HR-тренды ҚТЖ – вдохновить команду на успех

Трансформация
14.07.2022, 14:30
©Rail-news.kz
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В последние годы ведущие мировые компании, подстраиваясь под современные реалии, трансформируются и значительно усиливают роль HR. Таким же путем идет и АО «НК «ҚТЖ». Одним из инструментов для этих целей у национального переводчика выступает Корпоративная HR-Академия. 

Железнодорожники отмечают, что HR-блок компании провел глобальную, стратегическую работу по организации в новом формате HR-Академии. При этом нынешняя академия значительно отличается от предыдущих.

- Главный смысл в том, что Корпоративная HR-Академия создана нами на основе собственных запросов бизнеса, собственных проблем, собственных целей, что говорит об уровне зрелости и возможностях Компании. Академия по контенту кастомизирована исключительно под ҚТЖ. Мы выделили наши насущные проблемы, которые знаем, понимаем и ищем системное решение. Второй момент – мы составили программу так, что она состоит из двух частей  - хардовая и софтовая.  Хардовая – это профессиональные компетенции и софтовая- это личностно-деловые. Раньше HR-работники в основном обучались профессиональным навыкам, а софтовым – мало, - рассказывает директор департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Сауле Истлеева.

К тому же, ранее сотрудникам очень не хватало живого формата обучения и общения с коллегами из корпоративного центра и тренерским составом. Как помните, во время пандемии все обучающие сессии проходили в режиме онлайн. В этот раз все увидели друг друга, познакомились и стали намного быстрее впитывать знания. Участники обучения отмечают - им было очень приятно, что HRруководители головных предприятий (ГП, ЦЖС, ПП, КДТС, КТТ, КТЖЭ, ПЛ и т.д.) от начала до конца были с ними на протяжении всего обучения. 

- Для меня было важно прочувствовать настроение и оценить потенциал коллег. В этот раз впервые мы собрали не только руководителей HR-служб, но и руководителей отделов труда и заработной платы регионального уровня – «ключевых» сотрудников, реализующих кадровую стратегию компании на местах. Они были особенно рады профильному обучению, почувствовали себя сопричастными к функцииHR, - делится она. 

Выгоды для компании

Одна из главных прямых выгод такого подхода для компании - это то, что благодаря HR-Академии удалось снять барьеры между подразделениями, между центром и регионами и в самих регионах. Все слушатели получили помимо позитивных эмоций новые социальные связи, лучшие практики, заглянули за горизонты. 

- Во время обучения выяснилось, что оказывается, у нас есть одинаковые проблемы, а решения разные. Тогда как решения должны быть типичные и комплексные. Например, был случай на тренинге «Кадровое администрирование», когда начали обсуждать процесс наложения дисциплинарных взысканий. Наш внутренний тренер Аяужан Баймаканкызы подробно рассказала как это делать, а кто-то из зала спросил «А куда девалась в ваших процессах дисциплинарная комиссия». Аяужан задала аудитории вопрос: «А у кого еще есть такая комиссия?». Руки подняли 3 человека (из 30 собравшихся по этой теме) и были удивлены тем, что только они в трех предприятиях до сих пор реализуют давно устаревшие и отмененные в ҚТЖ практики. Тут же, на месте эта проблема была решена, - говорит Сауле Истлеева.

Еще одна большая выгода нашей корпоративной HRакадемии - появилась основа, «скелет» программы обучения, который можно наложить на любую другую профессиональную функцию – производственную, экономическую, юридическую, финансово-экономическую и другие. Сауле Машуровна уверена, такой комбинированный подход в обучении, будет очень полезен и интересен всем блокам и подразделениям компании. 

Третья выгода - программа обучения имеет прикладной характер. По ее завершению были даны кейсы, упражнения и задачки, которые участники академии решили и презентовали друг другу. Все они прокачались не только теоретически, а еще и практически.

Также достигнута еще одна важная цель - вовлечение людей в управление изменениями. Ведь сейчас и HR-процессы меняются, и сам бизнес меняется. Много проектов трансформации внедряется, идет полным ходом цифровизация. И именно HR-специалисты являются лидерами в продвижении изменений.

К слову, такое обучение очень экономно, потому что софтовую часть преподавали внутренние тренеры. Это те люди, которые находятся в рамках железнодорожного профиля компетенций, которые изнутри знают, что такое цифровые навыки, эмоциональный интеллект, управление конфликтами, внутренние коммуникации и другое. 

- Мы сэкономили даже на том, что не арендовали дорогих специальных залов. Ведь у нас есть филиал «Центр оценки и развития железнодорожного  транспорта» с большой комфортной учебной базой, и все внешние тренеры нам позавидовали- отметила Сауле Машуровна.

Важна атмосфера и настрой

Участники с первых минут обучения были вовлечены в атмосферу раскрепощенного общения, когда можно легко подойти к руководству и экспертам корпцентра, напрямую спросить обо всех волнующих вопросах, поделиться мнением. Для этого в первом модуле HR-Академии был организован своего рода коворкинг- центр, творческая среда. 

Здесь в неформальном общении руководители и сотрудники, выполняя практические задания, учились вместе обсуждать проблемы и находить пути решения, поддерживать обратную связь. В непринужденной форме обсуждались нововведения по оплате труда, автоматизация процесса рекрутинга, подходы к планированию расходов на персонал, формы коммуникаций с короткими и удобными памятками. Слушатели удивлялись, насколько все просто, легко, и тут же на месте получали практические навыки, намного упрощающие их работу. 

