Цифровые технологии на железнодорожном транспорте Казахстана

Цифровизация
01.06.2021, 11:09
Райхан Рахметова

Вопросы развития информационных и цифровых технологий на железнодорожном транспорте обсудили в ходе «круглого стола» с участниками перевозочного процесса и международными экспертами.

Мероприятие, организатором которого выступили АО «НК «ҚТЖ», Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» и Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций, прошло в онлайн-режиме на платформе Zoom. В работе «круглого стола» приняли участие порядка 200 казахстанских и международных логистических операторов, грузовладельцев, IT-специалистов, а также представители Министерства индустрии и инфраструктурного развития, Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, Евразийской экономической комиссии, НПП РК «Атамекен» и другие. Главными темами обсуждения стали современные тренды цифровизации транспортно-логистического комплекса, формирование цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, IT-системы логистических операторов и возможности их интеграции со всеми участниками перевозочного процесса. Выступая на панельной сессии «Цифровые и информационные решения в области комплексного управления на железнодорожном транспорте», заместитель генерального директора ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Канат Кобесов рассказал об автоматизированных системах, применяемых в АО «НК «ҚТЖ». Он сообщил, что в настоящее время товарищество является бизнес-владельцем 43 информационных систем, и презентовал 10 основных, участвующих в организации бизнес-процесса «Перевозка грузов»: АСУ ДКР, ИСУ «Перевозки», ИС «Производственная безопасность» и т.д.

– В целях повышения эффективности перевозочной деятельности ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» выстраивает свою бизнес-модель, акцентируя особое внимание на методах применения цифровых инструментов и современных решений при автоматизации ключевых операций с переходом на безбумажные технологии, – отметил Канат Кобесов. – Этот подход позволяет достичь своевременности, а также максимальной прозрачности текущих бизнес-операций компании.

Обсуждая глобальные логистические тренды, эксперты выделили интегрированный аутсорсинг (5PL) – сервис высшего, 5-го, уровня. Операторы 5PL оказывают весь спектр услуг по планированию, транспортировке, складированию различных грузов и товаров. В ходе онлайн-заседания отмечалось, что развитие провайдеров до уровня 5PL – дело ближайшего будущего. По прогнозам, уже через 20-30 лет будет организовано единое логистическое пространство, действующее на территории Евросоюза. Что касается стран – участниц Евразийского экономического союза, то в настоящее время прорабатывается вопрос создания условий для формирования цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.

– Цифровые транспортные коридоры ЕАЭС являются одним из приоритетных направлений реализации цифровой повестки союза, которая утверждена высшим советом ЕАЭС – главами 5 стран в 2017 году, – сказал помощник председателя Евразийской экономической комиссии Мирлан Омуралиев. – Это обусловлено необходимостью оптимизации бизнес-процессов перевозочных процедур с использованием цифровых технологий. Специальная комиссия с уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС в рамках этого направления рассмотрела несколько инициатив от железнодорожных администраций. – Изучив их, пришли к выводу, что нам необходимо разработать Концепцию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, – поделился Мирлан Омуралиев.

В течение полутора лет российский аналитический центр при правительстве РФ, с привлечением Института прикладных систем Беларуси, а также представителей Казахстана в лице компании «Транстелеком» провели научно-исследовательскую работу. В результате выработаны основные подходы к формированию цифровых коридоров ЕАЭС. Они нацелены на решение таких задач, как отказ от бумажного сопровождения транспортно- логистических операций, переход к обмену данными, создание единых стандартов для транспортно-логистических сервисов, переход на сквозную интегрированную информационную систему надзора, основанную на анализе данных и снимающую с перевозчика большую долю административной нагрузки.

– На глобальном уровне единых подходов по этому направлению нет. Китай и Европа создают свои платформы на транзитных путях из Азии в Европу, в том числе через страны ЕАЭС. При этом вектор развития экосистем схож, – отметил Мирлан Омуралиев. – На наш взгляд, необходимо создать свою сеть платформ, баз данных сервисов на пространстве союза, которые связаны между собой и отвечают на вызовы современности по оцифровке транспортно-логистического сектора с условием сохранения национального суверенитета каждой страны.

Он подчеркнул, что сохранение национального суверенитета является одним из главных принципов не только в рамках разработки цифровых транспортных коридоров, но и цифровой повестки в целом.

– В феврале 2019 года сделаны первые шаги к практической реализации проекта. Утвержден план мероприятий по формированию цифровой экосистемы, в пяти странах определены ответственные органы. Сформирована экспертная площадка, – доложил спикер.

В ноябре 2020 года утвержден перечень сервисов и необходимой инфраструктуры, который по мере необходимости может актуализироваться каждый год.

– Сейчас он состоит из 11 пунктов, включая информационно-коммуникационную витрину национальных сервисов, сервисы по проведению медицинского освидетельствования, применению электронной международной транспортной накладной для авто- и железнодорожного транспорта, электронного путевого листа, отслеживанию перевозок с использованием электронных навигационных пломб для согласованных видов транспорта и другие, – проинформировал Мирлан Омуралиев.

Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин считает первоочередным при развитии евразийских транспортных коридоров инвестирование в развитие логистической инфраструктуры, создание data-центров и обеспечение хранения информации. – Клиент готов платить за такой сервис, как безопасность данных, а на уровне взаимодействия администраций железных дорог это будет гарантировать, что обмен данными производится без риска утечки информации, – считает он.

Интервью
16.04.2025
На связи 24/7: О роли коммуникации в работе рассказали в АО «Пассажирские перевозки»
Регионы
16.04.2025
Итоги первого квартала 2025 года подвели на координационном совете уральские железнодорожники
Регионы
16.04.2025
Цифровой аппарат для медосвидетельствования работников появился в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
16.04.2025
Центр трансформации бизнеса КТЖ внедряет передовые технологии
Новости
16.04.2025
Глава Минтранса представил стратегию развития ТМТМ на IV Анталийском дипломатическом форуме
Регионы
16.04.2025
Почти 10 тысяч фитинговых платформ были погружены в Костанайском регионе
Регионы
15.04.2025
Более 500 железнодорожников приняли участие в субботнике в Карагандинском регионе
Регионы
15.04.2025
Меры пожарной безопасности усиливают в Алматинской области
Новости
15.04.2025
ВЖДО подвела итоги работы за 2024 год
Новости
15.04.2025
Более 740 тонн рельсов для строительства столичного LRT прибыли на станцию Сороковая
Регионы
15.04.2025
Мужчина погиб под колесами поезда на станции Павлодар
Новости / Архив
15.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №28 от 15 апреля 2025 года
Новости
14.04.2025
Казпрофтранс помог школьнице из Щучинска представить проект «умной остановки» в Актобе
Регионы
14.04.2025
Лекции к 80-летию Победы читают в музее железнодорожников Уральска
Грузовые перевозки / Цифра недели
14.04.2025
Железнодорожные перевозки выросли на 4,4%
Новости
14.04.2025
Минтранс сообщил о начале модернизации 125 железнодорожных вокзалов
Регионы
14.04.2025
Железнодорожники и полицейские продолжают вести профилактические беседы с уральскими школьниками
Пассажирские перевозки
14.04.2025
КТЖ готовит пассажирские поезда к летним перевозкам
Инфраструктура
11.04.2025
КТЖ приступит к модернизации участка Алтынколь – Жетыген в этом году
Новости
11.04.2025
Железнодорожники обсудили развитие логистических маршрутов в Минске