Расима Баязитова о гибких инструментах в железнодорожном менеджменте

Интервью
17.05.2022, 08:46
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Во всем мире наблюдается устойчивый тренд на саморазвитие и гибкие технологии. Не отстают от мирового мейнстрима и железнодорожники. Свою лепту в этот процесс вносит заместитель генерального директора по корпоративному развитию ТОО «Темир Транс Сервис», сертифицированный коуч ICF, тренер высшей школы бизнеса ALMAU Расима Баязитова. Интервью с ней взял корреспондент Rail-news.kz.

 Ее профессиональные знания и опыт помогают построению сильной корпоративной культуры, основанной на создании и развитии эффективной команды, чтобы коллеги максимально раскрыли свой потенциал и развивали не только hard skills, но и soft skills. 

– Расима Тлеубергеновна, являясь заместителем генерального директора производственной компании, предоставляющей комплекс услуг по ремонту и сервису грузового подвижного состава, на какие моменты в работе вы, прежде всего, обращаете внимание? 

– Наш коллектив железнодорожников – это одна большая команда, в которой каждый четко понимает цель и разделяет ценности с компанией, такие как качество, ответственность, слаженность, оперативность. Наша компания как часовой механизм, в котором если отказывается работать одна деталь, то выходит из строя все. Поэтому важной частью рабочего процесса является вовлеченность и слаженность коллектива. 

При этом для руководителя основная задача – создание комфортной социально-психологической атмосферы, в которой сотрудники смогут продуктивно разрешать текущие вопросы и добиваться высоких результатов. 

Сейчас среди существующих мировых тенденций огромную роль играет навык саморазвития каждого сотрудника в частности и построение корпоративной системы обучения в целом. Мы тоже не можем упускать этот аспект из виду. 

– Поэтому у вас основной упор в части развития человеческого капитала делается на командообразование? 

– Да, ведь, по сути, командообразование – это насущная необходимость для развития бизнеса. Когда весь коллектив действует сплоченно, сотрудники плечом к плечу решают поставленные задачи. Резко возрастает эффективность всех бизнес-процессов, повышается конкурентоспособность. И при этом важно, что рост происходит не за счет привлечения новых ресурсов, а за счет внутренних резервов. 

Думаю, что в любой компании командообразование позволяет создать не просто сплоченный коллектив, а сделать каждого работника в первую очередь командным игроком. При этом, создать сильную и эффективную команду не получается по щелчку пальцев. Соответственно, к вопросам формирования и развития команды необходимо подходить очень серьезно. Тем более, у нас в компании большой территориальный разброс – 10 региональных участков, которые охватывают весь Казахстан. Для нас важно, чтобы, несмотря на удаленность друг от друга, мы все работали как единый слаженный механизм. И в этом процессе помогают внутренние тренинги и коучинг. 

– Расскажите подробнее об эффективности коучинга как инструмента управления.

– К примеру в больших компаниях в России есть штатные коучи, задача которых – увеличивать эффективность отдельных сотрудников и команды в целом. Коучинг помогает раскрыть потенциал, определить видение дальнейшего развития и карьеры, а также выявить внутренние ресурсы каждого сотрудника. Через командный коучинг мы формируем общее видение проблемных вопросов и задач, пути решения, помогаем сотрудникам развивать навыки критического мышления, происходит «сшивка» команды, повышается вовлеченность и мотивация. Команда начинает думать неправильно, а одинаково. Результат – повышение производительности компании.  

Конечно, для железнодорожников это новые, не всегда понятные технологии, но часто и с большой охотой они становятся участниками обучающих тренингов и коучсессий. При этом наши сотрудники понимают, что профессии на всю жизнь теперь нет и необходимо быстро осваивать новые навыки, которые понадобятся в недалеком будущем. По мировой статистике, миллионы рабочих мест станут неактуальными. В то же время в ближайшие несколько лет ожидается появление примерно 97 миллионов новых рабочих мест. Например, в таких сферах как анализ данных, искусственный интеллект, развитие бизнеса, интернет-маркетинг. 

– Чему же стоит учиться сейчас, чтобы быть в тренде в будущем?

– Перечислять можно долго, но, на мой взгляд, основное – это Soft skills, а именно: эмоциональный интеллект, критическое мышление, навык саморазвития, цифровая грамотность, концентрация и управление вниманием, экологическое мышление, креативность и творчество и другое.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об одном из своих последних тренингов? 

