Мультипликативный эффект сотрудничества между Казахстаном и Китаем

Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Объем транзитных контейнерных перевозок в Казахстане за 8 месяцев 2021 года достиг 712,1 тысячи ДФЭ, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие цифры озвучили на международной научно-практической конференции «Транспортный потенциал Казахстана: истоки и перспективы», передает Rail-news.kz. В работе панельной сессии «Развитие транзитных коридоров через Казахстан в условиях роста конкуренции трансевразийских транспортных маршрутов» приняли участие генеральный директор АО «KTZ Express» Нурлан Игембаев, заместитель генерального директора ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Канат Кобесов, генеральный секретарь Ассоциации ТМТМ Гайдар Абдикеримов, председатель Комиссии ОСЖД по грузовым перевозкам Зубайда Аспаева и другие. Модератором выступил председатель подкомитета транспортной логистики НПП «Атамекен» Ерхат Искалиев.

– На сегодняшний день 88% транзита через территорию Казахстана проходит по маршруту Китай – Европа – Китай. Этот коридор наиболее востребован китайскими экспортерами/импортерами, – сообщил в своем выступлении глава АО «KTZ Express» Нурлан Игембаев. – За 8 месяцев текущего года из Китая в Европу и в обратном направлении перевезено порядка 438 тысяч ДФЭ, что превышает аналогичный показатель 2020 года на 41%.

Контейнерные маршруты через Казахстан пользуются высоким спросом и на российском рынке. Так, с января по август этого года из Китая в Россию перевезено более 41 тысячи ДФЭ, рост – на 30%.

– По перспективному маршруту Китай – Центральная Азия объем перевозок с начала 2021 года вырос на 18% и составил 155,3 тысячи ДФЭ, – сообщил спикер.

Важное значение для АО «KTZ Express» имеют перевозки грузов морским транспортом, логистические цепочки которых разработаны и осуществлены компанией через инфраструктуру казахстанских портов Актау и Курык. За отчетный период по маршрутам Актау – Баку KTZ Express перевезено 8,7 тысячи ДФЭ, а из Баку в Актау – 2,6 тысячи ДФЭ. Беспрецедентный рост объема перевозок с начала года отмечен и на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ) – он достиг 9,1 тысячи ДФЭ, что превышает аналогичный показатель минувшего года на 98%.

– Одним из факторов роста перевозок по данному маршруту является предоставление специальных тарифных условий, – подчеркнул Нурлан Игембаев.

Всего с начала функционирования этого коридора по нему перевезено свыше 75 тысяч контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте.

– С января по сентябрь 2021 года объем перевозок по ТМТМ из Китая в Европу и в обратном направлении составил 15 тысяч ДФЭ, – сообщил, в свою очередь, генеральный секретарь Ассоциации ТМТМ Гайдар Абдикеримов.

Подробнее о взаимодействии Китая и Казахстана и развитии транспортного потенциала нашей страны рассказал в своем выступлении заместитель генерального директора ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Канат Кобесов. Он отметил, что между двумя странами наблюдается ежегодный рост объема пере- возок на 30%. В последнее время этому во многом способствовала пандемия, которая сделала железнодорожный транспорт наиболее привлекательным для грузоотправителей. Если в 2015 году грузооборот с Китаем составлял 7 миллионов тонн, в том числе контейнерами было перевезено 237 тысяч тонн, то к 2021 году он вырос в три раза (25,2 миллиона тонн), а контейнерные перевозки – в 6 раз (до 1,2 миллиона тонн).

– В разрезе формирования контейнерных организованных поездов в 2018 году мы пропустили 4,5 тысячи поездов, в 2019-м – 5 283 поезда, в 2020 году – 7 472, за 8 месяцев текущего года – 6 130 поездов. До конца года этот показатель достигнет порядка 9 тысяч организованных контейнерных поездов, – сообщил Канат Кобесов.

При этом значительно выросла скорость транзитных поездов: с 800-900 километров в сутки до 1 150 километров в сутки в настоящий момент. Планируется, что к 2025 году грузооборот железнодорожного транспорта между Китаем и Казахстаном достигнет 40 миллионов тонн.

– Для увеличения пропуска поездов ведется модернизация и строительство путей на участке Достык – Мойынты, эта программа рассчитана до 2023 года включительно и даст ощутимый прирост объемов перевозки, – отметил спикер. – Если сейчас мы сдаем по переходу Достык – Алашанькоу в среднем по 12-15 поездов в сутки, то к 2025 году хотим достичь цифры 40 поездов в сутки.

