Экспедитор – надежный партнер
Институт частных экспедиторов в Казахстане не только состоялся как эффективный бизнес, его роль в перевозочном процессе постоянно возрастает. И национальный перевозчик РК готов с ним активно сотрудничать как с надежным партнером. Об этом шла речь на конференции Ассоциации национальных экспедиторов РК (АНЭК), которая прошла в Алматы.
На конференции были рассмотрены вопросы повышения эффективности перевозочного процесса в контексте мер, предлагаемых АО «НК «ҚТЖ» для ведения бизнеса и решения задач, стоящих перед национальным грузоперевозчиком.
Председатель правления АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Кайрат Саурбаев в своем выступлении отметил возрастающую роль экспедиторского бизнеса в повышении эффективности транспортно-логистического комплекса страны и выполнении основных задач АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организаций в 2019 году.
– Компания заинтересована совместно с АНЭК в создании благоприятных правовых, экономических и социальных условий для участников перевозочного процесса. Проведение совместной работы по расширению и укреплению сотрудничества с отечественными экспедиторскими организациями способствует выявлению проблемных вопросов системного характера и принятию мер по их устранению. АО «КТЖ – Грузовые перевозки» будет оказывать содействие в решении вопросов бизнеса, – отметил он и сообщил, что по итогам 2018 года в компании достигнуто перевыполнение всех производственных показателей. В том числе тарифный грузооборот по сравнению с аналогичным периодом 2017 года вырос на 6,6%.
Перспективное сотрудничество
При этом увеличивается доля участия экспедиторских компаний в объеме перевозок. В 2018 году она превысила 85% (для сравнения, в 2015-м – 76,77%, в 2016-м – 80,7%, в 2017-м – 81,88%). С участием экспедиторских компаний было перевезено 240,6 миллиона тонн различных грузов.
Как было отмечено на конференции, членами АНЭК является 81 экспедиторская организация, или 8,7% от их общего количества. В КТЖ – Грузовые перевозки рассчитывают, что с каждым днем эта цифра будет увеличиваться.
– В 90-е годы было 20 компаний, на сегодня национальным перевозчиком заключены договоры с 933 компаниями, из которых на перевозки транзитных грузов – с 304 компаниями. Это существенное увеличение, – считает Кайрат Саурбаев. – Доля перевозок, организованных экспедиторами – членами АНЭК, составляет 37,18% от общего объема перевозок.
Генеральный директор АНЭК Мухамбет Сабетов перевел тонны, километры и проценты в валютное выражение. Отметив, что в ҚТЖ за последние годы коренным образом изменилось отношение к частному экспедиторскому бизнесу, он уточнил, что и финансовая роль экспедиторов значительно возросла.
– За транзитные перевозки экспедиторские компании платят в год порядка 550-560 миллионов долларов, или 230 миллиардов тенге. Такой объем денежной массы поступает в ҚТЖ, причем на основе стопроцентной предоплаты. Сейчас – тенденция к увеличению. Экспедиторы выполняют роль не только организатора перевозок, но и кредитуют грузоотправителей, – отметил он.
Поэтому в ассоциации, также как в АО «КТЖ – Грузовые перевозки», не сомневаются: институт экспедиторов нужен. Этот бизнес будет развиваться и приносить пользу как самим компаниям, так и железным дорогам в целом.
АСУ ДКР в помощь
В ходе алматинского форума обсуждалось много наболевших вопросов. В том числе совершенствование финансовых онлайн-расчетов с экспедиторскими компаниями, взаимодействие АО «Қазтеміртранс», АО «KTZ Express» и АО «КТЖ – Грузовын перевозки» с экспедиторскими компаниями, организация контейнерных поездов из КНР в Среднюю Азию и Европу и обратно и многие другие.
Один из них актуален в свете реализуемой в стране и нацкомпании Программы цифровизации. Поэтому особое внимание было посвящено внедрению современных программных продуктов, повышающих эффективность работы с партнерами и потребителями услуг. Таких как «блок экспедитора» в программе АСУ ДКР, совершенствование процесса планирования перевозок грузов и утверждение декадных заявок клиента в АСУ ДКР с учетом требований грузоотправителя.
Кайрат Саурбаев проинформировал, что планируется начать тиражирование технологии безбумажных перевозок грузов во внутриреспубликанском и экспортно-импортном сообщении, организации электронного обмена данными с сопредельными администрациями. Отработаны два пилотных проекта с РЖД, и теперь с российскими коллегами предполагается полностью перейти на такой метод работы.
– Работа по безбумажным документам позволяет минимизировать человеческий фактор. Начинаем эту технологию тиражировать. Во втором квартале текущего года планируется весь порожный парк Қазтеміртранса перевести на эту систему. До середины года заработают все отделения, в том числе стыковые пункты с РФ. Эта технология важна не только железной дороге, она важна и экспедиторам, – подчеркнул директор департамента системных проектов АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Ринат Ямалутдинов.
В ближайшей перспективе также планируется запуск в АСУ ДКР финансового контролинга по перевозкам грузов в транзитном сообщении. Это позволит избавляться от простоев вагонов и заторов. Суть финансового контролинга заключается в пропуске вагонов в транзитном сообщении по межгосударственным стыковым пунктам только при финансовом обеспечении перевозок.
– В этой связи экспедиторским организациям, задействованным в перевозке транзитных грузов, во избежание простоя вагонов необходимо в корне пересмотреть вопросы финансового планирования и регулирования перевозок, – рекомендовали представители АО «КТЖ – Грузовые перевозки».
На конференции договорились в марте собрать совместную рабочую группу и обсудить техзадание для реализации функционала экспедиторов в системе совершенствования процесса планирования перевозок грузов и утверждения заявок клиента в АСУ ДКР с учетом требований грузоотправителя. Чтобы они могли стратегически, а потом и детально примерить эту «одежку» на себя: что убрать, что учесть, что предусмотреть.
Реформируя – совершенствуй!
Эти и другие меры предполагается осуществлять в рамках проводимых реформ в ҚТЖ, о которых проинформировал Кайрат Саурбаев. Он подробно разъяснил последние решения, связанные с изменением стратегии ҚТЖ в качестве национального перевозчика. В частности, под управлением АО «КТЖ – ГП» остаются все процессы, связанные с движением поездов и обслуживанием всего вагонного хозяйства.
Заместитель председателя президиума СТК «KАZLOQISTICS» рассказал о тех задачах, которые поставлены на последней коллегии МИИР РК. Остается актуальной в современных условиях задача, поставленная Главой государства по развитию казахстанского транспортно-логистическего хаба. Он становится новым важнейшим сектором экономики.
Одновременно он подчеркнул важность внесения корректив в разрабатываемую в настоящее время концепцию нового закона о железнодорожном транспорте. В первую очередь, это касается статуса национального перевозчика и тех рамок, в которых имеет право работать частный бизнес.
– Реформируя надо совершенствовать. По-другому нам с теми задачами, которые поставлены на коллегии министерства, не справиться. Важна борьба с издержками, только в этом случае наши товары и транспортные продукты будут конкурентоспособными, – считает Юрий Лавриненко.
Участники конференции АНЭК в этой связи поддержали намеченные тенденции в отрасли и решили совместными усилиями воплощать их в своей работе.
Ирина БЕКТИЯРОВА, Алматы
Фото автора