Новую методику тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети предлагает создать ҚТЖ

Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Вопросы развития конкуренции на рынке грузовых перевозок, тарифы и повышение эффективности железнодорожной отрасли Казахстана обсудили в ходе эксперт-форума «Магистраль», передает Rail-news.kz.

В мероприятии на площадке национальной экспертной информационной платформы TransExpert.kz приняли участие заместитель председателя правления по стратегии и цифровизации АО «НК «ҚТЖ» Ануар Ахметжанов, заместитель главы Комитета транспорта МИИР РК Жанибек Тайжанов, руководство Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS, наблюдательного совета Ассоциации национальных экспедиторов РК и научно-экспертного совета Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций.

– На протяжении ряда последних лет идет активное обсуждение по вопросу введения конкурентной модели грузовых перевозок. С 2018 года частные перевозчики в пилотном режиме получили доступ на этот рынок. Сегодня уже свыше 40 компаний имеют соответствующие лицензии уполномоченного государственного органа, – отметил в своем выступлении Ануар Ахметжанов. – Есть определенные результаты, которые нам необходимо обсуждать, выработать совместные подходы и определить дальнейший план действий.

По его мнению, в условиях наличия единого перевозчика в лице ҚТЖ существующая тарифная сетка позволяла сохранять межотраслевой баланс, региональный экономический баланс и баланс доходов и расходов компании.

– ҚТЖ не против конкуренции, однако необходимы системные меры по выработке конкурентных механизмов в грузовых железнодорожных перевозках, – подчеркнул Анурар Ахметжанов. – Действующая система тарифов была выстроена из понимания, что на рынке действует только один оператор локомотивной тяги, он же и единственный перевозчик груза. В такой системе не было потребности в разных тарифах на разные виды услуг. Было достаточно иметь усредненный тариф, и это при том, что удельные затраты на такие услуги существенно различались.

В результате по итогам 2021 года 66% грузов АО «НК «ҚТЖ» перевезло ниже себестоимости.  Операционные затраты частично покрываются другими видами грузов, включая доходы от транзита. Есть дисбаланс в регулировании услуги предоставления локомотивной тяги и по видам отправок. К примеру, затраты на тепловозную тягу превышают электротягу в 2,5 раза. А по вагонной отправке, которая в основном используется для малого и среднего бизнеса, наблюдаются более высокие затраты нежели маршрутные.

Таким образом, действующая система предоставляет преимущество перевозчикам, оперирующим на кольцевых маршрутах на электрифицированных участках. 

– Мы понимаем, что концентрация на доходных перевозках – это естественно, рыночный выбор частных компаний. При этом нельзя забывать, что помимо доходных перевозок есть нерентабельные, которые зачастую не интересны частным перевозчикам, но имеют большое социально-экономическое значение, – говорит спикер. – ҚТЖ без права выбора осуществляет такие виды перевозок, теряя свою конкурентоспособность в рентабельных секторах. Не думаю, что это свойственно справедливой конкуренции. 

В качестве примера Ануар Ахметжанов привел дочернее предприятие компании АО «Қазтеміртранс», которое по-прежнему вынуждено предоставлять свои полувагоны для социальных грузов по ставке, ниже рыночной и ниже себестоимости. Не привел к качественным изменениям ввод конкуренции и в сегменте пассажирских перевозок.

– Сегодня по любым проблемам пассажирских перевозок, даже если это частный перевозчик, люди обращаются в ҚТЖ. Для них пассажирские поезда – это ҚТЖ, – отмечает зампред по стратегии и цифровизации компании.

Передача подъездных путей и топливных комплексов также привела к увеличению тарифов. Сегмент локомотивной тяги – важный элемент в процессе перевозок, поэтому необходимо заранее просчитать все возможные риски.

– Для создания полноценных условий для конкуренции нужно сформировать новую методику тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети, где будет прописано, что будет продавать МЖС и как будет осуществляться доступ. Кроме того, важно подготовить все необходимые положения, касающиеся работ отрасли в условиях множественности перевозчиков. После рассмотреть вопрос дерегулирования услуги по локомотивной тяге, чтобы перевозчики могли работать, используя свои конкурентные преимущества. И только после создания полноценных условий открыть доступ к МЖС, – считает Ануар Ахметжанов.

Вместе с тем нужно законодательно закрепить эксклюзивное право транзитных перевозок за национальным перевозчиком.

Что касается повышения эффективности АО «НК «ҚТЖ» и инфраструктуры, спикер проинформировал, что в рамках программы трансформации уже запущен ряд проектов по повышению эффективности локомотивной тяги, эффективности подвижного состава, инициирована масштабная автоматизация информационных систем и IT-инфраструктуры.

Инфраструктура
27.11.2024
Более 250 км железнодорожного полотна капитально отремонтировало ТОО «Теміржол жөндеу»
Регионы
27.11.2024
Меры предотвращения наездов на людей и скот обсудили в Алматинском отделении магистральной сети
Регионы
27.11.2024
Обеспечение безопасности движения проверят в Оскеменском эксплуатационном вагонном депо
Новости
27.11.2024
Более 250 студентов и школьников побывали на экскурсии в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
27.11.2024
Казахстан намерен увеличить пропускную способность коридора «Север-Юг» до 20 млн тонн
Новости
26.11.2024
Более 155 мостов построят во время строительства новых железных дорог в Казахстане
Новости
26.11.2024
Олжас Бектенов дал ряд поручений Минтранспорта и КТЖ
Новости
26.11.2024
До 2027 года КТЖ построит 9 терминалов
Новости
26.11.2024
Развитие железнодорожной отрасли и транзитного потенциала рассмотрели в правительстве Казахстана
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане
Грузовые перевозки
26.11.2024
Годовой план по сдаче грузов через Достык – Алашанькоу выполнили досрочно
Пассажирские перевозки
26.11.2024
Нацперевозчик напомнил правила использования стоп-крана в пассажирских вагонах
Новости
26.11.2024
Развитие ТМТМ обсудили в Стамбуле
Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году