Расима Баязитова о гибких инструментах в железнодорожном менеджменте

Интервью
17.05.2022, 08:46
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Во всем мире наблюдается устойчивый тренд на саморазвитие и гибкие технологии. Не отстают от мирового мейнстрима и железнодорожники. Свою лепту в этот процесс вносит заместитель генерального директора по корпоративному развитию ТОО «Темир Транс Сервис», сертифицированный коуч ICF, тренер высшей школы бизнеса ALMAU Расима Баязитова. Интервью с ней взял корреспондент Rail-news.kz.

 Ее профессиональные знания и опыт помогают построению сильной корпоративной культуры, основанной на создании и развитии эффективной команды, чтобы коллеги максимально раскрыли свой потенциал и развивали не только hard skills, но и soft skills. 

– Расима Тлеубергеновна, являясь заместителем генерального директора производственной компании, предоставляющей комплекс услуг по ремонту и сервису грузового подвижного состава, на какие моменты в работе вы, прежде всего, обращаете внимание? 

– Наш коллектив железнодорожников – это одна большая команда, в которой каждый четко понимает цель и разделяет ценности с компанией, такие как качество, ответственность, слаженность, оперативность. Наша компания как часовой механизм, в котором если отказывается работать одна деталь, то выходит из строя все. Поэтому важной частью рабочего процесса является вовлеченность и слаженность коллектива. 

При этом для руководителя основная задача – создание комфортной социально-психологической атмосферы, в которой сотрудники смогут продуктивно разрешать текущие вопросы и добиваться высоких результатов. 

Сейчас среди существующих мировых тенденций огромную роль играет навык саморазвития каждого сотрудника в частности и построение корпоративной системы обучения в целом. Мы тоже не можем упускать этот аспект из виду. 

– Поэтому у вас основной упор в части развития человеческого капитала делается на командообразование? 

– Да, ведь, по сути, командообразование – это насущная необходимость для развития бизнеса. Когда весь коллектив действует сплоченно, сотрудники плечом к плечу решают поставленные задачи. Резко возрастает эффективность всех бизнес-процессов, повышается конкурентоспособность. И при этом важно, что рост происходит не за счет привлечения новых ресурсов, а за счет внутренних резервов. 

Думаю, что в любой компании командообразование позволяет создать не просто сплоченный коллектив, а сделать каждого работника в первую очередь командным игроком. При этом, создать сильную и эффективную команду не получается по щелчку пальцев. Соответственно, к вопросам формирования и развития команды необходимо подходить очень серьезно. Тем более, у нас в компании большой территориальный разброс – 10 региональных участков, которые охватывают весь Казахстан. Для нас важно, чтобы, несмотря на удаленность друг от друга, мы все работали как единый слаженный механизм. И в этом процессе помогают внутренние тренинги и коучинг. 

– Расскажите подробнее об эффективности коучинга как инструмента управления.

– К примеру в больших компаниях в России есть штатные коучи, задача которых – увеличивать эффективность отдельных сотрудников и команды в целом. Коучинг помогает раскрыть потенциал, определить видение дальнейшего развития и карьеры, а также выявить внутренние ресурсы каждого сотрудника. Через командный коучинг мы формируем общее видение проблемных вопросов и задач, пути решения, помогаем сотрудникам развивать навыки критического мышления, происходит «сшивка» команды, повышается вовлеченность и мотивация. Команда начинает думать неправильно, а одинаково. Результат – повышение производительности компании.  

Конечно, для железнодорожников это новые, не всегда понятные технологии, но часто и с большой охотой они становятся участниками обучающих тренингов и коучсессий. При этом наши сотрудники понимают, что профессии на всю жизнь теперь нет и необходимо быстро осваивать новые навыки, которые понадобятся в недалеком будущем. По мировой статистике, миллионы рабочих мест станут неактуальными. В то же время в ближайшие несколько лет ожидается появление примерно 97 миллионов новых рабочих мест. Например, в таких сферах как анализ данных, искусственный интеллект, развитие бизнеса, интернет-маркетинг. 

– Чему же стоит учиться сейчас, чтобы быть в тренде в будущем?

– Перечислять можно долго, но, на мой взгляд, основное – это Soft skills, а именно: эмоциональный интеллект, критическое мышление, навык саморазвития, цифровая грамотность, концентрация и управление вниманием, экологическое мышление, креативность и творчество и другое.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об одном из своих последних тренингов? 