– Давайте остановимся на тренинге «Создание и развитие сильных команд».  На нем можно узнать многое: как формируется уникальная корпоративная культура «бирюзовых» команд, определяется тип руководителя, его роль в команде, управление поведением членов команды, роли, разбир психотипов. Кроме того, люди получают энергию и мотивацию, вовлеченность в процесс, теоретические и практические знания, инструменты, различные кейсы, узнают какую нужную литературу можно изучать самостоятельно. 

Также очень полезным оказался и тренинг по развитию корпоративных компетенций. После таких тренингов работники уже точно знают, где и как будут применять полученные знания на практике. Большой плюс таких тренингов в том, что здесь в неформальном общении руководители и обычные сотрудники обсуждают основные направления деятельности, определяют свою роль. Выполняя практические задания, они учатся вместе обсуждать решения, поддерживать обратную связь с работниками.  Я всегда подчеркиваю, что необходимо налаживать более тесное общение руководителей всех уровней с простыми рабочими, так сказать, создаем социальные лифты.

– Многие считают, что их профессиональный рост обусловлен только рабочими часами, и нужно прилагать усилия только в это время. Как вы считаете, верно ли это?  

– Есть такое выражение: «ваш вечер делает ваше будущее». Нужно просто проанализировать, чем человек занимается после основной работы. Большинство людей не придает этому значения и считает, что хорошо потрудилось. И это выбор каждого – бездумно потратить время на просмотр сериалов или заняться саморазвитием. На своих тренингах я всегда и всем даю совет: читайте, читайте и снова читайте. Чтение может выгодно развить любого человека и сделать на голову выше всех. Те, кто много читают, больше разбираются в разных сферах знаний, и это может быть полезно для компании. Еще один совет – активно налаживайте деловые связи. Ведь общаясь с разными людьми и узнавая их мнение, можно получить бесценный опыт. 

– Как вы считаете, зависит ли от тренингов какими будут работники на железной дороге будущего? 

– Да, однозначно. Все позитивные изменения, которые несут с собой тренинги, заставляют меняться буквально каждого сотрудника компании. И это очень важно на нынешнем этапе перехода к глобальной цифровизации технологических процессов. Сейчас, когда на производстве постоянно появляются новые технологии, все острее встает вопрос, что задача личностного роста каждого сотрудника – это задача будущего. Больше всего меня радует, когда я чувствую открытость к изменениям. Я понимаю, что многие привыкли выполнять работу старыми привычными путями и ничего не менять из года в год. Но сейчас такой подход становится невозможным, и надо принять это как должное, смело шагая в будущее. 

– Благодарю вас за интересную беседу! 

Регионы / Спорт
26.07.2024
Турнир по бадминтону среди железнодорожников прошел в Усть-Каменогорске
Спорт
26.07.2024
Футбольное поле для железнодорожников открыли в Таразе
Регионы
26.07.2024
Более 30 экстренных торможений применили машинисты из-за вышедшего на ж/д пути скота в границах Павлодарской дистанции пути
Регионы
26.07.2024
Вопросы перевозок угля обсудили в Усть-Каменогорске
Новости
26.07.2024
Тарифы на парковку у железнодорожного вокзала «Астана» обновят с 5 августа
Новости
26.07.2024
Сотрудничество в сферах транспорта и логистики обсудили вице-премьеры Казахстана и России в Москве
Новости
26.07.2024
Алгоритм погрузки, доставки и выгрузки техники при ЧС поручили разработать Минтрансу
Новости / Архив
26.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №61 от 26 июля 2024 года
Регионы
25.07.2024
Железнодорожники Карагандинской и Акадырской дистанций пути продолжают работы по смене рельсовых опор
Новости
25.07.2024
Развитие сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта обсудили страны ЕАЭС
Регионы
25.07.2024
Итоги отгрузки за первое полугодие 2024 года подвели в ВКО
КТЖ в лицах
25.07.2024
«Каждый день уникален и полон вызовов»: Поездной диспетчер рассказал о своей работе
Новости
25.07.2024
Транспортный контроль и лицензирование экспедиторской деятельности обсудили в Минтранспорта
Пассажирские перевозки
24.07.2024
В КТЖ выявили факт провоза безбилетного пассажира в Шымкенте
Регионы
24.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Регионы
24.07.2024
Более 7 тысяч жителей ЗКО обратились к специалистам поезда «Саламатты Қазақстан»
Новости
24.07.2024
Более 600 железнодорожных подъездных путей переданы в доверительное управление АО «Центр транспортного сервиса»
Спорт
24.07.2024
Турнир по настольному теннису приурочили к 100-летию станции Павлодар
Регионы
24.07.2024
Фестиваль КВН прошел на станции Караганда-Сортировочная
Новости
23.07.2024
Повышение эффективности казахстанских морских портов обсудили в Актау