Жетыген – Коргас: горизонты будущего

Инфраструктура
02.08.2022, 09:28
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Один из крупнейших индустриальных проектов транспортной отрасли Казахстана в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития «Жетыген – Коргас» дал импульс всему региону, повысил транспортный потенциал страны путем открытия второго трансграничного международного перехода с КНР.

Открытие новой дороги придало мощный импульс повышению экспортного и транзитного потенциала страны, облегчило работу на грузонапряженном участке Достык – Актогай и удвоило пропускную способность на границе с Китаем до 35-40 миллионов тонн в год. 

ДОРОГА, ВЕДУЩАЯ ВПЕРЕД 

В размахе масштабности стройки не приходится сомневаться. Строительство линии стоимостью 154,9 миллиарда тенге началось в декабре 2009 года. Выполняя программу форсированного индустриально-инновационного развития экономики, национальный перевозчик решил обеспечить строительство стратегически важной линии Жетыген – Коргас силами отечественных подрядчиков. Здесь работали почти 4 000 человек, которые проложили 293,2 километра пути, построили 14 раздельных пунктов, из них пять станций, 28 мостов и два путепровода на некогда пустынной и нетронутой земле.

На строительстве дороги Жетыген-Коргас

НА МАЖОРНОЙ НОТЕ

Прокладывать железную дорогу – непростой и изнуряющий труд. Специалистам-первопроходцам приходилось строить подъездные пути вдоль магистрали, по ним нужно было подвозить необходимое оборудование, технику и материалы. Следом велась работа по балластировке пути щебнем и выправке верхнего строения пути. Но, несмотря на трудности, коллектив справился со своими задачами. 

Б. Исинаманов со строителями

По словам строителей, протяженность болот в этих местах достигает 80 километров. Рабочим в прямом смысле приходилось менять ландшафт. 

Стоит отметить, что на строительстве дороги была задействована современная специализированная техника. На станции Жетыген базировалась компания «Жол жөндеуші», которая занималась верхним строением пути. Необходимо сказать еще об одной особенности строительства линии. Из-за сложности рельефа рабочим приходилось создавать насыпные «барханы». Местами высота искусственной песчаной насыпи доходила до 25 метров. Здесь в работу включалась сложная землеройно-транспортная техника: скреперы, бульдозеры, автогрейдеры, экскаваторы. 26 августа 2011 года на станции Шелек произведена стыковка двух участковых станций – Жетыген и Шелек. Этот день вошел в историю становления линии Жетыген – Коргас как одной из ключевых.

Начальник строительства Алий Карабалин

МОСТЫ – СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СИЛА  

По оценкам специалистов, самым сложным оказалось возведение мостов. Несмотря на сжатые сроки, казахстанские мостостроители обеспечили готовность всех мостов и путепроводов через реки Талгар, Есик, Балтабай, Тургень и Иле.

Открытие моста Иле

Самый большой и сложный мост на всей линии – через реку Иле длиной 969 метров. Он состоит из 12 стальных пролетов на 11 опорах, причем каждая устанавливается на 36 сваях, которые уходят в глубину на более чем 30 метров (это высота примерно 10-этажного дома). Одна такая опора выдерживает 16 тысяч тонн. 

16 октября 2011 года на железнодорожном мосту через реку Иле состоялась стыковка двух участков укладки железнодорожного пути, по которым прошел первый рабочий поезд. Мост соединил два района: Уйгурский и Панфиловский. 

Благодаря стройке в районы вдохнули новую жизнь. Началось строительство жилья и других социальных объектов на станциях Жетыген, Шелек (поселок Масак), Таскарасу (поселок Рахат), Алтынколь (поселок Нуркент), Кундызды и на разъездах Жарсу и Ортакудык. 

1 сентября 2012 года по новой линии открылось регулярное пассажирское движение сообщением Алматы – Алтынколь. А в декабре состоялось официальное открытие железнодорожного пограничного перехода Жетыген – Коргас между Казахстаном и Китаем. 

Станция Алтынколь

– Дорога дала возможность создать новые рабочие места, связанные как с железной дорогой, так и с вновь создаваемыми предприятиями, повысила деловую активность в регионе. Ныне сама жизнь подтверждает, что восточная дорога в Поднебесную – это не только стратегически важный транспортный коридор, но и открытие новых возможностей, широкой перспективы, – говорит директор Алматинского отделения грузовых перевозок Нурым Жаниязов. 

Ожила степь. Тишину просторов оглашают перестук вагонов и гудки локомотивов. Новую жизнь степи дала железная дорога. Для тех, кто строил линию Жетыген – Коргас, – это не просто новый железнодорожный маршрут, а это летопись истории, которую пишут сами люди, это уникальная магистраль, связывающая судьбы, открывшая новые возможности, рисуя горизонты прекрасного будущего.

Новости
30.07.2025
Почётный железнодорожник Калтай Самбетов отметил прогресс отрасли
Новости
30.07.2025
АО «НК «ҚТЖ» и TCDD Taşimacilik A.Ş. подписали соглашение о сотрудничестве по развитию ТМТМ
Инфраструктура
30.07.2025
Более 12,8 тысячи работников участвуют в строительстве крупных железнодорожных проектов
Новости
30.07.2025
КТЖ увеличило приём помощников машиниста в связи с ростом грузоперевозок
Пассажирские перевозки
30.07.2025
Дополнительный электропоезд будет следовать по маршруту «Астана – Курорт Боровое»
Новости
30.07.2025
КТЖ и Международный порт Мерсин обсудили сотрудничество в рамках развития ТМТМ
Новости
29.07.2025
Касым-Жомарт Токаев принял председателя совета директоров компании S Sistem Lojistik Хусейна Барлина
Инфраструктура
29.07.2025
Замакима Актюбинской области проверил вокзалы и объекты инфраструктуры в Байганинском и Темирском районах
Новости
29.07.2025
Рационализаторская активность в 2,5 раза превысила план в Акмолинском отделении ГП
Новости / Цифра недели
29.07.2025
Количество нарушений безопасности движения снизилось на 4% в КТЖ
Грузовые перевозки
29.07.2025
Более 550 млн тонн грузов за полгода перевезли в Казахстане
Новости / Архив
29.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №57-58 от 29 июля 2025 года
Новости
28.07.2025
Около 900 раз экстренно тормозили машинисты поездов в Казахстане
КТЖ в лицах
28.07.2025
Более 40 лет на железной дороге: история Александра Исмухамедова
Регионы
28.07.2025
Пожарно-тактические учения прошли на станции Илецк
Новости
28.07.2025
Школьники побывали на экскурсии в центральном музее КТЖ
Новости
28.07.2025
Возгорание потушили на прилегающей к железной дороге территории
Регионы
28.07.2025
Ретровыставка «Страницы стальных магистралей» проходит в Усть-Каменогорске
Регионы
28.07.2025
Пожарно-тактические учения прошли на станциях Шубарколь и Сарыколь
Новости
28.07.2025
Герои железной дороги — на LED-экране КТЖ