Микулич.

БЫТЬ В АВАНГАРДЕ

О Топ-10 проектов трансформации ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» рассказал исполнительный директор – директор департамента по управлению человеческими ресурсами и планированию численности ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Адильжан Исмухамбетов. По его информации, в целях развития конкуренции в железнодорожной отрасли РК частным перевозчикам с 1 января 2021 года предоставлен доступ к магистральной железнодорожной сети, что может существенно повлиять на производственно-финансовую деятельность ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» через снижение грузооборота и доходов за услуги грузовых перевозок. – Трансформация – жизненная необходимость. Чтобы быть в авангарде, мы должны постоянно находиться в процессе трансформации. В таких условиях товарищество вынуждено реализовывать проекты и инициативы, нацеленные на совершенствование операционной модели и организационной структуры, внедрение новых технологий, автоматизацию бизнес-процессов, повышение клиентоориентированности и выведение непрофильных видов деятельности в конкурентную среду, – отметил Адильжан Исмухамбетов. – Общие выгоды от реализации проектов трансформации составят порядка 141 миллиарда тенге. Однако нужно помнить, что главной ценностью компании является благосостояние ее работников. Поэтому продуманный подход к реализации проектов и трудоустройство высвобождаемых работников внутри группы ҚТЖ являются основными приоритетами реализации проектов трансформации. На примере одного из крупных проектов «Единый центр управления перевозками в городе Актобе» Адильжан Исмухамбетов рассказал о выгодах проекта, проведенных работах и трудностях при его реализации. – Реализация проекта позволила произвести реформирование модели управления перевозочным процессом, внедрить микро- процессорную диспетчерскую централизацию, что в конечном итоге обеспечило улучшение показателей эффективности производства: снижение простоя вагонов, увеличение скорости движения поездов, уменьшение оборота вагонов, снижение топливно-энергетических затрат, повышение производительности локомотивов на 4,7%, – проинформировал он. В целях социально ответственного высвобождения персонала на местах были созданы рабочие группы из числа работников профсоюза и других причастных структур товарищества. Проведена огромная работа по подготовке рабочих мест (создание новых производственных помещений, монтаж оборудования, установка программного обеспечения МП АСДЦ, передислокация диспетчерских кругов). Комплексный и продуманный подход к реализации проекта позволил безболезненно трудоустроить 72% высвобождаемых работников на имеющиеся вакансии в группе компаний АО «НК «ҚТЖ» и 28% работников высвободить в рамках программы раннего выхода на пенсию. – Таким образом, товарищество обеспечило стопроцентное трудоустройство всех высвобождаемых работников и намерено в других проектах применить такой же подход к высвобождаемому персоналу, – заключил Адильжан Исмухамбетов.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

О новшествах Программы социально-ответственного высвобождения работников участникам HR-комитета поведал главный менеджер департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Саян Сыздыков. В марте 2021 года решением правления ҚТЖ приняты Правила выплаты компенсаций высвобождаемым работникам компании и ее дочерних организаций. Они подразумевают материальную поддержку сотрудников в возрасте до 50 лет, оставшихся без дохода вследствие сокращения их должностей. Стоит отметить, что правила не распространяются на высвобождаемых работников, которым было предложено трудоустройство в рамках ҚТЖ или в другие организации, переданные на аутсорсинг, либо получающим доход в рамках до- говоров гражданско-правового характера с ҚТЖ. Итак, на что могут рассчитывать подпадающие под установленные правила работники? Каждый получит единовременную разовую выплату в размере своего среднемесячного оклада, а также ежемесячное пособие, сроки и размер которого рассчитываются в зависимости от стажа работы сотрудника на железнодорожных предприятиях, тарифной ставки. Сумма ежемесячного пособия варьируется от 70 до 200 тысяч тенге, срок – от 12 до 34 месяцев. В свою очередь, директор Центра развития и оценки персонала железнодорожного транспорта Владимир Бабиченко рассказал о реализации проектов реструктуризации трудовых ресурсов (РТР) и новых инициативах в этом направлении.

– Портфель РТР на текущий год содержит планы по 40 проектам и мероприятиям трансформации, – отметил он.