Канат Кобесов также проинформировал, что в текущем году все грузовые станции Казахстана открыты для погрузки в контейнерах. Наблюдается переориентация большей части грузов на станцию Алтынколь, где расположен крупнейший в Центральной Азии сухой порт «KTZEKhorgos Gateway». Развивается терминальная инфраструктура станции Достык. Сейчас там 4 действующих терминала, в перспективе планируется увеличить их количество до шести единиц. Китайской стороной в настоящее время ведется модернизация приемо-отправочных путей, терминалов по приемке насыпных грузов на станции Алашанькоу.

– Заложенные Нигматжаном Исингариным в 90-х годах прошлого века зерна развития сотрудничества между Китаем и Казахстаном сегодня имеют большой мультипликативный эффект, – резюмировал Канат Кобесов.

Доля транзитных перевозок через Казахстан составляет более 90% от общего объема перевозок в направлении Китай – Европа – Китай. Участники дискуссии отметили, что сегодня изменился весь процесс наземной доставки грузов между Азией и Европой – теперь это не просто перевозка груза в контейнере, а комплексный логистический продукт, который реализуется по расписанию и точно в срок, и в который полностью интегрированы операторские компании и перевозчики «последней мили». В рамках Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), объединяющей 29 стран Европы и Азии, создана устойчивая международная правовая база, которая регулирует весь спектр вопросов, связанных с перевозками железнодорожным транспортом и комбинированными перевозками, подчеркнула в своем выступлении председатель Комиссии ОСЖД по грузовым перевозкам Зубайда Аспаева.

– Ежедневно на железнодорожных станциях стран – участниц ОСЖД оформляется более 4 миллионов электронных накладных СМГС и ЦИМ/СМГС, обеспечивающих беспрепятственную перевозку грузов на всем пути следования. Действуют и другие международные договоры, – сообщила она.

К слову, применение накладной ЦИМ/ СМГС актуально при мультимодальных перевозках грузов в направлениях Китай – Балтийское море – страны Европы, Китай – Каспийское море – Черное море – страны Европы. – В 2020 году по территории Казахстана проследовало 7 472 контейнерных поезда, в том числе транзитом – 7 059. За 8 месяцев 2021 года уже проследовало 6 130 контейнерных поездов, 5 679 из которых в транзитном сообщении, – привела цифры Зубайда Аспаева.

Пассажирские перевозки
23.07.2025
Более 150 железнодорожных пассажирских маршрута курсируют в Казахстане
Новости
23.07.2025
ЕАЭС расширяет цифровые грузоперевозки: в 2025 подключат новые направления
Новости
23.07.2025
О работе по предотвращению несчастных случаев на железной дороге рассказали в КТЖ
Инфраструктура
23.07.2025
На участке Алтынколь – Жетыген отсыпано 975 тысяч кубометров земляного полотна
Новости
23.07.2025
Первый контейнерный поезд отправлен по маршруту ТМТМ из провинции Шаньси в Азербайджан
Регионы
22.07.2025
Итоги работы за первое полугодие 2025 года подвели в РЦУП-2
Новости
22.07.2025
Сотрудничество Казахстана и Грузии в сфере транспорта и логистики обсудили в КТЖ
Спорт
22.07.2025
Команда КАЗПРОФТРАНС завоевала бронзу на II Спартакиаде АО «QARMET»
Новости
22.07.2025
Развитие Среднего коридора и контейнерных перевозок обсудили Казахстан и Грузия
Новости
22.07.2025
Казахстан и Грузия обсуждают укрепление торгово-экономического сотрудничества и развитие Транскаспийского маршрута
Новости
22.07.2025
Пожарный поезд задействовали при тушении склада в Алматы
Новости / Архив
22.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №55 от 22 июля 2025 года
Новости
21.07.2025
КТЖ и РЖД усиливают стратегическое партнёрство
Новости
21.07.2025
Батумский морской порт и Северный морской терминал Актау подписали соглашение о сотрудничестве
Спорт
21.07.2025
Уральские железнодорожники победили в летней спартакиаде
Регионы
21.07.2025
Осмотрщик Алтынбек Омаров вовремя обнаружил опасную неисправность на станции Сары-Озек
Грузовые перевозки
21.07.2025
Экспорт угля по железной дороге с начала года увеличился на 14%
Новости
21.07.2025
Водитель автомобиля врезался в маневровый тепловоз на станции Шымкент
Регионы
21.07.2025
Работы по модернизации 16 вокзалов ведут на станциях Акмолинской области
Регионы
21.07.2025
Противопожарные учения прошли на станциях Костанай и Тобол