В такой же непринужденной форме проходили и субботние онлайн тренинги (второй модуль HR-Академии), куда были приглашены гости и эксперты именно из тех сфер, которые необходимы в работе слушателям. Многим запомнилась HR-аналитика от ведущего эксперта в этой новой области Ирины Зубовой.  Она на реальных кейсах показала, как внедряли HR-аналитику другие ведущие компании, поделилась практиками, которые уже проверены временем. 

В целом, участники HR-Академии стали не только более прокаченными в своих непосредственных должностных обязанностях, но еще и получили такие навыки, которые будут полезными в повседневной работе с персоналом.

- Если еще 10 лет назад HR поголовно были «отделами кадров», и основным направлением работы была административная поддержка сотрудников, то сейчас все иначе, - делится мнением Сауле Истлеева.

Сегодня HR-специалисты должны уметь многое – оказывать качественную и своевременную сервисную функцию кадрового администрирования, внедрять и продвигать изменения, развивать корпоративную культуру, повышать эффективность работников через конкурсный отбор, оценку компетенций, обучение, мотивацию, что в итоге помогает обеспечить социальную стабильность, достичь стратегических целей компании, разрешить трудовые конфликты. 

При этом нужно быть всегда эмоционально-интеллектуальными и стрессо-устойчивыми. Многие после обучения говорят: «Теперь мы поняли, насколько многое от нас зависит». Они признались, что теперь стали намного больше открыты к диалогу, и даже повысилась их личная планка самооценки «Я, как HR, помогаю бизнесу в развитии». Дело в том, что запросы бизнеса теперь лежат в совершенно другой плоскости – аналитики и прогнозирования, управления рисками и вовлеченностью, культуры безопасности и ответственности. HR перестал нести в себе сугубо административные функции, трансформировался под запросы бизнеса. 

Смотреть фильмы по-другому… 

По мнению Сауле Истлеевой, очень многие фильмы про HR. И во время обучения она просто порекомендовала всем посмотреть несколько фильмов и задуматься, о чем они на самом деле. 

Многие потом с удивлением говорили: «Оказывается все так просто – обучение можно преподнести академически, а можно вот так вот, нестандартно и креативно!».

- Просто надо внимательно присмотреться ко многим фильмам. Например, фильм «Мимино», про что он? Он же тоже про HR. И «Афоня», и «Служебный роман», и «Кадры», и «Стажер» и многие другие фильмы... Вот к примеру, «Мимино» фильм про мотивацию. Есть же материальная и нематериальная мотивация. К примеру, почему главный герой из «Мимино» ушел со своей уютной работы и захотел летать на большом лайнере? Несмотря на то, что он из глубинки, все равно поехал реализовывать свою мечту в Москву, потому что появилась мотивация, цель - соответствовать стюардессе Ларисе Ивановне. Когда мне говорят «у меня все хорошо, меня все устраивает», я спрашиваю: «А ты хочешь, как Мимино, летать на лайнере?» И многих этот вопрос мотивирует на новые цели, мечты и достижения, - делится своим видением Сауле Машуровна.

Основной посыл в обучении

Главный посыл обучения - вовлеченность каждого в постоянное развитие своих компетенций. Сауле Истлеева считает, что самое страшное и губительное для любой компании – это невовлеченность сотрудников в интересы и цели бизнеса. Ведь все усилия компании могут разбиться о недопонимание друг друга, безучастность в развитии бизнеса, недооценки своей роли и компетенции. 

- Развитие компетенций через призму вовлеченности дает синергетический эффект как лично для работника, так и для отрасли в целом. И это тоже входит в зону ответственности HR, - говорит наша героиня. 

Регионы
18.07.2025
Воспитанники детсада посетили Уральский железнодорожный музей
Новости
18.07.2025
Более 9 млн тонн казахстанского зерна отправлено на экспорт
Новости
18.07.2025
Эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы ограничат в Казахстане
Инфраструктура
18.07.2025
Железнодорожный мост построят через Сырдарью
Новости
18.07.2025
Развитие морской отрасли обсудили в Министерстве транспорта РК
Новости
18.07.2025
АО «Кедентранссервис» обсуждает сотрудничество в сфере цифровизации логистики с китайскими компания
Новости
18.07.2025
Цифровой модуль для договоров с нерезидентами запущен в KTZ Express
Инфраструктура
18.07.2025
Половина ремонтной кампании на железной дороге завершена в Казахстане
Новости / Архив
18.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №54 от 18 июля 2025 года
Регионы
17.07.2025
Лучших осмотрщиков-ремонтников вагонов определили на станции Караганда-Сортировочная
Регионы
17.07.2025
Меры по противодействию коррупции обсудили на станции Илецк
Регионы
17.07.2025
Финансового ревизора Южного регионального отдела ревизии Валентину Нейман проводили на пенсию
Регионы
17.07.2025
Учения по реагированию на случай холеры прошли на станции Павлодар
Новости
17.07.2025
Капитальный ремонт 16 домов отдыха локомотивных бригад проводит КТЖ
Регионы
17.07.2025
Костанайские железнодорожники отгрузили почти 7 млн тонн
Инфраструктура
17.07.2025
Строительство логистического хаба «Тобыл» начато в Костанае
Пассажирские перевозки
16.07.2025
Нарушения в туристических поездах выявила комиссия АО «Пассажирские перевозки»
Регионы
16.07.2025
В июне экспорт угля «Шубарколь комир» достиг рекордных 841 тыс. тонн
Новости
16.07.2025
Брейн-ринг для машинистов электровозов прошел в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
16.07.2025
На обходной линии в обход ж/д узла станции Алматы выполнено более 96% земляных работ