Новую методику тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети предлагает создать ҚТЖ

Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Вопросы развития конкуренции на рынке грузовых перевозок, тарифы и повышение эффективности железнодорожной отрасли Казахстана обсудили в ходе эксперт-форума «Магистраль», передает Rail-news.kz.

В мероприятии на площадке национальной экспертной информационной платформы TransExpert.kz приняли участие заместитель председателя правления по стратегии и цифровизации АО «НК «ҚТЖ» Ануар Ахметжанов, заместитель главы Комитета транспорта МИИР РК Жанибек Тайжанов, руководство Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS, наблюдательного совета Ассоциации национальных экспедиторов РК и научно-экспертного совета Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций.

– На протяжении ряда последних лет идет активное обсуждение по вопросу введения конкурентной модели грузовых перевозок. С 2018 года частные перевозчики в пилотном режиме получили доступ на этот рынок. Сегодня уже свыше 40 компаний имеют соответствующие лицензии уполномоченного государственного органа, – отметил в своем выступлении Ануар Ахметжанов. – Есть определенные результаты, которые нам необходимо обсуждать, выработать совместные подходы и определить дальнейший план действий.

По его мнению, в условиях наличия единого перевозчика в лице ҚТЖ существующая тарифная сетка позволяла сохранять межотраслевой баланс, региональный экономический баланс и баланс доходов и расходов компании.

– ҚТЖ не против конкуренции, однако необходимы системные меры по выработке конкурентных механизмов в грузовых железнодорожных перевозках, – подчеркнул Анурар Ахметжанов. – Действующая система тарифов была выстроена из понимания, что на рынке действует только один оператор локомотивной тяги, он же и единственный перевозчик груза. В такой системе не было потребности в разных тарифах на разные виды услуг. Было достаточно иметь усредненный тариф, и это при том, что удельные затраты на такие услуги существенно различались.

В результате по итогам 2021 года 66% грузов АО «НК «ҚТЖ» перевезло ниже себестоимости.  Операционные затраты частично покрываются другими видами грузов, включая доходы от транзита. Есть дисбаланс в регулировании услуги предоставления локомотивной тяги и по видам отправок. К примеру, затраты на тепловозную тягу превышают электротягу в 2,5 раза. А по вагонной отправке, которая в основном используется для малого и среднего бизнеса, наблюдаются более высокие затраты нежели маршрутные.

Таким образом, действующая система предоставляет преимущество перевозчикам, оперирующим на кольцевых маршрутах на электрифицированных участках. 

– Мы понимаем, что концентрация на доходных перевозках – это естественно, рыночный выбор частных компаний. При этом нельзя забывать, что помимо доходных перевозок есть нерентабельные, которые зачастую не интересны частным перевозчикам, но имеют большое социально-экономическое значение, – говорит спикер. – ҚТЖ без права выбора осуществляет такие виды перевозок, теряя свою конкурентоспособность в рентабельных секторах. Не думаю, что это свойственно справедливой конкуренции. 

В качестве примера Ануар Ахметжанов привел дочернее предприятие компании АО «Қазтеміртранс», которое по-прежнему вынуждено предоставлять свои полувагоны для социальных грузов по ставке, ниже рыночной и ниже себестоимости. Не привел к качественным изменениям ввод конкуренции и в сегменте пассажирских перевозок.

– Сегодня по любым проблемам пассажирских перевозок, даже если это частный перевозчик, люди обращаются в ҚТЖ. Для них пассажирские поезда – это ҚТЖ, – отмечает зампред по стратегии и цифровизации компании.

Передача подъездных путей и топливных комплексов также привела к увеличению тарифов. Сегмент локомотивной тяги – важный элемент в процессе перевозок, поэтому необходимо заранее просчитать все возможные риски.

– Для создания полноценных условий для конкуренции нужно сформировать новую методику тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети, где будет прописано, что будет продавать МЖС и как будет осуществляться доступ. Кроме того, важно подготовить все необходимые положения, касающиеся работ отрасли в условиях множественности перевозчиков. После рассмотреть вопрос дерегулирования услуги по локомотивной тяге, чтобы перевозчики могли работать, используя свои конкурентные преимущества. И только после создания полноценных условий открыть доступ к МЖС, – считает Ануар Ахметжанов.

Вместе с тем нужно законодательно закрепить эксклюзивное право транзитных перевозок за национальным перевозчиком.

Что касается повышения эффективности АО «НК «ҚТЖ» и инфраструктуры, спикер проинформировал, что в рамках программы трансформации уже запущен ряд проектов по повышению эффективности локомотивной тяги, эффективности подвижного состава, инициирована масштабная автоматизация информационных систем и IT-инфраструктуры.

Новости
10.04.2025
КТЖ выявило хищение дизельного топлива в Карагандинской области
Новости
10.04.2025
Глава государства принял министра транспорта
Грузовые перевозки
10.04.2025
Более 67 млн тонн угля перевезено железнодорожным транспортом за отопительный сезон 2024–2025 годов
Новости
10.04.2025
Казахстан готов экспортировать в Иран до 2 млн тонн пшеницы в год
Регионы
10.04.2025
Более 2,2 млн тонн отгрузили в марте в Костанайском отделении ГП
Новости
09.04.2025
Всемирный день здоровья отметили в КТЖ
Регионы
09.04.2025
Противопожарную защиту усилили в пожароопасный период в Карагандинском отделении ГП
Новости
09.04.2025
Корпоративная программа развития «Профессионал пути» стартовала в КТЖ
Пассажирские перевозки
09.04.2025
Современные пассажирские вагоны начали производить на заводе «Stadler Қазақстан»
Регионы
09.04.2025
Пожарный поезд станции Тобол привлекли для тушения степного пожара
Новости
08.04.2025
Стали известны детали строительства обводной железнодорожной линии в обход узла станции Алматы
Новости
08.04.2025
ЕЭК и СНГ настраивают координацию в сфере логистики и инфраструктуры
Новости
08.04.2025
Руководство КТЖ ознакомилось с ходом строительства ключевых инфраструктурных объектов в Алматы
Грузовые перевозки
08.04.2025
Новую модель ремонта подвижного состава сформировали в АО «Қазтеміртранс»
Регионы
08.04.2025
Акмолинские железнодорожники подготовились к пропуску талых вод
Новости / Архив
08.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №26 от 08 апреля 2025 года
Регионы
07.04.2025
Совет ветеранов уральских железнодорожников подвел итоги 2024 года
КТЖ в лицах
07.04.2025
«Здесь случайных людей нет»: Поездной диспетчер Райхан Сейтенова - о своей работе
Новости
07.04.2025
Более 250 собраний о безопасном переходе через ж/д пути провели на станциях и в школах
Регионы
07.04.2025
Тактические учения по тушению тепловоза провели в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо