Расима Баязитова о гибких инструментах в железнодорожном менеджменте

Интервью
17.05.2022, 08:46
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Во всем мире наблюдается устойчивый тренд на саморазвитие и гибкие технологии. Не отстают от мирового мейнстрима и железнодорожники. Свою лепту в этот процесс вносит заместитель генерального директора по корпоративному развитию ТОО «Темир Транс Сервис», сертифицированный коуч ICF, тренер высшей школы бизнеса ALMAU Расима Баязитова. Интервью с ней взял корреспондент Rail-news.kz.

 Ее профессиональные знания и опыт помогают построению сильной корпоративной культуры, основанной на создании и развитии эффективной команды, чтобы коллеги максимально раскрыли свой потенциал и развивали не только hard skills, но и soft skills. 

– Расима Тлеубергеновна, являясь заместителем генерального директора производственной компании, предоставляющей комплекс услуг по ремонту и сервису грузового подвижного состава, на какие моменты в работе вы, прежде всего, обращаете внимание? 

– Наш коллектив железнодорожников – это одна большая команда, в которой каждый четко понимает цель и разделяет ценности с компанией, такие как качество, ответственность, слаженность, оперативность. Наша компания как часовой механизм, в котором если отказывается работать одна деталь, то выходит из строя все. Поэтому важной частью рабочего процесса является вовлеченность и слаженность коллектива. 

При этом для руководителя основная задача – создание комфортной социально-психологической атмосферы, в которой сотрудники смогут продуктивно разрешать текущие вопросы и добиваться высоких результатов. 

Сейчас среди существующих мировых тенденций огромную роль играет навык саморазвития каждого сотрудника в частности и построение корпоративной системы обучения в целом. Мы тоже не можем упускать этот аспект из виду. 

– Поэтому у вас основной упор в части развития человеческого капитала делается на командообразование? 

– Да, ведь, по сути, командообразование – это насущная необходимость для развития бизнеса. Когда весь коллектив действует сплоченно, сотрудники плечом к плечу решают поставленные задачи. Резко возрастает эффективность всех бизнес-процессов, повышается конкурентоспособность. И при этом важно, что рост происходит не за счет привлечения новых ресурсов, а за счет внутренних резервов. 

Думаю, что в любой компании командообразование позволяет создать не просто сплоченный коллектив, а сделать каждого работника в первую очередь командным игроком. При этом, создать сильную и эффективную команду не получается по щелчку пальцев. Соответственно, к вопросам формирования и развития команды необходимо подходить очень серьезно. Тем более, у нас в компании большой территориальный разброс – 10 региональных участков, которые охватывают весь Казахстан. Для нас важно, чтобы, несмотря на удаленность друг от друга, мы все работали как единый слаженный механизм. И в этом процессе помогают внутренние тренинги и коучинг. 

– Расскажите подробнее об эффективности коучинга как инструмента управления.

– К примеру в больших компаниях в России есть штатные коучи, задача которых – увеличивать эффективность отдельных сотрудников и команды в целом. Коучинг помогает раскрыть потенциал, определить видение дальнейшего развития и карьеры, а также выявить внутренние ресурсы каждого сотрудника. Через командный коучинг мы формируем общее видение проблемных вопросов и задач, пути решения, помогаем сотрудникам развивать навыки критического мышления, происходит «сшивка» команды, повышается вовлеченность и мотивация. Команда начинает думать неправильно, а одинаково. Результат – повышение производительности компании.  

Конечно, для железнодорожников это новые, не всегда понятные технологии, но часто и с большой охотой они становятся участниками обучающих тренингов и коучсессий. При этом наши сотрудники понимают, что профессии на всю жизнь теперь нет и необходимо быстро осваивать новые навыки, которые понадобятся в недалеком будущем. По мировой статистике, миллионы рабочих мест станут неактуальными. В то же время в ближайшие несколько лет ожидается появление примерно 97 миллионов новых рабочих мест. Например, в таких сферах как анализ данных, искусственный интеллект, развитие бизнеса, интернет-маркетинг. 

– Чему же стоит учиться сейчас, чтобы быть в тренде в будущем?

– Перечислять можно долго, но, на мой взгляд, основное – это Soft skills, а именно: эмоциональный интеллект, критическое мышление, навык саморазвития, цифровая грамотность, концентрация и управление вниманием, экологическое мышление, креативность и творчество и другое.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об одном из своих последних тренингов? 

– Давайте остановимся на тренинге «Создание и развитие сильных команд».  На нем можно узнать многое: как формируется уникальная корпоративная культура «бирюзовых» команд, определяется тип руководителя, его роль в команде, управление поведением членов команды, роли, разбир психотипов. Кроме того, люди получают энергию и мотивацию, вовлеченность в процесс, теоретические и практические знания, инструменты, различные кейсы, узнают какую нужную литературу можно изучать самостоятельно. 

Также очень полезным оказался и тренинг по развитию корпоративных компетенций. После таких тренингов работники уже точно знают, где и как будут применять полученные знания на практике. Большой плюс таких тренингов в том, что здесь в неформальном общении руководители и обычные сотрудники обсуждают основные направления деятельности, определяют свою роль. Выполняя практические задания, они учатся вместе обсуждать решения, поддерживать обратную связь с работниками.  Я всегда подчеркиваю, что необходимо налаживать более тесное общение руководителей всех уровней с простыми рабочими, так сказать, создаем социальные лифты.

– Многие считают, что их профессиональный рост обусловлен только рабочими часами, и нужно прилагать усилия только в это время. Как вы считаете, верно ли это?  

– Есть такое выражение: «ваш вечер делает ваше будущее». Нужно просто проанализировать, чем человек занимается после основной работы. Большинство людей не придает этому значения и считает, что хорошо потрудилось. И это выбор каждого – бездумно потратить время на просмотр сериалов или заняться саморазвитием. На своих тренингах я всегда и всем даю совет: читайте, читайте и снова читайте. Чтение может выгодно развить любого человека и сделать на голову выше всех. Те, кто много читают, больше разбираются в разных сферах знаний, и это может быть полезно для компании. Еще один совет – активно налаживайте деловые связи. Ведь общаясь с разными людьми и узнавая их мнение, можно получить бесценный опыт. 

– Как вы считаете, зависит ли от тренингов какими будут работники на железной дороге будущего? 

– Да, однозначно. Все позитивные изменения, которые несут с собой тренинги, заставляют меняться буквально каждого сотрудника компании. И это очень важно на нынешнем этапе перехода к глобальной цифровизации технологических процессов. Сейчас, когда на производстве постоянно появляются новые технологии, все острее встает вопрос, что задача личностного роста каждого сотрудника – это задача будущего. Больше всего меня радует, когда я чувствую открытость к изменениям. Я понимаю, что многие привыкли выполнять работу старыми привычными путями и ничего не менять из года в год. Но сейчас такой подход становится невозможным, и надо принять это как должное, смело шагая в будущее. 

– Благодарю вас за интересную беседу! 

КТЖ в лицах
11.03.2025
«Не могу сидеть без дела»: 31 год работает слесарем по осмотру и ремонту локомотива Алмагуль Нурмахина
КТЖ в лицах
11.03.2025
Как совмещать работу и семью, рассказала оператор по обработке перевозочных документов станции Уральск
КТЖ в лицах
11.03.2025
Директора Центрального музея железнодорожного транспорта Гульнару Шормакову проводили на пенсию
КТЖ в лицах
11.03.2025
«Даже мысли не было о смене профессии»: Ольга Дедкова почти 30 лет трудится осмотрщиком вагонов на станции Петропавловск
Новости
11.03.2025
«Прогнозирование – это искусство»: графисты рассказали о своей работе
Новости
11.03.2025
Систему видеоаналитики на переездах испытали в КТЖ
КТЖ в лицах
11.03.2025
«Железная дорога всегда меня выручала»: Дежурная по станции Оскемен-1 Минайым Абдрахманова — о выборе професии
Новости
11.03.2025
КТЖ: Обследованы все водохранилища и плотины выше железнодорожного полотна
Новости
11.03.2025
Глава Минтранспорта посетил открытый после реконструкции вокзал в Экибастузе
Пассажирские перевозки
10.03.2025
Более 300 пассажиров перевезены поездами КТЖ с закрытых из-за непогоды трасс
Пассажирские перевозки
10.03.2025
КТЖ вывезет застрявших из-за непогоды на трассах людей в Астану
Пассажирские перевозки
09.03.2025
Более тысячи пассажирок поездов КТЖ получили подарки на 8 марта
Пассажирские перевозки
08.03.2025
Более 1,6 тысячи проводниц поездов и сотрудниц касс трудятся в железнодорожной сфере
Новости
07.03.2025
Автомашину пожарного поезда задействовали при тушении пожара на станции Сексеул
Грузовые перевозки
07.03.2025
KTZ Express отправило газетную бумагу в ОАЭ и Индию
Новости
07.03.2025
Специальными наградами отметили работниц стальной магистрали в КТЖ
Пассажирские перевозки
07.03.2025
О правилах путешествий на поезде на поздних сроках беременности напомнили в КТЖ
Новости
07.03.2025
Кедентранссервис и China Xinjiang Commercial Logistics откроют совместное предприятие в Алматы
Новости
07.03.2025
Мастер-классы и праздничную фотосессию для железнодорожниц организовали в КТЖ
Новости / Архив
07.03.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №17-18 от 07 марта 2025 года