Сотрудничество Казахстана и Китая в области логистики: верный вектор развития
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
В своем недавнем выступлении на саммите «Центральная Азия – КНР», приуроченном к 30-летию установления дипломатических отношений, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал оценку сотрудничеству между странами Центральной Азии и Китая. Он подчеркнул, что в целом за минувшие три десятилетия государства Центральной Азии выработали действенную модель сотрудничества, основанную на добрососедстве и неизменной поддержке друг друга.
Глава государства также отметил стратегический характер казахстанско-китайского сотрудничества в области логистики. Казахстан обладает огромным транзитным потенциалом, имея общую границу с лидером мировой торговли – КНР. Фактически активное развитие страны началось еще в 1991 году, с началом стыковки рельсов на границе с Китаем, а в последние десять лет – со стартом проекта «Один пояс – Один путь» – развитие стало более интенсивным.
Напомним, данный проект, объединяющий страны по историческому маршруту Великого Шелкового пути, председатель КНР Си Цзиньпин впервые обнародовал во время своего визита в столицу Казахстана. На сегодняшний день, по словам специалистов, большая часть товаров доставляется из Китая в ЕС железнодорожным транспортом. Причем внушительная часть проходит именно по территории Казахстана. Аналитики отмечают, что инициатива «Один пояс – один путь» интересна Китаю, во-первых, тем, что путь через Казахстан в среднем на три-четыре дня быстрее, чем через Монголию и Россию, во-вторых, открытостью казахстанского Правительства к сотрудничеству с Поднебесной.
По словам министра индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбута Атамкулова, в ближайшие пять лет будет реализовано 112 инфраструктурных проектов. Это указывает на заинтересованность Казахстана как в создании хорошей инфраструктуры, так и в готовности к сотрудничеству с Китаем.
При этом по объемам перевозок Китай – ЕС – Китай лидер перевозок – электроника. В целом, в 2021 году объем контейнерных транзитных перевозок через Казахстан вырос до миллиона ДФЭ.
Объемы достаточно показательны, и могут быть увеличены за счет модернизации железнодорожных терминалов в Достыке и Алтынколе, а также общего ускорения перегрузки поездов на китайско-казахстанской границе.