Успешно завершены проекты создания ЦУП по Западному региону, внедрения мобильных диагностических комплексов в рамках АСУ «Магистраль», передачи грузовых вагонов на сервисное обслуживание и мероприятия по выводу непрофильных видов деятельности в конкурентную среду. – В рамках РТР нам есть что предложить высвобождаемым работникам, и в качестве новых инструментов на сегодня мы прорабатываем вопрос оплаты обучения их детей по программе «Магистраль», – поделился Владимир Бабиченко. – Мы хотим выйти с предложением к Самрук-Қазына о трудоустройстве наших работников по оффтейк-контрактам: если ҚТЖ дает гарантированный заказ под новое производство, то этот производитель должен принять наших людей с сохранением условий труда и зарплат не ниже, чем у нас.

ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

– Одними из важных моментов при реализации инициатив и проектов трансформации являются своевременные и качественные внутренние коммуникации, – подчеркнула в своем выступлении бизнес-партнер департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Сауле Истлеева.

Она рассказала, что при отсутствии на рабочих местах в регионах достоверной информации о планах по оптимизации бизнес-процессов, цифровизации, повышении производительности труда, компания рискует столкнуться с рисками социальной напряженности. Именно непосредственным руководителям необходимо в период социально ответственного высвобождения обеспечивать эффективные внутренние коммуникации, своевременно реагировать на жалобы, пре- доставлять обратную связь. С целью снижения социальных рисков разработан алгоритм действий по предупреждению и локализации трудовых споров (конфликтов) в АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организациях. Основными задачами алгоритма являются совершенствование мер предупреждения и профилактики фактов, связанных c трудовыми конфликтами, предотвращение создания условий и предпосылок для возникновения трудовых конфликтов. В завершение HR-комитета состоялась панельная сессия с участием директора филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция автоматизации и цифровизации» Салмана Амрина, руководителя блока управления программы (PMO) филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Центр трансформации бизнеса» Муратжана Аюпова и заместителя председателя ОО «Казпрофтранс» Жупарбека Сабитова, которые ответили на вопросы HR-коллег, поделились советами и кейсами по внедрению изменений, вовлечению работников в проекты по цифровой трансформации, заручились взаимной поддержкой в продвижении подходов по социально-ответственному высвобождению персонала.

Новости
03.07.2024
Си Цзиньпин: «Поставлена новая цель – удвоить товарооборот в кратчайшие сроки»
В мире
03.07.2024
Китайский мост-тоннель установил 10 мировых рекордов
Новости
03.07.2024
Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпин подписали ряд документов
Новости
03.07.2024
Главы Казахстана и Китая приняли участие в церемонии отправки железнодорожных контейнеров по ТМТМ
Регионы
03.07.2024
Поезд «Саламатты Қазақстан» прибыл в Западно-Казахстанскую область
Новости
03.07.2024
Токаев о Китае: «У нас есть все возможности для того, чтобы увеличить взаимный товарооборот»
Новости
03.07.2024
Итоги акции «Марафон зеленых дел» подвели в КТЖ
Новости
03.07.2024
Роль ШОС, сотрудничество Китая и Казахстана, «Один пояс, один путь»: посол КНР в РК дал большое интервью
Грузовые перевозки
03.07.2024
Посол КНР: Объем торговли между Казахстаном и Китаем достиг 17,6 млрд долларов
Грузовые перевозки
03.07.2024
За полгода перевозки в направлении КНР увеличились на 12,5%
Новости
02.07.2024
Более 40 документов подписали в рамках Казахстанско-Китайского делового совета
Инфраструктура
02.07.2024
Грузовые вагоны произвели в Атырау
Новости
02.07.2024
Успехи инициативы «Один пояс, один путь» отметил председатель правления «Самрук-Қазына» на Казахстанско-Китайском Деловом Совете
Грузовые перевозки
02.07.2024
Около пяти тысяч грузовых поездов прошло через Казахстан в Китай - посол КНР
Новости
02.07.2024
Марат Карабаев встретился с министром транспорта КНР в Астане
Грузовые перевозки
02.07.2024
Объем грузоперевозок по железной дороге между Казахстаном и Китаем продолжает показывать рост
Новости
02.07.2024
Первые маневровые локомотивы в рамках соглашения КТЖ и CRRC досрочно поступили на станцию Алтынколь
Грузовые перевозки
02.07.2024
Автоматизированное ведение графика исполненного движения поездов стало доступно на нескольких участках в Казахстане
Регионы
02.07.2024
Профилактические работы ведут в Алматинской дистанции электроснабжения
Грузовые перевозки
02.07.2024
Телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста внедрили в КТЖ