– Давайте остановимся на тренинге «Создание и развитие сильных команд».  На нем можно узнать многое: как формируется уникальная корпоративная культура «бирюзовых» команд, определяется тип руководителя, его роль в команде, управление поведением членов команды, роли, разбир психотипов. Кроме того, люди получают энергию и мотивацию, вовлеченность в процесс, теоретические и практические знания, инструменты, различные кейсы, узнают какую нужную литературу можно изучать самостоятельно. 

Также очень полезным оказался и тренинг по развитию корпоративных компетенций. После таких тренингов работники уже точно знают, где и как будут применять полученные знания на практике. Большой плюс таких тренингов в том, что здесь в неформальном общении руководители и обычные сотрудники обсуждают основные направления деятельности, определяют свою роль. Выполняя практические задания, они учатся вместе обсуждать решения, поддерживать обратную связь с работниками.  Я всегда подчеркиваю, что необходимо налаживать более тесное общение руководителей всех уровней с простыми рабочими, так сказать, создаем социальные лифты.

– Многие считают, что их профессиональный рост обусловлен только рабочими часами, и нужно прилагать усилия только в это время. Как вы считаете, верно ли это?  

– Есть такое выражение: «ваш вечер делает ваше будущее». Нужно просто проанализировать, чем человек занимается после основной работы. Большинство людей не придает этому значения и считает, что хорошо потрудилось. И это выбор каждого – бездумно потратить время на просмотр сериалов или заняться саморазвитием. На своих тренингах я всегда и всем даю совет: читайте, читайте и снова читайте. Чтение может выгодно развить любого человека и сделать на голову выше всех. Те, кто много читают, больше разбираются в разных сферах знаний, и это может быть полезно для компании. Еще один совет – активно налаживайте деловые связи. Ведь общаясь с разными людьми и узнавая их мнение, можно получить бесценный опыт. 

– Как вы считаете, зависит ли от тренингов какими будут работники на железной дороге будущего? 

– Да, однозначно. Все позитивные изменения, которые несут с собой тренинги, заставляют меняться буквально каждого сотрудника компании. И это очень важно на нынешнем этапе перехода к глобальной цифровизации технологических процессов. Сейчас, когда на производстве постоянно появляются новые технологии, все острее встает вопрос, что задача личностного роста каждого сотрудника – это задача будущего. Больше всего меня радует, когда я чувствую открытость к изменениям. Я понимаю, что многие привыкли выполнять работу старыми привычными путями и ничего не менять из года в год. Но сейчас такой подход становится невозможным, и надо принять это как должное, смело шагая в будущее. 

– Благодарю вас за интересную беседу! 

Пассажирские перевозки
23.07.2025
Более 150 железнодорожных пассажирских маршрута курсируют в Казахстане
Новости
23.07.2025
О работе по предотвращению несчастных случаев на железной дороге рассказали в КТЖ
Инфраструктура
23.07.2025
На участке Алтынколь – Жетыген отсыпано 975 тысяч кубометров земляного полотна
Новости
23.07.2025
Первый контейнерный поезд отправлен по маршруту ТМТМ из провинции Шаньси в Азербайджан
Регионы
22.07.2025
Итоги работы за первое полугодие 2025 года подвели в РЦУП-2
Новости
22.07.2025
Сотрудничество Казахстана и Грузии в сфере транспорта и логистики обсудили в КТЖ
Спорт
22.07.2025
Команда КАЗПРОФТРАНС завоевала бронзу на II Спартакиаде АО «QARMET»
Новости
22.07.2025
Развитие Среднего коридора и контейнерных перевозок обсудили Казахстан и Грузия
Новости
22.07.2025
Казахстан и Грузия обсуждают укрепление торгово-экономического сотрудничества и развитие Транскаспийского маршрута
Новости
22.07.2025
Пожарный поезд задействовали при тушении склада в Алматы
Новости / Архив
22.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №55 от 22 июля 2025 года
Новости
21.07.2025
КТЖ и РЖД усиливают стратегическое партнёрство
Новости
21.07.2025
Батумский морской порт и Северный морской терминал Актау подписали соглашение о сотрудничестве
Спорт
21.07.2025
Уральские железнодорожники победили в летней спартакиаде
Регионы
21.07.2025
Осмотрщик Алтынбек Омаров вовремя обнаружил опасную неисправность на станции Сары-Озек
Грузовые перевозки
21.07.2025
Экспорт угля по железной дороге с начала года увеличился на 14%
Новости
21.07.2025
Водитель автомобиля врезался в маневровый тепловоз на станции Шымкент
Регионы
21.07.2025
Работы по модернизации 16 вокзалов ведут на станциях Акмолинской области
Регионы
21.07.2025
Противопожарные учения прошли на станциях Костанай и Тобол
Регионы
18.07.2025
Воспитанники детсада посетили Уральский железнодорожный музей