Цифровые технологии на железнодорожном транспорте Казахстана

Цифровизация
01.06.2021, 11:09
Райхан Рахметова

Вопросы развития информационных и цифровых технологий на железнодорожном транспорте обсудили в ходе «круглого стола» с участниками перевозочного процесса и международными экспертами.

Мероприятие, организатором которого выступили АО «НК «ҚТЖ», Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» и Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций, прошло в онлайн-режиме на платформе Zoom. В работе «круглого стола» приняли участие порядка 200 казахстанских и международных логистических операторов, грузовладельцев, IT-специалистов, а также представители Министерства индустрии и инфраструктурного развития, Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, Евразийской экономической комиссии, НПП РК «Атамекен» и другие. Главными темами обсуждения стали современные тренды цифровизации транспортно-логистического комплекса, формирование цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, IT-системы логистических операторов и возможности их интеграции со всеми участниками перевозочного процесса. Выступая на панельной сессии «Цифровые и информационные решения в области комплексного управления на железнодорожном транспорте», заместитель генерального директора ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Канат Кобесов рассказал об автоматизированных системах, применяемых в АО «НК «ҚТЖ». Он сообщил, что в настоящее время товарищество является бизнес-владельцем 43 информационных систем, и презентовал 10 основных, участвующих в организации бизнес-процесса «Перевозка грузов»: АСУ ДКР, ИСУ «Перевозки», ИС «Производственная безопасность» и т.д.

– В целях повышения эффективности перевозочной деятельности ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» выстраивает свою бизнес-модель, акцентируя особое внимание на методах применения цифровых инструментов и современных решений при автоматизации ключевых операций с переходом на безбумажные технологии, – отметил Канат Кобесов. – Этот подход позволяет достичь своевременности, а также максимальной прозрачности текущих бизнес-операций компании.

Обсуждая глобальные логистические тренды, эксперты выделили интегрированный аутсорсинг (5PL) – сервис высшего, 5-го, уровня. Операторы 5PL оказывают весь спектр услуг по планированию, транспортировке, складированию различных грузов и товаров. В ходе онлайн-заседания отмечалось, что развитие провайдеров до уровня 5PL – дело ближайшего будущего. По прогнозам, уже через 20-30 лет будет организовано единое логистическое пространство, действующее на территории Евросоюза. Что касается стран – участниц Евразийского экономического союза, то в настоящее время прорабатывается вопрос создания условий для формирования цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.

– Цифровые транспортные коридоры ЕАЭС являются одним из приоритетных направлений реализации цифровой повестки союза, которая утверждена высшим советом ЕАЭС – главами 5 стран в 2017 году, – сказал помощник председателя Евразийской экономической комиссии Мирлан Омуралиев. – Это обусловлено необходимостью оптимизации бизнес-процессов перевозочных процедур с использованием цифровых технологий. Специальная комиссия с уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС в рамках этого направления рассмотрела несколько инициатив от железнодорожных администраций. – Изучив их, пришли к выводу, что нам необходимо разработать Концепцию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, – поделился Мирлан Омуралиев.

В течение полутора лет российский аналитический центр при правительстве РФ, с привлечением Института прикладных систем Беларуси, а также представителей Казахстана в лице компании «Транстелеком» провели научно-исследовательскую работу. В результате выработаны основные подходы к формированию цифровых коридоров ЕАЭС. Они нацелены на решение таких задач, как отказ от бумажного сопровождения транспортно- логистических операций, переход к обмену данными, создание единых стандартов для транспортно-логистических сервисов, переход на сквозную интегрированную информационную систему надзора, основанную на анализе данных и снимающую с перевозчика большую долю административной нагрузки.

– На глобальном уровне единых подходов по этому направлению нет. Китай и Европа создают свои платформы на транзитных путях из Азии в Европу, в том числе через страны ЕАЭС. При этом вектор развития экосистем схож, – отметил Мирлан Омуралиев. – На наш взгляд, необходимо создать свою сеть платформ, баз данных сервисов на пространстве союза, которые связаны между собой и отвечают на вызовы современности по оцифровке транспортно-логистического сектора с условием сохранения национального суверенитета каждой страны.

Он подчеркнул, что сохранение национального суверенитета является одним из главных принципов не только в рамках разработки цифровых транспортных коридоров, но и цифровой повестки в целом.

– В феврале 2019 года сделаны первые шаги к практической реализации проекта. Утвержден план мероприятий по формированию цифровой экосистемы, в пяти странах определены ответственные органы. Сформирована экспертная площадка, – доложил спикер.

В ноябре 2020 года утвержден перечень сервисов и необходимой инфраструктуры, который по мере необходимости может актуализироваться каждый год.

– Сейчас он состоит из 11 пунктов, включая информационно-коммуникационную витрину национальных сервисов, сервисы по проведению медицинского освидетельствования, применению электронной международной транспортной накладной для авто- и железнодорожного транспорта, электронного путевого листа, отслеживанию перевозок с использованием электронных навигационных пломб для согласованных видов транспорта и другие, – проинформировал Мирлан Омуралиев.

Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин считает первоочередным при развитии евразийских транспортных коридоров инвестирование в развитие логистической инфраструктуры, создание data-центров и обеспечение хранения информации. – Клиент готов платить за такой сервис, как безопасность данных, а на уровне взаимодействия администраций железных дорог это будет гарантировать, что обмен данными производится без риска утечки информации, – считает он.

Новости
27.06.2025
Планы развития ТМТМ обсудили в Варшаве
Новости
27.06.2025
Объем перевозок по ТМТМ вырос на 62%
Регионы
27.06.2025
О работе по охране труда рассказали в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
27.06.2025
Принятие нового Налогового кодекса позволит направить средства на развитие железнодорожных путей
Грузовые перевозки
27.06.2025
«Кедентранссервис» и «Фининвест» обсудили строительство транспортно-логистического комплекса в Астане
Грузовые перевозки
27.06.2025
Объем железнодорожных перевозок через Хоргос вырос на 26,7%
Новости / Архив
27.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №49 от 27 июня 2025 года
Новости
26.06.2025
Представители стран ОДКБ обсудили вопросы обеспечения технической защиты железных дорог
Регионы
26.06.2025
Железнодорожники и полицейские усилили профилактическую работу на станциях Павлодар и Екибастуз
КТЖ в лицах
26.06.2025
«Быть дежурным — значит держать дорогу под контролем»: Гульжан Рымбекова поделилась опытом
Спорт
26.06.2025
Железнодорожники Болатбек Кажаев и Асылхан Какимов стали призерами международного турнира по дзюдо
Пассажирские перевозки
26.06.2025
Видеокамеры появятся во всех пассажирских поездах КТЖ до конца 2025 года
Новости
25.06.2025
Жанибек Тайжанов посетил Атырауский вагоностроительный завод Texol
Новости
25.06.2025
Нурлан Жакупов обсудил дальнейшее сотрудничество с Alstom
Регионы
25.06.2025
О работе машинистов-инструкторов рассказали в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Регионы
25.06.2025
Алматинская дистанция пути ведет профилактику наездов на людей и скот
Регионы
25.06.2025
Алматинское отделение железной дороги увеличило объёмы перевозок на 16%
Новости
24.06.2025
Глава государства подчеркнул значение ж/д проектов для транзитного потенциала Казахстана на Совете иностранных инвесторов
Новости
24.06.2025
Президент Казахстана обсудил с руководством Wabtec развитие сотрудничества в железнодорожной отрасли
Регионы
24.06.2025
Более 30 илецких железнодорожников приняли участие в показательном комиссионном осмотре на станции Цвилинга